Роль легкой промышленности в экономическом развитии России

Бурденко Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бурденко Е.В. Роль легкой промышленности в экономическом развитии России // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 108-111.

Аннотация:
В работе проведен анализ размещения предприятий легкой промышленности в России и влияния мирового финансового кризиса на динамику развития отрасли в 2009 г. Сделан вывод, что у предприятий отрасли есть потенциал для дальнейшего развития, и он может быть значительно усилен за счет внедрения нанотехнологий.

Ключевые слова: экономика предприятия, легкая промышленность, экономика региона, импортозамещение, нанотехнологии, текстильное производство, кожаные изделия



Легкая промышленность включает в себя совокупность специализированных отраслей, производящих как товары массового потребления, так и продукцию, используемую для технических нужд из различных видов сырья. Данный сектор относится к обрабатывающей промышленности и осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции.

Взаимосвязь легкой промышленности с другими отраслями

Легкая промышленность взаимосвязана со следующими отраслями:

– сельским хозяйством;

– транспортом;

– здравоохранением;

– мебельной промышленностью;

– авиационной промышленностью;

– автомобильной промышленностью;

– химической промышленностью;

– электротехнической промышленностью;

– пищевой промышленностью и рядом др.

В настоящее время лёгкая промышленность России включает 17 подотраслей, в которых работает около 14 тыс. предприятий и организаций, из них 1437 – крупные и средние. Тем не менее, 70% объёма производства приходится на 300 наиболее крупных предприятий. Общая численность занятых в отрасли составляет свыше 500 тыс. человек, из них 75% – женщины.

Предприятия легкой промышленности производят широкий ассортимент продукции как для повседневного потребления, так и производственно-технического и стратегического назначения. Доля продукции, производимой по заказам силовых структур, составляла около 11% от общего объема выпуска продукции отрасли. На продукцию легпрома существует устойчивый спрос, потому что отрасль востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека и во всех отраслях экономики. Но доля отечественного производства в общем объёме оборота товаров лёгкой промышленности в России составляет всего 20% [3].

Ситуация в отрасли

Финансовый кризис привел к снижению объемов производства в подотраслях легкой промышленности. Об этом свидетельствует индекс текстильного и швейного производства, который в январе – ноябре 2009 г. составил 82,7% к январю – ноябрю 2008 г.

А индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви составил соответственно 95,8% [2].

Таким образом, наблюдается отрицательная динамика производства товаров легкой промышленности за 2009 г. Однако, несмотря на это, есть предпосылки для стабилизации положения и заметного улучшению ситуации:

– усиление процесса импортозамещения по товарам легкой промышленности (по обуви импорт за январь–октябрь 2009 г. составил 65,5% по физическому объему от уровня соответствующего периода 2008 г., по одежде – 84,9% в стоимостном выражении). Этому способствовали усиления соответствующих подразделений МВД и ФСБ России;

– изменение конъюнктуры спроса внутри страны в сторону более качественных отечественных товаров;

– государственное сдерживание роста потребительских цен на продукцию легкой промышленности (индекс цен в ноябре 2009 г. к декабрю 2008 г. по тканям хлопчатобумажным составил 112,6%, верхней одежде – 105,8%, белью постельному – 105,0%, трикотажным изделиям – 111,7% и обуви – 107,9%) [2].

Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре легкой промышленности занимает текстильная, швейная и меховая отрасли, производящие вместе 75% от общего объема.

Объединенные не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке: на долю текстильной продукции приходится 45%, швейных изделий и изделий из меха – 30%, на продукцию кожевенно-обувного производства – 25%.

Без участия легкой промышленности невозможно реализовать такие национальные проекты, как «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Образование», «Развитие АПК». Легкая промышленность обеспечивает своей продукцией эти направления.

Мобильная отрасль

Предприятия легкой промышленности расположены в 72 регионах России, около 70% предприятий являются градообразующими. Наибольшая их концентрация наблюдается в Центральном федеральном округе (55 предприятий), Приволжском федеральном округе (30 предприятий), Южном федеральном округе (17 предприятий). Российским лидером является Ивановская область, в которой сосредоточено около 65% отечественных производственных мощностей по выпуску льняного и хлопчатобумажного текстиля.

Особенностью предприятий легкой промышленности является высокая мобильность производства, позволяющая при изменении сезона, спроса и моды осуществить быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объема выпуска, а соответственно и прибыли при условии грамотного управления и не снижения объема продаж. Происходит быстрая отдача вложенных финансовых средств в предприятия легкой промышленности за счет интенсивного товарооборота (2–4 раза в год).

В 2009 г. разработан концептуальный документ развития легкой промышленности России на период до 2020 г. («Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г.» [3]), в котором проведен анализ сегодняшнего положения и даны основные направления развития отрасли в долгосрочной перспективе. Несмотря на большое количество проблем, имеющихся в отрасли, перспективой в развитии может стать внедрение нанотехнологий, что позволит выйти отрасли на новый качественный уровень [1].


Источники:

1. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России: национальный доклад. – М.: ИМЭМО РАН, ГУ-ВШЭ, 2008.
2. Мониторинг развития легкой промышленности в январе – ноябре 2009 г. // Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20091222_01.
3. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. – М, 2009.

Страница обновлена: 03.04.2024 в 03:25:45