Обеспечение конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе использования инновационного потенциала
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлен современный подход к конкурентоспособности и инновационному потенциалу предпринимательских структур. Рассмотрены вопросы теории и практики в этой области.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательская структура, инновационный потенциал, взаимодействие, финансово-инвестиционное обеспечение, износ основных фондов
Экономическая ситуация вРоссии сегодня свидетельству-ет о нерешенности ряда при-нципиально важных задач и пробоем.Одной из них является обеспечение конкурентоспособности товаров, работ и услуг предпринимательских структур (ПС). Именно конкурентоспособность в условиях рынка позволит ПС, производящим товары, эффективно развиваться и функционировать, способствуя конкурентоспособности экономики страны в целом.
В то же время в современных условиях хозяйствования создание и использование инновационного потенциала (ИП) ПС становится одним из определяющих условий обеспечения эффективного функционирования и поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Поэтому вопросы взаимосвязи и взаимодействия уровня конкурентоспособности и ИП требуют постоянного совершенствования и развития.
Конкурентоспособность предпринимательских структур и пути ее обеспечения
ПС обладают статусом юридического лица и существуют в различных организационно-правовых формах, определяемых Гражданским кодексом РФ.
Конкурентоспособность – это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа.
Существует множество определений конкурентоспособности ПС, однако все они базируются на теории конкурентного преимущества М. Портера [1]. В соответствии с ней конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, или фирм, выпускающих товары-субституты.
Во многих работах под конкурентоспособностью продукта, товара и ценности понимается совокупность качественных, коммерческих и потребительских свойств, обеспечивающих производственный, коммерческий и потребительский эффекты.
Можно выделить следующие группы проблем, связанные с обеспечением конкурентоспособности ПС (см. табл. ниже) [2].
Таблица
Классификация проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности
Пути повышения конкурентоспособности
Основываясь на вышеприведенной классификации проблем обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, можно предложить ряд путей ее обеспечения (повышения) (см. рис. на с. 38) [3].
Рис. Пути обеспечения (повышения) конкурентоспособности ПС
Среди указанных факторов обеспечения конкурентоспособности одни ми из основных являются инновационность ПС, уровень ИП и эффективное его использование.
Инновационный потенциал – это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и организационный механизм. Учитывается функциональный, ресурсный, системный и проектный потенциал.
Повышение инновационности ПС за счет ИП становится определяющим фактором устойчивого развития и повышения уровня конкурентоспособности. Результатом будет трансформация научных знаний, идей, открытий, а также существующих технологий в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке и в производстве, появление новых технологий производства и сбыта, реструктуризация предприятия и т.д. Таким образом, формирование и развитие ИП становится неотъемлемой частью стратегии современной ПС.
Использование ИП в качестве объекта управления позволяет формировать планы и проекты применения различных инновационных ресурсов с включением их в программы развития, поддерживать оптимальный баланс системы инновационных ресурсов, увеличивать возможности использования финансовых ресурсов в инновации и снизить риск использования инноваций.
Управление формированием ИППС основывается на анализе системы факторов восприимчивости к инновациям. Формирование ИП зависит от того, насколько ПС готова воспринять ту или иную инновацию. Восприятие инноваций может иметь форму признания инноваций, когда ПС заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречит интересам ПС или когда ПС не готова к их внедрению.
Восприятие инноваций определяется параметрами ПС и инноваций.
Влияние свойств ПС на восприимчивость инноваций следует оценивать по следующим направлениям:
1) общесистемной восприимчивости;
2) восприимчивости технологической системы;
3) восприимчивости ПС к инновациям;
4) восприимчивости персонала.
На улучшение качества ПС в результате инноваций можно рассчитывать лишь в том случае, если имеет место их признание ПС в целом.
Развитие инновационного потенциала
На основании вышеизложенного можно утверждать, что потенциал ПС – главный критерий целесообразности ее существования и повышения конкурентоспособности. Через развитие потенциала идет развитие ПС и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.
Развитие ИП представляет собой его закономерное качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное, и отличающееся этим от других изменений.
Развитие ИППС характеризуется наличием оптимальных результатов внедрения новой или усовершенствованной инновационной продукции и технологических процессов. Здесь [4] следует решать задачи, касающиеся оценки степени новизны инноваций и различий в их уровне: является ли инновационный продукт новым для отрасли, региона, страны, мирового рынка. Это, в свою очередь, отражает:
– удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой предприятием продукции;
– влияние инноваций на конечные технико-экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
– влияние инноваций на эффективное использование производственных ресурсов предприятия.
Управление развитием ИППС предполагает создание информационной базы инновационной деятельности. Практическая реализация этого направления предусматривает разработку системы показателей, отражающих следующие аспекты:
– взаимосвязь между инновационной активностью и характеристиками ПС;
– взаимосвязь между технологической кооперацией предприятий и инновационными характеристиками продукции;
– взаимосвязь между инновациями и результатами деятельности ПС;
– инновационную деятельность в региональных структурах и др.
Выводы
Для достижения эффективного развития ПС необходимо постоянно прилагать управляющее воздействие.
Управление формированием и развитием ИППС обеспечит высокую конкурентоспособность выпускаемой инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках и тем самым позволит:
– повысить уровень конкурентоспособности ПС в целом;
– обеспечить максимальные темпы обновления инновационной продукции и технологий;
– достичь высокого технологического уровня производства;
– снизить загрязнение окружающей среды и обеспечить экологическую безопасность при создании и реализации инновационной продукции.
Потребность в инновациях должна быть адекватна возможностям их создания и потребностям в них, с учетом имеющегося ИП.
Конкурентоспособность ПС является основным условием эффективности работы.
Одним из основных факторов повышения уровня конкурентоспособности является наличие ИП и эффективное его использование.
Конкурентоспособность и инновационность ПС взаимосвязаны, т.е. конкурентоспособность не может повышаться без наличия и повышения ИП.
В то же время, без соответствующего уровня конкурентоспособности нельзя создать и повышать уровень ИППС.
Эффективность работы ПС, а значит и в целом экономики страны, возможна только при эффективной взаимосвязи и взаимодействии конкурентоспособности и ИППС.
Источники:
2. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. – М.: Магистр, 2009.
3. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. – М.: «Издательство «Машиностроение-1», 2007.
4. Прихач А.Ю. Значение инновационной деятельности для конкурентных преимуществ фирмы // Инновации. – 2004. – № 10 (77).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:32