Об одном подходе к моделированию социально ответственного поведения бизнеса

Писклакова С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Писклакова С.В. Об одном подходе к моделированию социально ответственного поведения бизнеса // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 56-60.

Аннотация:
В статье предлагается подход к моделированию предпринимательского взаимодействия в условиях, когда необходимо определение сбалансированного распределения ограниченного объема финансовых ресурсов социально ответственного благотворителя между объектами экономической сферы, в равной степени претендующих на их получение.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, принципы моделирования, соседское взаимодействие, равновесное распределение ресурсов, конфликт интересов, благотворитель, бенефициар



В современных условиях рыночная, экономическая и социальная системы, в рамках которых осуществляют свою деятельность предпринимательские структуры, претерпевают системную трансформацию. Последняя порождает новый уровень требований, предъявляемых к этим структурам. В качестве объекта менеджмента в рамках современной управленческой парадигмы для предпринимательства чаще всего рассматриваются саморегулирующиеся системы, одним из видов которых являются социально ответственные бизнес-системы [9–12].

Способность к саморегулированию как фундаментальное свойство предпринимательских структур означает ориентацию на следование естественным законам их саморазвития, целенаправленное формирование условий для этого, ориентацию на самоуправление. Примером такого следования естественным законам является развитие принципов социальной ответственности бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса

Современная парадигма менеджмента носит инновационный характер и предполагает преактивное взаимодействие с внешней средой, поэтому ее можно назвать «управление на базе социальной ответственности».

Обращение к социальной ответственности бизнеса многие авторы называют «вхождением в период новой парадигмы менеджмента» [1, 2].

Актуальность решения проблемы социальной ответственности бизнеса в России обусловлена нехваткой ресурсов бюджетов для проведения полноценной социальной политики и высокой ролью крупных корпораций в развитии регионов. Такие тенденции демографического и социально-экономического развития, как старение населения, дестабилизация занятости, усиливают дифференциацию условий и оплаты труда раз личных категорий работников, увеличивают нагрузку на активную часть населения.

Для поддержания сложившегося уровня социальных гарантий необходим дальнейший рост объема инвестиций, который уже нельзя обеспечить только за счет средств как государственного бюджета, так, в особенности, бюджетов на местном уровне. Еще одной причиной активизации социальных функций предприятий становится то, что они должны стать равноправным партнером социального развития.

Если бизнес-структуры не возьмут на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально-трудовой сфере, то для предотвращения дальнейшей социальной поляризации и дестабилизации потребуются крупные финансовые средства, и именно корпорации в первую очередь будут обложены высокими налогами. Это приведет к снижению конкурентоспособности и обострению социальных проблем предпринимателей.

Кроме того, необходимость разработки и институционализации концепции социальной ответственности бизнеса вызывает глобализация, усиливающая влияние крупных компаний на экономическое развитие. Социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, не связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Выбор направления использования ресурсов

Стоящий пред благотворителем выбор направления использования ресурсов требует рассмотрения альтернатив. При этом должны быть соблюдены условия равновесия, учтены условия наличия дефицита ресурсов, а вот эффективность социальных проектов либо не является критерием отбора, либо не рассматривается в принципе.

Моделированию таких условий рыночного взаимодействия посвящен целый ряд исследований, в том числе моделям распределения ограниченных ресурсов в условиях, когда участники взаимоотношений конкурируют между собой за их получение [1, 4, 5, 6, 7, 8].

В таких условиях наибольшую актуальность приобретает проблема определения сбалансированного (равновесного) распределения ресурсов между объектами экономической сферы, претендующих на их получение. Некоторые исследователи [1, 2, 3, 4] считают, что объектами распределения могут быть, в частности, финансовые потоки в банковской системе или транспортные перевозки между производителями и потребителями на товарном рынке, а также потоки финансовых средств в процессе благотворительности как разновидности социально ответственного поведения. Среди состояний системы особо выделяются равновесные состояния, то есть такие состояния, которые устраивают все элементы системы, несмотря на противоположность их интересов.

Игроки и равновесие

В экономических моделях элементы с разными интересами часто называют игроками, а состояние равновесия – равновесием по Д. Нэшу [6, 7, 8]. При этом не исключается ситуация, когда на ограниченные финансовые ресурсы благотворителя претендует несколько бенефициаров. В таком случае модель рассматривает вариант с числом участников не менее трех – благотворитель, первый претендент на ресурсы, второй претендент на ресурсы. Поставленная задача решается предложенным методом с учетом следующих условий.

1. Определяются участники системы взаимодействий и их основные характеристики: финансовые и материальные возможности, масштаб деятельности и мощности, потребности и посреднические функции.

2. Строится граф отношений с учетом имеющихся между участниками связей. Каждая вершина графа определяет одного участника, а каждое ребро соединяет две вершины, между которыми возможна передача ресурса.

3. Формируется начальное распределение ресурса (поток) между участниками, для которого выполняются балансовые соотношения.

4. Каждый участник, сохраняя балансовые соотношения, перераспределяет свой ресурс выгодным для себя образом.

5. Построенная математическая модель становится динамической и ее состояния меняются в режиме дискретного времени.

Сценарии развития

С помощью данной модели возможно получение результатов для следующих сценариев развития систем предпринимательского взаимодействия:

– для частного случая, когда определен заданный материальный (финансовый) поток в фиксированный момент времени для системы элементов, находящихся во взаимоотношениях соседей;

– для случая построения полного графа взаимоотношений. При этом упомянутые состояния находятся аналитически, что существенно упрощает их поиск по сравнению с работой;

– для случая построения сетевой моде

ли на графах, которые можно применять при проектировании коммуникационных линий, изучении финансовых потоков, потоков материальных ценностей и пр. Модели представляются в виде динамических систем с последовательными дискретными состояниями;

– для случая, когда функция качества взаимоотношения пары элементов является оценкой угрозы от соседа, а стратегия перераспределения ресурса в каждый момент времени направлена на минимизацию максимальной угрозы от смежных элементов с учетом текущего распределения ресурса соседей;

– для случая, когда решается задача регулирования потока в сложных сетевых моделях. Для этого определяются источники потока (параметры благотворителя), характер распределительных каналов и законы распределения.

Задачи распределения ограниченного ресурса

Под предельным равновесным положением понимается такое распределение ресурсов, при котором благотворитель не испытывает деструктивного воздействия ситуации потери ресурса. Для бенефициаров предельное равновесие означает равные с другим участником взаимоотношений возможности получения ресурса. При этом миссией математической модели будет достижение предельного равновесного состояния. Решение такой задачи при различных параметрах целей «соседей» позволит выбрать вариант, в наибольшей степени отвечающий интересам всех участников взаимодействия.

Данный подход рассматривает социально ответственное поведение как добровольное формирование ситуации инициирования распределения материальных и финансовых ресурсов, выделяемых социально ответственной бизнес-структурой и распределяемых в системе взаимоотношений, которые принято называть соседскими, когда система динамично развивается.

В числе задач, которые рассматриваются как целевые задачи исследования в области развития социально ответственного бизнеса, наиболее востребованными, на наш взгляд, будут задачи распределения ограниченного ресурса, количественные характеристики которого заранее установлены и определены стратегией развития благотворителя.


Источники:

1. Астраков С.Н., Ерзин А.И. Одна
мо дель саморегулирующейся сис -
те мы // Математические структуры
и моделирование. – 2004. – № 13. –
С. 30–38
2. Астраков С.Н., Ерзин А.И. Модели-
рование взаимоотношений на графах.
// Труды 13-й Байкальской школы-семи-
нара «Методы оптимизации и их прило-
жения». – 2005. – Т. 1. – С. 413–418.
3. Ерзин А.И., Астраков С.Н. и др. Одна
задача функционирования распределенной сети. // Материалы междуна-
родного семинара «Вычислительные
методы и решение оптимизационных
задач». – Бишкек, 2004. – С. 77–82.
4. Астраков С.Н, Анисова М.А Методы
моделирования товарно-денежных
потоков. // Материалы международно-
го семинара «Вычислительные методы
и решение оптимизационных задач».
Бишкек, 2004. – С. 43–44.
5. Макеев С.П. О реализуемости взве-
шенных графов с заданными весами
вершин // Управляемые системы. ИМ
СО РАН. – 1993. – Вып. 31. – С. 40–52.
6. Нэш Д. Бескоалиционные игры.
Матричные игры. – М.: Физматгиз, 1961.
7. Павловский Ю.Н. Имитационные
модели и системы. – М.: ФАЗИС, ВЦ
РАН, 2000.
8. Хакими С.Л. О реализуемости мно-
жества целых чисел степенями вершин
графа. // Кибернетика. Вып. 2. – М.:
Мир, 1966. – С. 40–53.
9. Винокуров В.А. Качество менеджмен-
та – основа управленческой парадиг-
мы // Менеджмент в России и за рубе-
жом. – 2006. – №6. – С. 9–19.
10. Друкер П. Задачи менеджмента
в XXI веке. / Пер с англ. – М.: Вильямс,
2001.
11. Егоров А.Ю., Никулин Л.Ф. «Пульси-
рующий» менеджмент. – М.: РЭА, 1998.
12. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менед-
жмента. / Пер. с англ. – СПб.: Питер,
2004.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:28:49