Различие понятий предпринимательства в западной и отечественной экономической литературе

Котилко В.В., Орлова Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (28), Апрель 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Котилко В.В., Орлова Д.В. Различие понятий предпринимательства в западной и отечественной экономической литературе // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 4. – С. 3-7.

Аннотация:
В современной экономической литературе, посвященной истории возрождения предпринимательства в России стыдливо умалчивается, что история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячи лет. Рассмотрение этого необычного многогранного дискуссионного явления, как правило, сводится к изучению зарубежного опыта развития предпринимательства и формирования слоя предпринимателей. (Продолжение. Начало в 3/2002)



В современной экономической литературе, посвященной истории возрождения предпринимательства в России стыдливо умалчивается, что история отечественного предпринимательства насчитывает более тысячи лет. Рассмотрение этого необычного многогранного дискуссионного явления, как правило, сводится к изучению зарубежного опыта развития предпринимательства и формирования слоя предпринимателей [1].

Традиционно возникновение термина «предпринимательство» и «предприниматель» относят к XVIII веку и связывают с именем Р. Кантильона (1725 г.), который под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска (торговец, фермер, ремесленник, мелкий собственник) и покупающего за определенную цену средства производства для производства продукции и последующей ее продаже с целью получения дохода. Другими словами, предприниматель покупает продукцию по одной цене, а продает по неизвестной, тем самым, принимая на себя обязательство по всем издержкам. В дальнейшем экономическое содержание и сущность этого термина меняется и дополняется новыми характеристиками. В частности, К. Бодо (1797 г.) наделяет «предпринимателя» особым интеллектом, позволяющим быстро оценивать многообразную информацию и использовать новейшие, для своего времени, достижения и знания.

Французский экономист Тюрго основное внимание уделяет наличию капитала, а также получению прибыли как цели успеха предпринимателя. Во времена А. Смита предпринимателем считали собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Ж.-Б. Сэй (1803 г.) подчеркивает организационные способности «предпринимателя», комбинирующего различные факторы производства, перемещающего экономические ресурсы из менее эффективной сферы в более прибыльные сферы деятельности. Ж.-Б. Сэй отмечал умение «предпринимателя» сочетать различные факторы производства со сбором информации и накопления необходимого опыта, который позволяет принимать решение и организовывать производственный процесс.

Ф. Уокер (1876 г.) считал, что «предприниматель» отличается от тех, кто представляет капитал и получает за это процент тем, что он обладает способностью получать прибыль благодаря своим организаторским способностям.

И. Шумпетер (1934 г.) и его последователи считают, что статус собственника не является определяющим и обязательным свойством предпринимателя. Это человек, который разрабатывает новые технологии, реализует новые комбинации факторов производства, основная функция которого сводится к инновационной деятельности.

Все последующие теоретики предпринимательства после И. Шумпетера определяют «предпринимательство» и «предпринимателя» аналогичным образом, добавляя к этому определению различные новые признаки. В обобщенной форме они представлены в учебнике Макконелла - К. Брю С. «Экономикс. Принципы, проблемы и политика» (М., 1992 г.), в которой отмечается:

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в процессе производства товара и услуг, если этот процесс обещает стать прибыльным;

2. Предприниматель берет на себя задачу принятия основных стратегических решений в процессе ведения бизнеса, определяющий основной курс деятельности предприятия;

3. Предприниматель – это новатор, стремящийся ввести в обиход на коммерческой основе новый продукт, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

4.. Предприниматель ‑ это человек, рискующий своим временем, трудом, деловой репутацией, а также вложенными собственными и акционерными средствами.

К сожалению, раскрывая эволюцию понятий «предприниматель» и «предпринимательство» современные авторы либо недостаточно изучают традиции отечественного предпринимательства, либо излагают его в искаженной форме, или рассматривают его как явление прошлого, которое нельзя вернуть, что наиболее характерно для экономической литературы последнего десятилетия.

Только историческая литература смогла прорвать эту блокаду.

Анализ исторической и экономической литературы позволяет сделать вывод, что российское предпринимательство в основе своей насчитывает более 1000 лет, уходя историей в древние века. Уже в VII-VIII веках русские предприниматели торговали с Царьградом, Хорезмом, Багдадом, со странами Востока, с городами Ольвия, Херсонес, Боспор и др.

Российское государство, опираясь, прежде всего, на предпринимательство и частную инициативу, сумело освоить безбрежные просторы страны, поскольку политическое освоение огромных территорий, которое осуществляла Россия шло одновременно с экономическим освоением этих пространств русскими предпринимателями, с развитием торговли, строительством городов и поселений.

К началу XI века государств? Киевская Русь, насчитывавшая уже два столетия своего существования, имела общую огромную площадь своей державы. Ее периметр составлял примерно 7 тысяч километров. Она простиралась от бассейна Вислы на западе до Камы и Печоры на востоке; от Черного моря (устье Днепра) до Белого моря и «Студеного моря» (Ледовитый океан) [2].

Уже во времена Ярослава Мудрого в Новгороде появились первые официальные юридические документы: Закон «Русская правда» и Устав, которые определяли штрафы за различные преступления и провинности против личности. Устав Ярослава ‑ Древнейшая «Русская Правда» ‑ имела 18 статей, которые защищали жизнь, честь и имущество новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов, нанятых для участия в усобицах [3]. Дальнейшие дополнения законов «Русской Правды» были при Владимире Мономахе в 1113 г. К этому времени русский свод законов «Русская Правда» была пронизана духом предпринимательства. «Правда» (как отмечает историк В.О. Ключевский) строго отличает отдачу имущества на хранение ‑ «поклажу» от «займа, простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем ‑ от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. «Правда» определяет порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит ‑ хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородние или иноземные купцы «запускали товар» за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на коммерцию для закупки ему товара на стороне; для оборота из бырыша» [4].

О предпринимательском кредите в Древней Руси было свое особое мнение. Считалось, что с точки зрения христианина брать высокие проценты за кредиты было не по-божески. Однако к 1110-1113 гг. пришлые люди, обосновавшиеся в Древней Руси, начали заниматься ростовщичеством под огромные проценты, что вызывало недовольство русского населения. В 1113 г. в Киеве разразился народный бунт против пришлых ростовщиков. Это заставило Владимира Мономаха ввести в устав ограничения суммы процента, выплачиваемого по кредиту, которая не должна была превышать 20% в год.

По данным историка Иловайского уже в Древней Руси сложился характер российского предпринимательства, который основывался на исторически сложившимся характере народа ‑ «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жестокому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельству» [5].

Анализируя характер великороссов, историк, академик В.П. Безобразов отмечал следующие черты, которые способствовали развитию русского предпринимательства:

‑ «чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увеличения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

‑ практический расчет ‑ умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми и менее отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

‑ самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремления к их удовлетворению;

‑ трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств».6

Именно эти особенности характера стали важнейшим фундаментом для русского предпринимательства, определяя его успехи более чем на тысячу лет.


Источники:

1. Шамхалов Ф.И. «Предпринимательство в России: становление и проблемы развития». - М.: ИЭ РАН, 1996; А.О. Блинов, Н.М. Голаенко «Малый бизнес в России: вчера, сегодня и завтра». ‑ Краснодар, «Адыгея», 1996 г. и др.
2, 3. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. ‑ М.: Молодая гвардия, 1987, 149 с., 154 с.
4 В. Ключевский. Курс русской истории. Ч. 1. М., 1904, с. 299
5 В. П. Безобразов. Народное хозяйство России. T.I, СПб., 1882. с. 65

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:36:54