Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны

Воронина Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях быстрого развития сферы услуг и увеличения ее удельного веса в экономике обострилась проблема статистической оценки деятельности в этой области. Количественно описать сферу услуг как сектор экономики, отдельные входящие в него сегменты, а также определить ее место и роль в национальном хозяйстве позволяет подход, основанный на расчете интегрального показателя – коэффициента макроэкономической трансформации сферы услуг.

Ключевые слова: рыночные отношения, сфера услуг, экономическое развитие, статистическая оценка, интегральнаяоценка, коэффициент макроэкономической трансформации, структура потребления



Мировая практика свидетельствует, что значимость сферы услуг в экономике страны обычно оценивают двумя важнейшими показателями:

1) удельным весом занятых в этой сфере от общей численности работающих; 2) долей в ВВП.

Каждый из этих показателей отражает отдельные стороны воспроизводственного процесса: результат производственной деятельности и трудовой потенциал сферы услуг. Представляется, что объединение показателей доли услуг в ВВП и доли занятых в сфере услуг позволяет получить обобщающий показатель, характеризующий значимость сферы услуг в экономике страны. При определении этого обобщающего показателя возникает проблема применения соответствующей формы средней. В соответствии с теорией средних, если усредняемые величины являются коэффициентами структуры или динамики, то для расчета средней применяется только средняя геометрическая.

Применение формулы средней арифметической простой является недостаточно корректным, так как при вычислениях необходимо будет суммировать доли (коэффициенты), что является нарушением условий применения средних величин. Следовательно, обобщающий коэффициент значимости сферы услуг в экономике страны должен определяться из двух частных показателей по формуле:

(1),

где:

– K1 – обобщающий коэффициент значимости сферы услуг в экономике;

– dу – доля услуг в валовом внутреннем продукте;

– dз – доля занятых в сфере услуг в общей численности работающих.

Обобщающий коэффициент производственного потенциала сферы услуг

Материально-техническую базу подразделений экономики обычно оценивают стоимостью, структурой и эффективностью использования основных фондов. Доля основных фондов сферы услуг в общей их стоимости по экономике в целом как структурная характеристика отражает материально-техническую базу сферы услуг.

Если кроме доли занятых и доли услуг в ВВП учесть и этот фактор, то можно получить обобщающий коэффициент производственного потенциала сферы услуг. Поскольку он также является результатом усреднения теперь уже трех показателей, то его расчет должен осуществляться по средней геометрической:

(2),

где:

– K2 – обобщающий коэффициент производственного потенциала сферы услуг;

– dоф – доля основных фондов сферы услуг в общей стоимости основных фондов страны.

Если в одних и тех же отраслях сферы услуг (разных регионов, стран) объем и структура основных фондов существенно отличаются, то это указывает на разный уровень материально-технической базы изучаемой отрасли или вида деятельности по оказанию услуг, на отставание или опережение отдельных регионов по уровню развития отдельных отраслей и видов деятельности по оказанию услуг.

Таким образом, обобщающий показатель производственного потенциала сферы услуг может использоваться при международных, межрегиональных сравнениях.

Принято считать, что чем выше уровень развития страны и благосостояния людей, тем большую часть произведенных услуг в состоянии оплатить население и, следовательно, тем выше степень развития рыночных отношений. Исходя из этого, соотношение между рыночными и нерыночными услугами можно оценить долей платных услуг населению в общем объеме их производства.

Обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг

Используя предложенный подход, обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг можно получить из четырех частных показателей:

– доли производства услуг в ВВП;

– доли занятых в сфере услуг;

– доли основных фондов;

– доли платных услуг в объеме их производства.

Для этого расчета предлагается следующая формула:

(3),

где:

– Kр.о. – обобщающий коэффициент степени развития рыночных отношений в сфере услуг;

– dпл.у – доля платных услуг в их производстве.

Учитывая, что главное назначение сферы услуг – создание условий для повышения уровня и качества жизни, в интегральной оценке сферы услуг должен присутствовать показатель, отражающий уровень жизни. Одной из важнейших характеристик уровня жизни населения является структура потребления, то есть доля расходов на покупку продовольственных, непродовольственных товаров и оплату услуг.

Известно, что в развитых странах уровень жизни населения тем выше, чем меньше в составе расходов доля затрат на покупку продовольственных товаров и больше на оплату услуг и приобретение непродовольственных товаров. Так, на покупку продовольственных товаров население затрачивает около 10%, а на оплату услуг – около 40%. Учет структуры потребления (доли расходов на оплату услуг) в интегральном показателе значимости сферы услуг позволит охарактеризовать ее с точки зрения обеспечения условий жизнедеятельности людей, уровня и качества жизни.

Коэффициент макроэкономической трансформации сферы услуг

Таким образом, сохраняя признанные в мире подходы к оценке вклада сферы услуг, а также необходимость учета ее потенциала, степени развития рыночных отношений и повышения уровня жизни населения, роли сферы услуг в обеспечении условий жизнедеятельности, можно рассчитать интегральный показатель – коэффициент макроэкономической трансформации сферы услуг.

Для его определения необходимо использовать важнейшие частные и обобщающие показатели, характеризующие сферу услуг как систему. В их составе в качестве основополагающих необходимо сохранить названные выше – долю производства услуг в ВВП и долю занятых в сфере услуг. Кроме того, следует включить в модель еще три показателя, характеризующих состояние и пропорции развития этой сферы экономики:

– долю основных фондов сферы услуг в общей стоимости основных фондов страны. Это связано с тем, что доля основных фондов наряду с долей занятых в сфере услуг отражают соответственно ее материальные и трудовые ресурсы;

– долю платных услуг населению в производстве услуг. Важность этого показателя заключается в том, что он отражает, кроме степени развитости рыночных отношений, одну из важнейших пропорций – соотношение между рыночными и нерыночными услугами, то есть в нем учитывается часть услуг, производство которых финансируется за счет средств бюджетов всех уровней;

– долю платных услуг населению в составе розничного товарооборота и платных услуг, характеризующих структуру потребления, во многом определяющую уровень жизни населения.

(4),

где:

– kинт. – интегральный коэффициент макроэкономической трансформации сферы услуг;

– dстр.– доля платных услуг в составе розничного товарооборота и платных услуг (структура потребления).

Учет инфляции

Использование предлагаемого метода оценки сферы услуг в динамике требует учета и исключения влияния инфляции. Для каждого года расчеты структурных показателей могут выполняться в фактически действующих ценах, так как анализируемые показатели являются сопоставимыми. Оценка вклада сферы услуг в динамике требует пересчета исходных абсолютных показателей в сопоставимые цены.

Известно, что в качестве измерителей инфляции в статистической практике используют индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен.

Очевидно, что пересчет макроэкономических показателей ВВП и валовой добавленной стоимости по выпуску услуг должен осуществляться их делением на индекс-дефлятор ВВП. А переоценка розничного товарооборота и стоимости платных услуг в сопоставимые цены – делением на индекс потребительских цен.

Таким образом, предложенные частные и обобщающие показатели дают достаточно полную и всестороннюю характеристику сфере услуг. На их основе разработан интегральный показатель, характеризующий состояние, потенциал сферы услуг, оценку ее значимости в развитии национального хозяйства страны. Достоинством предлагаемого метода является то, что все расчеты базируются на данных официальной статистики.

Применение в аналитических целях изложенного методического подхода к оценке значимости сферы услуг позволит принимать обоснованные решения по ее развитию. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности управления сферой услуг и формированию эффективной структуры национальной экономики.


Источники:

1. Балаева О.Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 3. – С. 23–28.
2. Россия в цифрах. / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2007.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:26:05