Обеспечение конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе использования инновационного потенциала

Медведева С.А., Кустарев В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен современный подход к конкурентоспособности и инновационному потенциалу предпринимательских структур. Рассмотрены вопросы теории и практики в этой области.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательская структура, инновационный потенциал, взаимодействие, финансово-инвестиционное обеспечение, износ основных фондов



Экономическая ситуация вРоссии сегодня свидетельству-ет о нерешенности ряда при-нципиально важных задач и пробоем.Одной из них является обеспечение конкурентоспособности товаров, работ и услуг предпринимательских структур (ПС). Именно конкурентоспособность в условиях рынка позволит ПС, производящим товары, эффективно развиваться и функционировать, способствуя конкурентоспособности экономики страны в целом.

В то же время в современных условиях хозяйствования создание и использование инновационного потенциала (ИП) ПС становится одним из определяющих условий обеспечения эффективного функционирования и поддержания высокого уровня конкурентоспособности. Поэтому вопросы взаимосвязи и взаимодействия уровня конкурентоспособности и ИП требуют постоянного совершенствования и развития.

Конкурентоспособность предпринимательских структур и пути ее обеспечения

ПС обладают статусом юридического лица и существуют в различных организационно-правовых формах, определяемых Гражданским кодексом РФ.

Конкурентоспособность – это не только способность предприятия выдерживать конкуренцию и иметь высокий уровень дохода, это понятие более глубокое и требует соответствующего анализа.

Существует множество определений конкурентоспособности ПС, однако все они базируются на теории конкурентного преимущества М. Портера [1]. В соответствии с ней конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, или фирм, выпускающих товары-субституты.

Во многих работах под конкурентоспособностью продукта, товара и ценности понимается совокупность качественных, коммерческих и потребительских свойств, обеспечивающих производственный, коммерческий и потребительский эффекты.

Можно выделить следующие группы проблем, связанные с обеспечением конкурентоспособности ПС (см. табл. ниже) [2].

Таблица

Классификация проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности

Пути повышения конкурентоспособности

Основываясь на вышеприведенной классификации проблем обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, можно предложить ряд путей ее обеспечения (повышения) (см. рис. на с. 38) [3].

Рис. Пути обеспечения (повышения) конкурентоспособности ПС

Среди указанных факторов обеспечения конкурентоспособности одни ми из основных являются инновационность ПС, уровень ИП и эффективное его использование.

Инновационный потенциал – это предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и организационный механизм. Учитывается функциональный, ресурсный, системный и проектный потенциал.

Повышение инновационности ПС за счет ИП становится определяющим фактором устойчивого развития и повышения уровня конкурентоспособности. Результатом будет трансформация научных знаний, идей, открытий, а также существующих технологий в новые или усовершенствованные продукты, внедренные на рынке и в производстве, появление новых технологий производства и сбыта, реструктуризация предприятия и т.д. Таким образом, формирование и развитие ИП становится неотъемлемой частью стратегии современной ПС.

Использование ИП в качестве объекта управления позволяет формировать планы и проекты применения различных инновационных ресурсов с включением их в программы развития, поддерживать оптимальный баланс системы инновационных ресурсов, увеличивать возможности использования финансовых ресурсов в инновации и снизить риск использования инноваций.

Управление формированием ИППС основывается на анализе системы факторов восприимчивости к инновациям. Формирование ИП зависит от того, насколько ПС готова воспринять ту или иную инновацию. Восприятие инноваций может иметь форму признания инноваций, когда ПС заинтересована и подготовлена к их внедрению, или отрицания инноваций, когда они противоречит интересам ПС или когда ПС не готова к их внедрению.

Восприятие инноваций определяется параметрами ПС и инноваций.

Влияние свойств ПС на восприимчивость инноваций следует оценивать по следующим направлениям:

1) общесистемной восприимчивости;

2) восприимчивости технологической системы;

3) восприимчивости ПС к инновациям;

4) восприимчивости персонала.

На улучшение качества ПС в результате инноваций можно рассчитывать лишь в том случае, если имеет место их признание ПС в целом.

Развитие инновационного потенциала

На основании вышеизложенного можно утверждать, что потенциал ПС – главный критерий целесообразности ее существования и повышения конкурентоспособности. Через развитие потенциала идет развитие ПС и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.

Развитие ИП представляет собой его закономерное качественное изменение, характеризующееся как необратимое и направленное, и отличающееся этим от других изменений.

Развитие ИППС характеризуется наличием оптимальных результатов внедрения новой или усовершенствованной инновационной продукции и технологических процессов. Здесь [4] следует решать задачи, касающиеся оценки степени новизны инноваций и различий в их уровне: является ли инновационный продукт новым для отрасли, региона, страны, мирового рынка. Это, в свою очередь, отражает:

– удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой предприятием продукции;

– влияние инноваций на конечные технико-экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

– влияние инноваций на эффективное использование производственных ресурсов предприятия.

Управление развитием ИППС предполагает создание информационной базы инновационной деятельности. Практическая реализация этого направления предусматривает разработку системы показателей, отражающих следующие аспекты:

– взаимосвязь между инновационной активностью и характеристиками ПС;

– взаимосвязь между технологической кооперацией предприятий и инновационными характеристиками продукции;

– взаимосвязь между инновациями и результатами деятельности ПС;

– инновационную деятельность в региональных структурах и др.

Выводы

Для достижения эффективного развития ПС необходимо постоянно прилагать управляющее воздействие.

Управление формированием и развитием ИППС обеспечит высокую конкурентоспособность выпускаемой инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках и тем самым позволит:

– повысить уровень конкурентоспособности ПС в целом;

– обеспечить максимальные темпы обновления инновационной продукции и технологий;

– достичь высокого технологического уровня производства;

– снизить загрязнение окружающей среды и обеспечить экологическую безопасность при создании и реализации инновационной продукции.

Потребность в инновациях должна быть адекватна возможностям их создания и потребностям в них, с учетом имеющегося ИП.

Конкурентоспособность ПС является основным условием эффективности работы.

Одним из основных факторов повышения уровня конкурентоспособности является наличие ИП и эффективное его использование.

Конкурентоспособность и инновационность ПС взаимосвязаны, т.е. конкурентоспособность не может повышаться без наличия и повышения ИП.

В то же время, без соответствующего уровня конкурентоспособности нельзя создать и повышать уровень ИППС.

Эффективность работы ПС, а значит и в целом экономики страны, возможна только при эффективной взаимосвязи и взаимодействии конкурентоспособности и ИППС.


Источники:

1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. – М.: Магистр, 2009.
3. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. – М.: «Издательство «Машиностроение-1», 2007.
4. Прихач А.Ю. Значение инновационной деятельности для конкурентных преимуществ фирмы // Инновации. – 2004. – № 10 (77).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:34:32