Проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с позиций интегративно-развивающего подхода

Вертиль В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (160), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Вертиль В.В. Проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с позиций интегративно-развивающего подхода // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 15-19.

Аннотация:
Конкурентоспособность учреждения среднего профессионального образования требует управления. Для исследования этой проблемы автор статьи разработал собственный методологический подход. Об этом и пойдет речь в статье.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, развитие, интегративность, методологические подходы, интегративно-развивающий подход, принцип системности, целостность



Исследование проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования и исследовательская практика свидетельствует об использовании большого разнообразия теоретико-методологических подходов в современных научных исследованиях к различным компонентам экономических систем, к конкретным экономическим ситуациям, а также к проблемам управления. Среди них наиболее часто используются следующие подходы [2]:

– процессный;

– ситуационный;

– функциональный;

– системный;

– управленческий;

– деятельностный;

– целевой.

На начальных стадиях исследований по-прежнему используется традиционный историко-генетический подход. В последнее время исследователи прибегают к синергетическому и рефлексивному подходу, но такие исследования встречаются несравнимо реже, чем исследования на основе системного подхода.

Использование методологических подходов

Экономическая наука располагает рядом научных теоретико-методологических инструментов для исследования систем управления. Например, параметрический, нормативный, количественный, оптимизационный, маркетинговый подходы и др.

Мы ограничимся лишь упомянутыми как наиболее специфичными и широко употребляемыми методологическими подходами для подобных целей.

Между методологическими подходами зачастую нет четких границ, поскольку, как правило, они используют одни и те же или похожие принципы, методы и приемы. Совершенно очевидно, что применение только одного из них, в частности для целей нашего исследования, в его классическом виде невозможно. Однако невозможно и одновременное применение столь обширного числа методологических подходов - в силу их специфики, с одной стороны, и, с другой стороны, из-за перегруженности в данном случае методологического аппарата исследования.

Подобная точка зрения выдвигается с указанием на необходимость преодоления сложившейся в экономике полипарадигмальности [3]. При этом предлагаются различные пути решения этой проблемы.

Первый путь – гармоничное сочетание различных теоретико-методологических подходов.

Необходимость этого обосновывается тем, что противопоставление подходов нецелесообразно. При этом, тем не менее, речь идет «о гармоничном сочетании всех подходов, но выражении их через призму приоритетного» [3, с. 141]. С этим, на наш взгляд, вряд ли можно согласиться полностью, поскольку гармоничное сочетание начинает подменяться каким-то приоритетом.

Другой путь – разработка на основе разных теоретико-методологических подходов «единой экономической парадигмы».

«Признавая альтернативность, конкурентность и разнонаправленность своеобразных «векторов подходов», нельзя не стремиться и к поиску «равнодействующей» этих векторов, отражающей единство даже противоположного и способствующей осознанию в теории, а затем и на практике тех мировоззренческих философско-экономических оснований, которые предопределяют прогрессивное развитие экономической и управленческой сферы» [3, с. 141].

Глобальная теория

Преодоление полипарадигмальности экономики видится в построении общей «глобальной теории», где различные парадигмы будут частными случаями.

С такой позицией можно в целом согласиться, но с понимаем того, что создание такой универсальной «глобальной теории» в ближайшее время вряд ли возможно. Несмотря на глобализацию самой экономики. До сих пор все подобные попытки не увенчались успехом, но определились некоторые тенденции, связанные с идеей интеграции.

Тем не менее, рассмотрение вышеназванных позиций позволяет сделать следующий вывод: переход к новой методологической парадигме в экономике связывается с интеграционными тенденциями:

а) преодоления исторически возникшего разобщения двух составляющих экономической науки естественно-научной и гуманитарной;

б) обновления инструментальных методологических возможностей экономических исследований на основе многомерности;

в) изменения мышления современного управленца и фундаментальных чертх жизнедеятельности социально-экономических систем.

Поэтому в качестве методологической основы исследования феномена «управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования» может выступить интегративно-развивающий подход.

Идея такого подхода состоит в том, что он соединяет в себе различные самоценные подходы. При этом, по нашему мнению, он выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать идеи интеграции и развития существующих методологических подходов, теорий и эмпирических данных в поле изучаемой нами проблемы и вне ее.

Приложение этих методологических подходов осуществляется, в том числе, на стыке различных научных областей: философии, истории, экономики, социологии и других. Это придает нашему изысканию комплексный, междисциплинарный, а не монодисциплинарный характер.

Название данного подхода выражает, по сути, его содержание и основную функцию.

Система принципов

Основой интегративно-развивающего подхода, делающей его концептуально единым и непротиворечивым, является система принципов. Таковыми являются: системность, целостность, развитие, интегративность.

Системность – рассмотрение соответствующего явления как системы, «не сводимой к сумме своих элементов обладающей структурой, а свойства элементов которой определяются их местом в структуре» [4, с. 704].

Целостность – общее свойство системы, которое дает ей возможность функционировать в качестве отдельного качественно определенного явления; «определенная взаимосвязь элементов, внутренняя соотнесенность и соответствие, иерархия частей или элементов системы» [4, с. 861].

Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояние в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [1, с.645].

Интегративность – это общее свойство системы, обуславливающее процесс усиления взаимосвязей, объединение элементов в единое целое. «Сторона процесса развития, связанная с объединением разнородных частей и элементов, которые могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных между собой элементов» [5, с. 58].

Осуществление исследования на предлагаемом методологическом основании позволяет сформировать представления о феномене управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с новых методологических позиций.


Источники:

1. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 527 с.
3. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 352 с.
4. Современный философский словарь. / Сост. Полуянов Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.
5. Яковлев И.П. Интеграционные процессы и развитие. – Л.: ЛГУ, 1980. – 234 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:30:00