Management Tools for Developing Industrial Organizations
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-1 / July, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article presents the authors’ conception of forming management tools for developing industrial organizations. The authors suggest tools of managing the development focused on maximizing the business value by the criterion of economic value added.
Keywords: regulation, business units, economic value added, restructuring of assortment, tools, management of development, substantial transformation
Оценка условий и тенденций управления развитием промышленных предприятий показывает наличие существенных реорганизационных изменений, которые они претерпели, реагируя на формирование рыночных и корпоративных отношений. Установлено, что организации как развивающейся социально-экономической системе присущи следующие основные свойства: сложность, адаптивность, динамизм, корпоративизм, активность, синергизм, открытость, иерархичность, рыночная ориентация и др.
Поэтому необходимо смещать акценты в управлении развитием на качественные преобразования с целью обеспечения состояния динамического организационного равновесия. Развитие промышленных организаций становится, как мы считаем, неотделимым от уровня системы управления им, под которым понимаются процедуры существенных преобразований в ходе развития, приводящих к необратимым качественным изменениям.
Существенные преобразования – это кардинальные для данного периода организационные преобразования, приводящие к таким изменениям, по которым можно с определенной долей уверенности судить об уровне доходности, получаемом организацией после их осуществления (см. рис. 1 ниже).
Рис. 1. Матрица взаимосвязей креативных преобразованийи развития организации
Экономическая добавленная стоимость
Обеспечить развивающуюся деятельность организации можно на основе соответствующих кардинальных преобразований, а необходимым средством их реализации является управленческий инструментарий. В нашем понимании инструментарий – это совокупность средств, способов и приемов, позволяющих развивающейся компании выполнить свою миссию на основе использования системы ключевых элементов управления.
– акционеров (собственников);
– менеджмента (решающего хозяйственные и социальные задачи, проводящего инновационную деятельность, постоянно обеспечивающего развитие бизнеса, соблюдающего ответственность перед его участниками в лице покупателей, поставщиков, посредников, органов власти);
– персонала (обеспечивающего возможность реализации соответствующих мотивационно-стимулирующих программ).
Инструментарий управления
Учитывая изложенное, нами разработана схема концепции формирования инструментария управления развитием организации, представленная на рис. 2 (см. на с. 39).
Рис. 2. Концепция процесса формирования инструментария управленияразвитием промышленной организации
К основным инструментам управления, нуждающимся в обновлении, нами отнесены следующие: регламенты управленческой деятельности, методика оценки вклада бизнес-подразделений в доходность развития организации, способ реструктуризации ассортимента продукции.
Опираясь на научные разработки А.Я. Кибанова [4], Т.В. Никоновой [6], Т.И. Овчинниковой [7,8], Ю.Г. Одегова [9], нами разработаны составляющие единого регламента управленческой деятельности в развивающейся организации. Он, в отличие от распространенных способов регламентации, обеспечивает менеджеров средствами управленческих воздействий (дополнения в коллективный договор, матрица качественных параметров руководителей и специалистов организации, процедура плановой оценки-аттестации персонала и др.), учитывающих цели и интересы участников бизнес-деятельности.
Особую значимость имеет разработанная автором аттестационная процедура служебной оценки менеджера. Она предполагает демократический принцип выявления квалификационных признаков и позволяет определить направления изменений профессиональной карьеры.
Предложена и апробирована методика оценки вклада бизнес-подразделений в доходность развития организации на основе показателя экономической добавленной стоимости. В отличие от научных подходов В.П. Воронина [2,3], А.И. Хорева, В.В. Очнева [11], применяющих для оценки показатель прибыли или маржинального дохода, алгоритм данной методики отличается использованием показателя экономической добавленной стоимости бизнес-подразделения (технологического передела), позволяющего оценить уровень сбалансированности интересов собственников и менеджмента.
Материальное поощрение менеджеров и изменение ассортимента
Результаты апробации разработанного подхода на предприятии мясной промышленности, имеющей два бизнес-подразделения, свидетельствуют о следующем. Наибольшая часть экономической добавленной стоимости формируется именно во втором бизнес-подразделении, хотя наиболее интенсивным следует признать активизацию усилий в первом, что позволило увеличить вклад данного бизнес-подразделения с –3,49% (2005 год) до 39,85% (2008 год).
Мы предлагаем осуществлять материальное поощрение менеджеров бизнес-подразделений, учитывая творческий вклад каждого из них в прирост стоимости организации. В этой связи рекомендуем соответствующую методику определения размера поощрительных сумм для менеджеров с использованием формулы:
СП = ФВ + Д (ΔВк х EVAn - Δ EVA х Вкф),
где:
СП – совокупное поощрение, руб.;
ФВ – фиксированное вознаграждение за достижение планового уровня EVA бизнес-подразделения, руб.;
Д – доходность бизнес-деятельности бизнес-подразделения, ед.;
Δ EVA = EVAф – EVAn ,
где
EVAф , EVAn – фактический и плановый уровень EVA организации за период, руб.
Δ Bk = Bkф – Bkn ,
где
Bkф , Bkn – фактический и плановый уровень вклада бизнес-подразделения в доходность развития организации, ед.
Нами предложено также выполнять реструктуризацию ассортимента промышленных организаций на основе разработанной матрицы управленческих возможностей преобразования продуктовой структуры, дополняющей существующие способы оптимизации ассортимента [1, 5, 10].
Предложенный способ преобразования ассортимента отличается ситуационным подходом (высокий, средний, низкий уровень) к формированию совокупности индикаторов (экономическая добавленная стоимость на единицу продукции, уровень спроса, доходность производства продукции) целесообразности ассортиментных позиций на основе преобразующих управленческих решений.
Рассмотренные и рекомендованные менеджменту промышленных организаций описанные выше инструменты процессов управления развитием организации будут способствовать повышению не только управляемости, но и самоуправляемости.
Следовательно, это будет способствовать развитию персонала, в том числе управленческого, повышению конкурентоспособности последнего и организации в целом.
Страница обновлена: 01.03.2025 в 15:07:05