Важность инновационной деятельности в развитии сельского хозяйства Курской области

Протопопова Л.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Протопопова Л.И. Важность инновационной деятельности в развитии сельского хозяйства Курской области // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 147-150.

Аннотация:
Автором обосновывается необходимость инновационной деятельности в развитии сельского хозяйства Курской области на основе проведенного анализа социальных и экономических факторов как в сравнении с другими регионами, так и в результате сценарного прогнозирования.

Ключевые слова: сельское хозяйство, Курская область, инновационныйпроцесс



Важными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса являются научно-исследовательский прогресс и инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники. Это же подтвердил Президент РФ в своем интервью российским телеканалам, Д.А. Медведев сказал: «Уверен, что без перехода к модернизации у нашей экономики нет будущего, даже несмотря на то, что она опирается на огромные природные богатства нашей страны… Поэтому одним из важнейших направлений создания российской «умной экономики будущего» должно стать инновационное развитие АПК».

Кризисные явления в сельском хозяйстве

Рассматривая причины кризисных явлений в сельском хозяйстве можно выделить следующие факторы, негативно влияющие на его развитие.

Во-первых, сокращение численности населения, проживающего на территории сельских поселений, являющихся основными производителями сельскохозяйственной продукции.

Снижение численности сельского населения, как результат, привело к началу 2009 г. к снижению числа фермерских хозяйств, что повлекло за собой снижение объемов производства продукции.

Проблема снижения численности сельского населения осложняется и проблемой непрофессионализма кадрового состава.

Во-вторых – это снижение количества сельскохозяйственной техники, используемой в производственном процессе.

Количество тракторов в сельскохозяйственных угодьях сократилось на 71,8%, комбайнов кормоуборочных на 80,1%.

Данная ситуация крайне негативно характеризует ситуацию в развитии сельского хозяйства, и позволяет судить о недостаточной обеспеченности угодий соответствующего вида техникой.

Естественным является тот факт, что снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции повлекло за собой увеличение цен на продукции в результате превышения спроса над ее предложением. Так, в 2007 цена на хлеб увеличилась на 23,1%, в 2008 г. хлебобулочные изделия подорожали на 25,5%, молоко в 2007 – на 28,9%, в 2008 г. – на 23%, цены на муку выросли на 35%, на сливочное масло – на 41%, на сыры – на 62%.

Обобщенные показатели цен на продукты питания подтверждают эти тенденции: в 2004 г. цены выросли на 13%, в 2005 – на 9,6%, в 2006 – на 8,4%, в 2007 – на 17,1%, в 2008 г. – на 17%. Таким образом, за 5 лет продукты питания подорожали на 85%, и при этом рост цен практически не привел к увеличению доходов производителей. Данная ситуация ставит развитие агропромышленного комплекса под угрозу и требует государственного вмешательства в процессы регламентирования взаимоотношений между сельскохозяйственными производителями и потребителями их продукции.

Господдержка и инновационный потенциал

Понимая всю важность вопроса развития агропромышленного комплекса, государство осуществляет его поддержку путем финансирования, доля которого к началу 2009 г. составила более 51% в общей структуре финансирования предприятий сельского хозяйства (см. табл. ниже). Следует отметить, что удельный вес государственных инвестиций в структуре растет, в то время как собственных снижается.

Таблица

Структура источниковфинансирования деятельностисельскохозяйственных предприятий (на начало 2010 г.)

2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.
Все источники фи-нансирования
100100100100
Из них за счет:
собственных средств 57,7 46,9 45,9 45,7
средств федерально-го бюджета
1,8 1.5 1,0 1,5
средств бюджетовсубъектов Российс-кой Федерации
1,4 1,5 1,7 1,4
заемных средствпредприятий, органи-заций и другихисточников
39,1 50,1 51,4 51,4

Так, если доля собственных источников в 2005 г. составляла 57,7%, то к концу 2008 г. она сократилась до 45,7%, что позволяет судить о недостаточном объеме прибыли, получаемой сельскохозяйственными предприятиями, которая может быть реинвестирована в их дальнейшее развитие.

В 2009 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 90,7 млрд руб. По состоянию на 1 января 2010 г., профинансировано 100,0% годового лимита. Однако несмотря на продолжающийся процесс инвестирования в сельское хозяйство по оценкам специалистов, общая потребность в финансовых средствах на 2010 год на приобретение запасных частей составляет 19,6 млрд руб., в том числе для весенне-полевых работ – 9,3 млрд руб.

Осуществляя финансирование деятельности сельскохозяйственных предприятий, государство рассчитывает на использование данных ресурсов с целью инновационного развития сельского хозяйства, так как все очевиднее становится тот факт, что повышение эффективности сельскохозяйственного производства достигается в основном за счет интенсификации инновационной деятельности, то есть существенной активизации внедрения в производство новых технологий. Однако в настоящее время инновационный потенциал АПК России используется лишь на 45%, что создает предпосылки к формированию новых подходов, создающих организационно-экономический механизмы, позволяющие активизировать внедрение научных достижений в аграрное производство.

Инновационный фактор за рубежом

Зарубежный опыт финансирования инновационного развития сельского хозяйства свидетельствует о том, что в Евросоюзе на государственном уровне для стимулирования инновационной деятельности предприятий применялись финансовые, налоговые и другие меры: в Финляндии, Швеции и Германии – в основном субсидии и займы по сниженным процентным ставкам, что позволяло концентрировать поддержку в приоритетных секторах промышленности; в Португалии, Испании и Италии, где инновационный сектор развит относительно слабо – налоговые льготы, позволяющие стимулировать широкий круг предприятий, связанных с нововведениями; в Испании, где более широко трактуется понятие «инновационная продукция», предоставлялись налоговые льготы предприятиям даже для разработки и внедрения промышленного дизайна, а также закупок технологий.

Вклад инновационной составляющей в экономический рост, измеряемый темпами прироста ВВП, в последние десятилетия в развитых странах неизменно возрастал. В США, например, доля этого фактора в обеспечении экономического роста увеличилась с 31,0% в 1980-е годы до 34,6% в начале нового столетия; в Японии соответственно с 30,6% до 42,3%. В странах Европы вклад «инновационного фактора» в среднем возрос с 45,5% до 50,0%, в том числе в Австрии и Германии в последние годы он составлял около 67%, Финляндии и Швеции – 63-64%, Франции – 58%, Великобритании и Ирландии – 50-55%.

Опыт европейских стран показывает, что важнейшую роль в активизации инновационного процесса призваны сыграть институциональные преобразования в отрасли. Поэтому, учитывая особенности развития сельского хозяйства в России, необходим активный поиск новых путей более глубокой и разносторонней интеграции науки и производства, совершенствование внутренних и внешних связей рыночных агентов, развитие организационных структур, связывающих воедино все элементы инновационной системы.

Передовой опыт российских хозяйств

В некоторых российских агропромышленных комплексах уже сегодня успешно используются новые технологии ведения хозяйства. Например, в сельских хозяйствах Подмосковья осуществляется реконструкция ферм с переходом на беспривязное содержание скота, внедрением новых технологий содержания, кормления и доения животных. Кроме того, в хозяйствах Подмосковья начали внедряться проекты сберегающего земледелия.

Некоторые хозяйства Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Липецкой, Белгородской, Курской и других областей преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Но до большинства хозяйств российской «глубинки» современные технологии еще не дошли.

Таким образом, инновационные разработки в сельском хозяйстве:

– во-первых, открывают возможности значительного увеличения производства, роста производительности труда, сокращения сроков окупаемости вложенных капиталов и соответствующего повышения их доходности;

– во-вторых, применение достижений научно-технического прогресса расширяет сферу формирования аграрного капитала с помощью перелива его из других отраслей;

– в-третьих, результаты деятельности передовых предприятий области, применяющих инновации, свидетельствуют о повышении эффективности хозяйствования на этой основе, тем самым, расширяются источники привлечения капитала, повышается инвестиционная привлекательность регионов.


Источники:

1. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Курской области на 2009-2012 годы».
2. Постановление Администрации Курской области от 04.02.2009 № 29 «О программе развития конкуренции на продовольственном рынке курской области на 2009-2011 годы».
3. Михилев А.В., Крячков И.Т., Умеренков А.Д.. Направления развития агропромышленного комплекса Курской области // АПК: экономика, управление. – 2010. – № 2.
4. Липченко Е.А. Инвестиционное обеспечение аграрной экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 8.
5. Шейко А.А.. Инвестиционная политика в воспроизводственном процессе сельского хозяйства (на примере Курской области) // Organizmica. – 2008. – № 1 [13].

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:14