Капитализация как индикатор эффективного развития корпорации
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сирота Л.В. Капитализация как индикатор эффективного развития корпорации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 40-45.
Аннотация:
В ходе финансового кризиса произошло резкое падение капитализации крупнейших российских компаний, что имело для них отрицательные последствия. Однако этого в значительной степени можно было бы избежать при наличии у корпораций соответствующей стратегии развития, учитывающей различные показатели развития компании, приводящие к росту ее капитализации. Это позволило бы не рассматривать рыночную
капитализацию только на основе изменения биржевых котировок акций, а корректировать ее значение с учетом конкретных показателей деятельности компании.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовый рынок, акции, корпорации, стоимость компании, рыночная капитализация, акционерные компании
Cовременный финансовый кризис, начавшись в банковской сфере, серьезным образом затронул и сферу производства и проявился через снижение капитализации корпораций из-за падения котировок их акций на фондовом рынке.
Это, в свою очередь, ударило по кредитоспособности компаний, которые вынуждены были досрочно возвращать кредиты или предоставлять банкам дополнительное обеспечение. Это было обусловлено тем, что падение котировок привело к несоответствию рыночной стоимости корпораций суммам их кредитных обязательств.
Возникновение дополнительных финансовых рисков потребовало от корпораций серьезной экономии, что отразилось не только на сокращении численности работников, но и закрытии инвестиционных проектов, повлекших дополнительное падение их капитализации.
Причины отказа от дополнительных эмиссий
Кризис со всей наглядностью показал, что капитализация как воплощение рыночной цены акций проявляется через признаваемую рынком стоимость компании. Иными словами, капитализация является не только отражением совокупной рыночной стоимости акций, но и включает интегральную оценку устойчивости корпорации, прибыльности, спроса на продукцию, квалификацию персонала.
Вместе с тем незрелость российского рынка ценных бумаг сдерживает рост капитализации значительного количества корпораций за счет такого источника инвестиций, как дополнительный выпуск акций.
Связано это со следующими причинами:
– экономика России переживает еще продолжающийся передел собственности. В связи с этим в целях защиты от возможного поглощения корпорации не торопятся выпускать свои акции в свободное обращение;
– деятельность российских компаний недостаточно прозрачна, так как отсутствуют законодательные требования о прозрачности финансовой отчетности и информации об аффилированных лицах;
– в России получила распространение инсайдерская форма владения капиталом, характеризующаяся незаинтересованностью в расширении круга акционеров.
В связи с наличием указанных отрицательных факторов подавляющее большинство российских акционерных компаний не прибегает к дополнительным эмиссиям с целью неизменности сложившегося распределения акций и сохранения существующей системы управления корпорацией. По данным Российской торговой системы (РТС), количество акционерных обществ, акции которых обращались на отечественном рынке ценных бумаг , не превышает 1000.
Вместе с тем в докризисный период крупнейшие российские публичные компании показывали чрезвычайно высокие темпы роста капитализации по сравнению с корпорациями не только развитых, но наиболее динамично развивающихся стран. Тем не менее, отечественный фондовый рынок отличался большой долей спекулятивных инвесторов и значительной неравномерностью в объемах капитализации отдельных компаний: так, доля капитализации ОАО «Газпром», нескольких других крупнейших эмитентов превышала 70% суммарной капитализации отечественного фондового рынка [1].
Активизация процесса капитализации
Обвал фондового рынка в конце 2008 г. привел к тому, что существенно снизились котировки всех без исключения ценных бумаг. Негативные внешние факторы, отток ликвидности, высокая степень зависимости ведущих корпораций от кредитных ресурсов и ряд других факторов привели к тому, что фондовый рынок фактически перестал эффективно выполнять функцию объективной оценки стоимости компаний. Высокая степень неопределенности относительно динамики развития финансового кризиса, возможных сроков и темпов восстановления экономики сдерживает инвесторов от приобретения корпоративных ценных бумаг, приводит к оттоку капитала в менее рискованные инструменты.
В то же время, по мере восстановления активности инвесторов, роста объема операций на организованном рынке ценных бумаг, значение рыночной капитализации компаний для оценки их стоимости будет возрастать. Это связано с тем, что развитие процесса капитализации определяет не только приращение ценности в виде роста рыночной стоимости фирмы или роста котировок акционерного капитала на фондовом рынке, но и способствует увеличению объема экономических ресурсов компании, реализации ее экономической стратегии в долгосрочном периоде, а также изменению соотношения между инновационными и традиционными способами хозяйствования.
Активизация процесса капитализации происходит в ответ на резкое повышение количественных и качественных показателей функционирования экономического субъекта любого уровня. Так, величина рыночной стоимости компании, с одной стороны, определяется с помощью выбранного финансового показателя (например, EBITDA), оценивающего результаты текущего года.
С другой стороны, она испытывает воздействие так называемого мультипликатора, который может увеличивать (уменьшать) эту стоимость во много раз.
Интегрированное значение этого мультипликатора воздействует на различные факторы создания стоимости, к которым, прежде всего, относят:
– выбранную стратегию развития компании;
– качество и инновационность продуктов;
– наличие брендов;
– лидерство на рынке;
– качество стратегического и операционного менеджмента;
– современное корпоративное управление [2].
Необходимость корректировки показателя рыночной капитализации
Компании капитализируют принадлежащие им производственные фонды, товарные знаки и другие нематериальные активы, денежные авуары, ценные бумаги, товарно-материальные запасы, что отражается в росте рыночной стоимости акционерного капитала компании или повышении рыночной оценки фирмы. Доход, получаемый компанией в виде прироста курсовой стоимости, становится ведущим мотивом хозяйственной деятельности не только для акционеров, но и для наемных менеджеров.
Реализация стратегии приращения рыночной стоимости компании представляет собой органичное подчинение интересам собственников интересов управляющих, что обеспечивается установлением зависимости вознаграждения управляющих от роста рыночной стоимости капитала компании как главного источника вознаграждения собственников. В результате прослеживается тенденция сближения структуры дохода менеджеров и дохода собственников-акционеров корпорации. Таким образом, повышение рыночной стоимости компании обеспечивает социально-экономические условия, в результате которых компании максимизируют свою функцию полезности, что определяет их роль как субъекта этого процесса.
В связи с этим важная роль капитализации в процессе деятельности корпорации обуславливает необходимость корректировки показателя рыночной капитализации с целью адаптации к условиям влияния негативных конъюнктурных факторов. Для этого необходимо использовать фактические финансовые и производственные показатели деятельности компании (доход, стоимость основных фондов, денежный поток), отношение которых к прибыли компании может рассматриваться как мультипликатор расчета капитализации. Это позволит существенно повысить качество управленческих решений относительно формирования и изменения структуры капитала корпорации, в том числе в следующих случаях:
– при подготовке сделок купли-продажи бизнеса, реорганизации компаний;
– при привлечении кредитных ресурсов для адекватной оценки залогового обеспечения, которым могут являться акции компании;
– при планировании эмиссии ценных бумаг;
– при подготовке и реализации бизнес-планов компании для оценки влияния тех или иных управленческих решений на капитализацию компании.
Стоимость непубличных компаний
Для непубличных компаний еще более сложно оценить их капитализацию, поскольку они не стремятся выйти на фондовую биржу. Однако их влияние на экономику нельзя недооценивать. Стоимость активов таких компаний превышает капитализацию крупнейших корпораций, акции которых торгуются на биржах.
По данным Росстата, на 1 января 2009 г. в России действовало около 4,8 млн предприятий и организаций различных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности [3].
Несмотря на масштабные первичные размещения акций, проводившиеся российскими компаниями до финансового кризиса 2008 г., акционерные общества не являются преобладающими в России.
Для компаний, акции которых не обращаются на организованном фондовом рынке, оценка их капитализации также крайне важна, но затруднительна в связи с отсутствием соответствующей рыночной информации. Такие предприятия нуждаются в расчете справедливой капитализации с учетом фактических финансовых и производственных показателей, основанных на показателях капитализации аналогичных компаний, акции которых обращаются на бирже. В этом случае именно мультипликаторы, рассчитанные на основе конкретных финансовых и производственных данных, могут показать реальное состояние капитализации компаний, акции которых не обращаются на фондовом рынке.
Таким образом, реализация стратегии приращения рыночной стоимости компании не только обеспечивает интересы компании, но и формирует социально-экономические условия, в результате которых компании максимизируют свою функцию полезности, что определяет их роль как субъекта этого процесса.
Источники:
ресурс]. – Режим доступа: http://www.rts.ru.
2. Малова Т.А. Капитализация в условиях российской
экономики. Теоретические и практические аспекты.
– М.: УРСС, 2009. – С. 23.
3. Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. – М. Росстат,
2009. – С. 178.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:42:12