Подготовка и переподготовка кадров для сферы малого бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (27), Март 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рыночные отношения в России диктуют принципиально новые правила управления. На сегодняшний день, многие предприятия испытывают острую нехватку руководителей высшего и среднего звена, которые могли бы осуществлять профессиональное управление в условиях все более напряженной конкуренции и быстро реагировать на изменения, происходящие в деловой среде. У большинства предприятий нет профессиональных специалистов в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий и других современных направлений. Но они, тем не менее, не торопятся идти на серьезные инвестиции в развитие персонала. А ведь кадровый потенциал это один из главных ресурсов, на который должно опираться любое предприятие при решении возникающих экономических проблем.
Ключевые слова: малый бизнес, подготовка кадров
Рыночные отношения в России диктуют принципиально новые правила управления. На сегодняшний день, многие предприятия испытывают острую нехватку руководителей высшего и среднего звена, которые могли бы осуществлять профессиональное управление в условиях все более напряженной конкуренции и быстро реагировать на изменения, происходящие в деловой среде. У большинства предприятий нет профессиональных специалистов в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий и других современных направлений. Но они, тем не менее, не торопятся идти на серьезные инвестиции в развитие персонала. А ведь кадровый потенциал ‑ это один из главных ресурсов, на который должно опираться любое предприятие при решении возникающих экономических проблем.
Повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров является мощным фактором, обеспечивающим экономический рост. Как показывает мировая практика, существует прямая зависимость между инвестициями в образование и ростом валового внутреннего продукта. Поэтому проблему профессиональной подготовки и переподготовки кадров необходимо решать на государственном уровне. Однако, сложившаяся в прежние годы в условиях централизованной экономики система отраслевой подготовки кадров утратила свою эффективность в новых условиях.
Особенно актуальной представляется задача подготовки и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса. В большинстве развитых стран на долю малого бизнеса приходится весьма ощутимая доля ВВП. Но дело не только в количественных показателях. Малый бизнес создает дополнительные рабочие места и формирует средний класс, который составляет основу общества всех развитых стран и является гарантом социальной, политической и экономической стабильности.
В последние годы количество малых и средних предприятий в России не увеличивается, что свидетельствует о существовании в этой области определенных проблем, требующих решения как на государственном, так и на региональных уровнях.
К этим проблемам неоднократно обращались в последнее время руководители российского государства. На встрече в Кремле Президента В.В. Путина с представителями малого и среднего бизнеса среди прочих проблем была затронута и проблема подготовки кадров. В связи с тем, что этот вопрос часто «ускользает» от внимания власти, В.В. Путин предложил осуществлять подготовку профессиональных кадров для сферы малого и среднего бизнеса совместно: государству и предпринимателям. [1]
Одним из регионов, которые выделяются на общем фоне в лучшую сторону, является г. Москва. По данным Мосгоркомстата в Москве сосредоточено 181,4 тыс. малых предприятий или 29% малых предприятий России, производящих около 20% продукции и услуг малого бизнеса страны. Таким образом, на 1 тыс. жителей в Москве приходится 21 малое предприятие по сравнению с 3 малыми предприятиями в расчете на 1 тыс. жителей в других субъектах федерации. Доля работников московских малых предприятий составляет 27% от числа занятых в этой сфере в целом по России. Всего в городе на малых предприятиях работает 1574 тыс. человек, среди них 1282 тыс. человек (81%) ‑ работники, состоящие в штате малых предприятий, 184 тыс. человек (12%) – совместители, 109 тыс. человек (7%) работают по договорам гражданско-правового характера.
Особенно высока доля вторичной занятости на малых предприятиях науки и научного обслуживания (53,5%), жилищно-коммунального хозяйства (53,2%), финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (48,4%), связи (45,6%), информационно-вычислительного обслуживания (44,9%). [2]
Как показывают опросы, представители малого бизнеса испытывают острую нехватку профессиональных знаний, особенно в области методов управления в рыночной среде и готовы учиться и получать деловое образование.
Подавляющие большинство предпринимателей – 64% работают в той сфере бизнеса, в которой они могут опираться на ранее полученные профессиональные знания. На прежний управленческий опыт опираются 26%. Занимаются самообразованием – 29%. Руководствуются только жизненным опытом и интуицией - 6%. На курсах повышения квалификации и повышения квалификации учились буквально единицы. Но готовы пойти учиться прямо сейчас ‑ 40% («очень хотели бы» – 16%, «в принципе не возражали бы» –24%). [3]
Особый интерес у предпринимателей вызывают следующие направления обучения: управление предприятием, управление финансами, маркетинг, бухгалтерский учет, новые информационные технологии. Причем по большинству направлений периодичность повышения квалификации должна составлять не менее двух лет в связи с постоянными изменениями и нововведениями в этих областях. Многие предприятия малого и среднего бизнеса предполагают выйти на мировые рынки, поэтому заинтересованы в изучении особенностей внешнеэкономической деятельности. Представители малого бизнеса осознают важность получения как теоретических знаний, так и практических навыков с целью дальнейшего их использования в конкретных ситуациях своей работы. С учетом пожеланий предпринимателей примерное соотношение теории и практики должно варьировать в пределах 30-40% ‑ 60-70%. При этом учебные программы для подготовки и переподготовки предпринимателей, необходимо строить таким образом, чтобы они содержали активные формы обучения – тренинги, деловые игры, круглые столы, «case-study», составление бизнес-планов.
Один из важных аспектов обучения предпринимателей – это организация зарубежных стажировок, выездных семинаров по обмену опытом. Такой вид обучения способствует развитию партнерских отношений, налаживанию деловых контактов и изучению зарубежного опыта развития малого предпринимательства.
Для большинства представителей малого бизнеса большое значение имеет «фактор времени». Поэтому возникает необходимость в организации обучения без отрыва от производственной деятельности. Наличие в организации персонального компьютера, электронной почты и доступа в Интернет позволяет использовать методы дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения предоставляет обучаемым целый комплекс образовательных программ различных направлений на местах с помощью персональных компьютеров, которые связаны с основным центром обучения и преподавателями, осуществляющими необходимую помощь, поддержку и контроль в процессе обучения. Она позволяет вовлекать широкие слои населения в процесс обучения без отрыва от производственной деятельности, предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому обучаемому, открывает доступ к зарубежным образовательным программам. Одна из привлекательных особенностей системы дистанционного обучения состоит в том, что такой вид образования значительно дешевле других (например, очного, заочного). Снижение себестоимости обучения осуществляется за счет широкого доступа к системе дистанционного обучения и возможности привлечения огромного числа обучаемых.
Правительство Москвы понимает актуальность проблемы подготовки и переподготовки кадров для сферы малого бизнеса, и ведет активную работу по ее решению. В рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.» была утверждена «Межотраслевая программа подготовки кадров для рыночной экономики в г. Москве на 2001-2003 гг.». В результате реализации этой программы в течение 3-х лет должно быть обучено за счет бюджетных средств более 100000 руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса, а также сотрудников городской инфраструктуры. В рамках этой программы предполагается привлечение средств из внебюджетных источников.
Обучение будет проводиться на базе московских Вузов, отобранных на конкурсной основе (в 2001 г. исполнителями программы стали ведущие московские ВУЗы: Академия менеджмента и рынка, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС», Государственный университет управления, Финансовая академия и др.).
Утверждение и начало реализации «Межотраслевой программы подготовки кадров для рыночной экономики в г. Москве на 2001-2003 гг.» является большим шагом вперед в формировании кадрового потенциала малого бизнеса региона.
[1] http;//www.gazeta.ru/2001/10/16
[2] Официальный портал системы поддержки малого предпринимательства г. Москвы http://www.mbm.ru
[3] По данным Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы за 2001 г.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:37:06