Анализ формирования механизмов управления строительно-промышленной индустрии в Азербайджане на муниципальном уровне
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сафаров А.Н. Анализ формирования механизмов управления строительно-промышленной индустрии в Азербайджане на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 158-163.
Аннотация:
Статья посвящена формированию механизмов управления строительно-промышленной индустрии, с использованием различных моделей промышленной политики: импортозамещения, экспортной, инновационной. Исследована необходимость перехода азербайджанской экономики на региональном уровне к инновационной модели.
Ключевые слова: муниципальная собственность, местное самоуправление, механизм управления, Азербайджан, инновационная модель, муниципалитет, строительная промышленность, кластерная концепция
В условиях интеграции Азербайджанкой Республики в мировую экономическую систему важное значение имеет развитие приоритетных отраслей национального хозяйства, одной из которых является строительно-промышленная индустрия. В этой связи необходимо исследовать преимущества и недостатки различных моделей промышленной политики, выявить цели развития строительно-промышленной индустрии. Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
— стимулирование дальнейшего развития производственного процесса;
— повышение качества производимой строительной продукции, отвечающим мировым стандартам.
Модели промышленной политики
Приоритетные направления, которые подчинены конкретной цели реализуемой политики, получили название моделей промышленной политики.
К основным моделям промышленной политики относятся:
1) импортозамещающая модель, направленная на поддержание и развитие национального производства. Способствует поддержанию твердого курса национальной валюты и тем самым предотвращает инфляцию;
2) экспортная модель, направленная на увеличение производства экспортно ориентированной строительной продукции. В данном случае промышленная политика муниципалитетов направлена на развитие и поддержку конкурентоспособных экспортных отраслей. Динамика внешнего товарооборота Азербайджанской Республики представлена на рис. 1 (см. ниже) [4];
Рис. 1. Динамика внешнего товарооборота Азербайджана
3) инновационная модель. Суть инновационной модели заключается в ориентации на такое экономическое развитие, которое опирается на новейшие технические, технологические и др. достижения. На рис. 2 (см. на с. 160) представлен график расходов на технологические инновации в промышленности Азербайджана [4].
Рис. 2. Расходы на технологические инновации в Азербайджане
Глобализация и строительство
В условиях глобализации и интеграции Азербайджана в мировой рынок весьма актуальным является формирование новых механизмов управления строительно-промышленной индустрии.
Как известно, глобализация диктует базовые направления изменения строительно-промышленной индустрии. К ним относятся:
1) освоение и применение новых форматов в строительстве;
2) расширение азербайджанского бизнеса в данной сфере;
3) рост технологического производства, который позволит конкурировать с мировыми производителями строительной продукции.
Но следует учитывать, что формирование механизмов управления строительно-промышленной индустрии необходимо осуществлять, как правило, на трех уровнях: на макроуровне, на мезоуровне, на микроуровне.
Согласно проекту, подготовленному Агентством США по международному развитию (USAID) [3], в рамках поддержки торговли и инвестиционных реформ в Азербайджане, после вступления республики в ВТО рост производства в нефтяном секторе прогнозируется на уровне 2,44%. Спрос на импорт в результате сокращения пошлин возрастет примерно на 8%. Наряду с этим, ставки пошлин, применяемых на азербайджанские товары за рубежом, будут снижены с нынешних 13% до 9%. Но объемы продаж местных производителей сократятся на 1%. Рост экспорта повысит ВВП на 1,03%. Кроме того, планируется сокращение процентных ставок в пределах 5%, что создаст условия для развития предпринимательства.
Региональная политика
При определении приоритетов развития строительно-промышленной индустрии принцип партнерства является одним из важнейших принципов формирования и реализации муниципальной промышленной политики. Для внедрения данной муниципальной политики необходимы соответствующие экономические ресурсы, составляющие основу муниципальной собственности. Большую, нередко определяющую роль здесь играет грамотное управление муниципальной собственностью.
Комплексная оценка эффективности управления муниципальной собственностью – это система взаимосвязанных критериев и показателей, характеризующих направления этого развития, основанных на законах рыночного хозяйствования.
С целью внедрения системных мероприятий по рациональному использованию существующих в регионах трудовых ресурсов, природных и экономических потенциалов, развитию нефтяного сектора экономики и углублению реформ в аграрном секторе, увеличению занятости населения, обновлению инфраструктуры, созданию благоприятного инвестиционного климата, в 2009 году была утверждена «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2009–2013 гг.)» [1]. Эта программа является вторым этапом реализации региональной политики государства. В 2004 году была утверждена «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004–2008 гг.)» [1].
Именно на муниципальном уровне решения этих проблем осуществляются в рамках данной программы. К тому же регионы Азербайджана реализуют стратегические программы, направленные на внедрение новых технологий, создание новых предприятий и т.д. Вопросы формирования и реализации строительно-промышленной индустрии на муниципальном уровне неразрывно связаны с определением места и роли в экономике органов управления различных уровней иерархии.
Инвестиции и кластерная модель
Формирование инвестиционной политики в строительно-промышленной индустрии на муниципальном уровне предполагает использование инновационных и нефинансовых (неденежных) инвестиций.
Данные виды инвестиций являются важнейшими для реализации строительной промышленной политики в регионе на муниципальном уровне.
Основные социально-экономические показатели строительной отрасли Азербайджанской Республики представлены в таблице (см. выше) [4].
Таблица
Индексы основных социально-экономические показателейстроительства в Азербайджане(в процентах по отношению к прошлому году)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Инвестиции в основной капитал | 135,4 | 116,6 | 115,2 | 123,8 | 131,8 | 81,6 |
Объемы строительных работ | 154,0 | 131,8 | 141,7 | 155,4 | 138,7 | 96,7 |
На современном этапе экономического и социального развития Азербайджана одним из главных направлений является использование в производственном процессе кластерной модели.
Формирование стратегии развития управления строительно-промышленной индустрии предполагает анализ процесса создания технологии по каждому из производимых строительных товаров и услуг в данном регионе. При этом необходимо выявить ее недостающие этапы, исключить дублирующие элементы.
В результате сформируется полноценная «кластерная цепочка ценностей», которая будет обеспечивать экономическую стабильность и подчеркивать конкурентные преимущества определенной территории или региона. Экономическая же стабильность подразумевает расширение и активизацию деятельности всех отраслей промышленности, в том числе строительной. Закономерным является то, что строительство в широком понимании этого слова отражает общественно-политическую, экономическую ситуацию в республике.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Проблема повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана на всех уровнях в условиях глобализации приобретает особо важное значение. Поэтому приоритетными должны быть все экономические структуры, а не избранные.
2. Механизмом инновационного развития могут стать кластерные схемы, которые позволят повысить конкурентоспособность экономики республики на всех уровнях.
3. Рассмотрение сущности строительной промышленности на муниципальном уровне позволяет сделать выводы о необходимости формирования механизма управления строительно-промышленной индустрии для мезоуровня, который обеспечивал бы устойчивые темпы роста экономики и повышение конкурентоспособности производства строительной продукции.
Если глубоко проанализировать обозначенные проблемы формирования и развития строительно-промышленной индустрии на муниципальном уровне, то можно заметить следующее. Сегодня все еще существует серьезная потребность в проведении усиленных реформ в области взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления, так как они являются элементами единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого.
Источники:
2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2002. – 495 с.
3. United States Agency for International Development (USAID). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usaid.gov/.
4. Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.azstat.org/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:33:27