К вопросу об инновационной составляющей стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона

Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мингалева Ж.А., Оборина Е.Д. К вопросу об инновационной составляющей стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 170-176.

Аннотация:
В статье рассмотрено взаимовлияние инноваций и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на развитие региона. Проведен сравнительный анализ открытости региональной экономики, а также инновационного потенциала Пермского края и регионов-конкурентов. Показано значение ВЭД для перехода на принципы рационального природопользования.

Ключевые слова: инновации, внешнеэкономическая деятельность региона, инновационный потенциал, природопользование, стратегия внешнеэкономической деятельности региона, российский экспорт, международная конкурентоспособность



Одной из проблем развития отечественной экономики является сохраняющаяся высокая сырьевая направленность российского экспорта. В то же время прогресс в научно-технической и инновационной сферах общества является одним из основных факторов развития современного мира. Реализация странами открытой экономической политики способствует ускорению глобализационных процессов, которые обусловливают конкуренцию на мировой арене, заставляя организации в достаточно короткие сроки разрабатывать новые товары и услуги.

Для экономических субъектов, участвующих во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), инновации являются основой формирования конкурентных преимуществ. Они способствуют повышению конкурентоспособности продукции предприятий на внешнем и внутреннем рынках, привлечению иностранных инвесторов, освоению новых рыночных ниш.

Инновации и внешняя торговля

Инновационная и внешнеэкономическая деятельность в значительной степени обусловливают друг друга. Без разработки и внедрения инновационной продукции отечественные предприятия не смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке.

В свою очередь, не развивая сферу внешнеэкономических отношений, сотрудничества с другими участниками мирового товарообмена, российским организациям сложно повышать уровень инновационной активности. Опыт развитых стран показывает, что именно экспортно ориентированные предприятия выступают системным интегратором материальных, финансовых и кадровых ресурсов разного уровня, становятся основными потребителями изобретений и нововведений мелкого бизнеса, основными инициаторами прогрессивных структурных сдвигов в экономике [4, c. 81].

Однако развитие ВЭД, сотрудничество с внешними партнерами как на федеральном, так и региональном уровнях требуют дополнительных инвестиций, а также выдвигают новые требования к управлению экономическими субъектами всех иерархических уровней.

Для того чтобы эффективно реализовывать ВЭД, необходимо иметь четкий план действий, стратегию развития внешнеэкономических отношений на уровне каждого субъекта на основе развития инноваций и рационального природопользования.

Однако, как показал анализ наличия в региональных концепциях ВЭД этих целевых установок, они практически нигде не присутствуют. Более того, не все российские регионы имеют четко сформулированные планы развития внешнеэкономических отношений. В большинстве регионов концепция развития ВЭД является составной частью общей стратегии социально-экономического развития региона.

На наш взгляд, именно отсутствие отдельной программы развития региональной ВЭД влияет на эффективность осуществления внешнеэкономических связей. Это отрицательно сказывается на структуре ВЭД, сохраняя в ней низкий уровень высокотехнологичной продукции, интеллектуальных услуг и значительную долю сырья и товаров первичной обработки, поддерживая тем самым логику расточительного природопользования.

Сравнение регионов

Подтвердим представленные выводы анализом открытости экономики Пермского края по сравнению с ближайшими регионами-конкурентами (для сравнения выбраны Свердловская, Самарская области и Республика Татарстан). Оценка открытости экономики регионов проводилась на основе данных Росстата за 2008 г. по импорту и экспорту товаров [7] и данных курса валют [4].

А расчет базируется на системе показателей оценки внешнеэкономического потенциала регионов России С.Н. Блудовой [2]. Результаты представлены в табл. 1 (см. на с. 173).

Таблица 1

Сравнительная оценка уровня открытости экономики Пермского края и регионов-конкурентов

Как видно из табл. 1, все исследуемые регионы достаточно активно участвуют во внешнеэкономической деятельности, имея при этом достаточно близкие значения коэффициентов.

В Пермском крае ряд показателей хуже, чем у регионов-конкурентов и хотя мог бы быть значительно выше, учитывая огромный внешнеэкономический потенциал региона. Это объясняется несколькими причинам, среди которых выделим две: недостаточное развитие инновационного потенциала региона и отсутствие в Пермском крае стратегии ВЭД.

Как известно, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост, прежде всего, определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий [5, с. 98]. Однако, Пермский край отстает от основных регионовконкурентов по показателю развития инновационного потенциала (см. табл. 2 на с. 174). Не анализируя особенности различных методик оценки инновационного развития, отметим, что для целей настоящего исследования была использована методика Алексеева С.Г. [1].

Таблица 2

Оценка инновационного потенциала регионов

Инновационный аутсайдер

Согласно методике Алексеева С.Г., сначала рассчитываются количественные значения отдельных потенциалов (как сумма величины соответствующих показателей) (см. табл. 2), составляющих инновационный потенциал региона. Затем они сводятся в единый интегральный показатель, рассчитываемый по формуле:

Как видно из данных табл. 2, практически по всем направлениям развития инновационного потенциала Пермский край уступает своим основным конкурентам. Регион имеет особо низкие значения по показателям численности ученых со степенями и численности студентов вузов к численности занятых в экономике, коэффициента годности основных фондов, внутренних затрат на разработки и нововведения и т.д. В результате, по развитию инновационной деятельности Пермский край отстает.

Это, а также недостаточная эффективность реализации региональной инновационной политики привели к тому, что в регионе основное воздействие инноваций, в частности, на совершенствование ВЭД также не высоко.

Как показало исследование, во всех анализируемых регионах (кроме Пермского края) разработана и успешно реализуется региональная концепции развития ВЭД. Следует предположить, что именно этот фактор, кроме остальных различий в специализации производства, уровне развития экономики, наличии всевозможных ресурсов, способствует более эффективному осуществлению внешнеэкономических связей анализируемыми регионами. Поэтому, на наш взгляд, администрации Пермского края целесообразно разработать и внедрить в практику управления региональной экономикой программу развития ВЭД на основе развития инноваций и осуществления рационального природопользования.


Источники:

1. Алексеев С.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 2 (30).
2. Блудова С.Н. О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// science.ncstu.ru/articles/econom/8/41.pdf/file_download.
3. Доклад о развитии человеческого капитала в Пермском Крае в 2009 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog59.ru/.
4. Курсы валют. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kurs-dollara.ru/dollar-12-08.html.
5. Мингалева Ж. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности // Экономика региона. – 2006. – № 3 (7). – С. 81.
6. Мингалева Ж., Ткачева С.Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. – 2000. – № 5. – С. 98.
7. Регионы России: Социально-экономические показатели. / Росстат. – М.: 2009.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:33:30