К вопросу о товарной конкурентоспособности в агропродовольственном секторе (АПС)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается товарная конкурентоспособность в агропродовольственном секторе, определены факторы, влияющие на ее повышение.
Ключевые слова: конкурентоспособность, цена, качество, себестоимость, жизненный цикл продукта, товарная конкурентоспособность, агропродовольственный сектор
Исследование понятия товарной конкурентоспособности позволяет характеризовать его как свойство объекта по удовлетворению конкретной потребности в сравнении с лучшими аналогичными объектами, представленными на определенном рынке, в том числе продовольственном.
Качественные параметры продукции АПС характеризуются содержанием сухих веществ, белков, витаминов, жиров косвенно отражаемом в ценах реализации.
Качество имеет значение для развития отношений между потребителем и производителем продукции. Повышение качества продукции АПС – направление более полного удовлетворения потребностей региона и страны в необходимых продуктах питания и растущего спроса населения. Выпуск продукции высокого качества положительно отражается на конкурентоспособности планов поставок и договоров, конкурентоспособности финансовых показателей работы предприятий АПС. [5]
Конкурентоспособность отечественной продукции
Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность продукции в АПС: полные затраты и затраты на единицу продукции; качество; средняя цена реализации; сроки реализации; форма реализации; денежная выручка; прибыль всего и на единицу продукции; окупаемость капитала; денежная выручка на капитал.
В итоге конкурентоспособность продукции АПС – это показатель конкурентоспособности производства в АПС.
Наиболее очевидными способами повышения конкурентоспособности товаров в АПС является снижение издержек потребления, повышение качества или улучшение качества обслуживания товаров после их приобретения покупателем.
Российский рынок перенасыщен товарами агропродовольственного сектора иностранных компаний, по сравнению с которыми, отечественные производители неконкурентоспособны.
Эффективное управление конкурентоспособностью товаров предприятий в АПС основывается на планировании развития внешнего рынка.
Таким образом, открываются другие возможности измерения интегрального показателя конкурентоспособности товаров в АПС: эффективность производства и реализации, в том числе товаров конкурентов за нормативный срок; совокупные затраты в течение жизненного цикла; экономический эффект от конкуренции с другими предприятиями в условиях интегрированного в мировые внешнеэкономические связи продовольственного рынка.
Конкурентоспособность и жизненный цикл товара
Прибыль предприятия в АПС, ее часть, обусловленная повышением конкурентоспособности по качеству, формируется на основе показателей реализации.
Зависимость от цены и себестоимости показателя, характеризующего прирост прибыли по выпуску и использованию продукции АПС, конкурентоспособной по качеству, представлена формулой сводного эффекта от выпуска и использования продукции АПС, конкурентоспособной по качеству:
Эк = ΣП1 – Еn × ΣК1 , (1)
где
Эк – сводный экономический эффект от выпуска продукции АПС, конкурентоспособной по качеству в отчетном периоде, руб.;
ΣП1 – прирост прибыли за счет повышения конкурентоспособности по качеству всех видов продукции АПС в отчетном периоде времени, руб.;
Еn – нормативный коэффициент эффективности за счет повышения конкурентоспособности по качеству продукции АПС (Еn = 0,15);
ΣК1 – капитальные вложения в АПС на мероприятия по повышению конкурентоспособности на основе качества в отчетном периоде, руб. [2]
В другом виде, показатель конкурентоспособности характеризует экономический эффект и совокупные затраты за жизненный цикл товара (ЖЦТ).
Это доказывается на основе экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления продукции АПС по результатам пробных продаж [4].
Из этого следует:
– конкурентоспособность товара в АПС изменяется в каждой фазе жизненного цикла товара;
– для каждой фазы следует определить приоритетную стратегическую цель по конкурентоспособности;
– структура издержек и прибыли различна для каждой фазы ЖЦТ;
– конкурентоспособность должна быть адаптирована к каждой фазе ЖЦТ.
Для определенных категорий товаров в АПС существуют длительные жизненные циклы. Они определяются развитием рынка в АПС, с добавлением фактора конкуренции: соотношение между суммарным объемом спроса на определенную марку и конкурирующие марки. На динамично развивающемся рынке могут наблюдаться марки в стадии конкурентоспособности и неконкурентоспособности. [6]
Резервы конкурентоспособности
Определяющим моментом для конкурентоспособности продукции АПС является наличие спроса на нее. При этом продукция АПС должна обладать качеством, соответствующим потребностям покупателей.
Для рынка товара в АПС, товарного класса, движущей силой является первичный спрос. Его основные детерминанты – неконтролируемые переменные среды, конкуренция в АПС.
В целом товары в АПС покупаются потому, что они имеет конкурентоспособную потребительную стоимость на определенном рыночном сегменте и потребляются для определенных целей. В этой связи конкурентоспособность потребительной стоимости в АПС оценивается по количеству предложения на рынке определенного товара и цене на него.
Изучение конъюнктуры товарных рынков в АПС позволяет рассмотреть состояние конкурентоспособности отдельных сегментов мирового продовольственного рынка, обусловленное взаимодействием различных факторов (экономических, социально-политических, природных) и проявляющееся в существующем и прогнозируемом соотношении спроса и предложения, уровне рыночных цен, конкурентоспособности продукции АПС.
Для любого товара в АПС важно определить базовый рынок конкуренции.
Ликвидация экономических барьеров на пути иностранных товаров на российский рынок, конкурентоспособных по ценам, снижает конкурентоспособность отечественных предприятий АПС.
Критерий конкурентоспособности производства в АПС получает количественную характеристику в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютная величина формируется в денежном выражении и адекватна сумме полученной прибыли и соответственно конкурентоспособности.
Основные направления реализации резервов конкурентоспособности в АПС по экономии ресурсов в отрасли и на производстве подразделяются на производственно-технические и организационно-экономические.
Американские сельскохозяйственные товаропроизводители свыше 60% полученного денежного дохода вкладывают в конкурентоспособность производственно-технологического процесса, удобрения, пестициды, семена, ГСМ и т.д. Это позволяет вести производство на высоком уровне. В России отсутствие всего этого – основная причина неконкурентоспособности АПС.
Рентабельность как показатель конкурентоспособности предприятий
Конкурентоспособность товаров агропродовольственного сектора – это отношение максимально возможного результата к минимуму затрат. В рыночной экономике под результатом понимают величину денежного дохода, а под затратами – величину денежных расходов на ресурсы.
Рост производства в АПС требует значительных финансовых вложений, источником которых должны быть собственные средства, прибыль.
Прибыль формируется за счет превышения результатов выручки от реализации товаров в АПС над совокупными (общими) затратами на их производство.
Однако этих показателей недостаточно, чтобы характеризовать конкурентоспособность предприятий в АПС, их внутрихозяйственных подразделений, производимой продукции.
Использование показателя «уровень (норма) рентабельности» позволяет определять конкурентоспособность работы предприятий АПС.
Дальнейший рост нормы рентабельности отражает повышение конкурентоспособности предприятий АПС, связанный со снижением себестоимости и повышением качества продукции.
Поэтому, чем выше урожайность с 1 га или продуктивность животных при прежних материальных и трудовых затратах в денежном выражении в расчете на 1 га или на 1 голову скота, тем ниже себестоимость и выше конкурентоспособность продукции АПС.
Таким образом, товарная конкурентоспособность – это результат взаимодействия себестоимости, цены и прибыли с учетом товарных и нетоварных факторов ее формирования, отражающийся на конкурентоспособности предприятий АПС в целом.
Источники:
2. Коровкин В., Незадоров А. Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий) АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 1998. – № 2. – С. 36-42.
3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование / Учебник. – М: Издательство БЭК, 1997.
4. Майзус Н.С. Платежи и ассигнования из бюджета в АПК. – М.: Знание. – 1990.
5. Малофеев Т.Е., Небавская Т.В. Экономическая сущность эффективности и устойчивости сельскохозяйственного производства в условиях рынка // Труды Кубанского государственного аграрного университета. – 1998. – № 365. – С. 5-11, 341 с.
6. Мысик А.Г. Животноводство России и мировой продовольственный рынок // Зоотехния. – 1998. – № 12. – С. 2-5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:17