Проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с позиций интегративно-развивающего подхода
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (160), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вертиль В.В. Проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с позиций интегративно-развивающего подхода // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 15-19.
Аннотация:
Конкурентоспособность учреждения среднего профессионального образования требует управления. Для исследования этой проблемы автор статьи разработал собственный методологический подход. Об этом и пойдет речь в статье.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, развитие, интегративность, методологические подходы, интегративно-развивающий подход, принцип системности, целостность
Исследование проблемы управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования и исследовательская практика свидетельствует об использовании большого разнообразия теоретико-методологических подходов в современных научных исследованиях к различным компонентам экономических систем, к конкретным экономическим ситуациям, а также к проблемам управления. Среди них наиболее часто используются следующие подходы [2]:
– процессный;
– ситуационный;
– функциональный;
– системный;
– управленческий;
– деятельностный;
– целевой.
На начальных стадиях исследований по-прежнему используется традиционный историко-генетический подход. В последнее время исследователи прибегают к синергетическому и рефлексивному подходу, но такие исследования встречаются несравнимо реже, чем исследования на основе системного подхода.
Использование методологических подходов
Экономическая наука располагает рядом научных теоретико-методологических инструментов для исследования систем управления. Например, параметрический, нормативный, количественный, оптимизационный, маркетинговый подходы и др.
Мы ограничимся лишь упомянутыми как наиболее специфичными и широко употребляемыми методологическими подходами для подобных целей.
Между методологическими подходами зачастую нет четких границ, поскольку, как правило, они используют одни и те же или похожие принципы, методы и приемы. Совершенно очевидно, что применение только одного из них, в частности для целей нашего исследования, в его классическом виде невозможно. Однако невозможно и одновременное применение столь обширного числа методологических подходов - в силу их специфики, с одной стороны, и, с другой стороны, из-за перегруженности в данном случае методологического аппарата исследования.
Подобная точка зрения выдвигается с указанием на необходимость преодоления сложившейся в экономике полипарадигмальности [3]. При этом предлагаются различные пути решения этой проблемы.
Первый путь – гармоничное сочетание различных теоретико-методологических подходов.
Необходимость этого обосновывается тем, что противопоставление подходов нецелесообразно. При этом, тем не менее, речь идет «о гармоничном сочетании всех подходов, но выражении их через призму приоритетного» [3, с. 141]. С этим, на наш взгляд, вряд ли можно согласиться полностью, поскольку гармоничное сочетание начинает подменяться каким-то приоритетом.
Другой путь – разработка на основе разных теоретико-методологических подходов «единой экономической парадигмы».
«Признавая альтернативность, конкурентность и разнонаправленность своеобразных «векторов подходов», нельзя не стремиться и к поиску «равнодействующей» этих векторов, отражающей единство даже противоположного и способствующей осознанию в теории, а затем и на практике тех мировоззренческих философско-экономических оснований, которые предопределяют прогрессивное развитие экономической и управленческой сферы» [3, с. 141].
Глобальная теория
Преодоление полипарадигмальности экономики видится в построении общей «глобальной теории», где различные парадигмы будут частными случаями.
С такой позицией можно в целом согласиться, но с понимаем того, что создание такой универсальной «глобальной теории» в ближайшее время вряд ли возможно. Несмотря на глобализацию самой экономики. До сих пор все подобные попытки не увенчались успехом, но определились некоторые тенденции, связанные с идеей интеграции.
Тем не менее, рассмотрение вышеназванных позиций позволяет сделать следующий вывод: переход к новой методологической парадигме в экономике связывается с интеграционными тенденциями:
а) преодоления исторически возникшего разобщения двух составляющих экономической науки естественно-научной и гуманитарной;
б) обновления инструментальных методологических возможностей экономических исследований на основе многомерности;
в) изменения мышления современного управленца и фундаментальных чертх жизнедеятельности социально-экономических систем.
Поэтому в качестве методологической основы исследования феномена «управление развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования» может выступить интегративно-развивающий подход.
Идея такого подхода состоит в том, что он соединяет в себе различные самоценные подходы. При этом, по нашему мнению, он выступает как особая форма познавательной и практической деятельности, позволяющая реализовать идеи интеграции и развития существующих методологических подходов, теорий и эмпирических данных в поле изучаемой нами проблемы и вне ее.
Приложение этих методологических подходов осуществляется, в том числе, на стыке различных научных областей: философии, истории, экономики, социологии и других. Это придает нашему изысканию комплексный, междисциплинарный, а не монодисциплинарный характер.
Название данного подхода выражает, по сути, его содержание и основную функцию.
Система принципов
Основой интегративно-развивающего подхода, делающей его концептуально единым и непротиворечивым, является система принципов. Таковыми являются: системность, целостность, развитие, интегративность.
Системность – рассмотрение соответствующего явления как системы, «не сводимой к сумме своих элементов обладающей структурой, а свойства элементов которой определяются их местом в структуре» [4, с. 704].
Целостность – общее свойство системы, которое дает ей возможность функционировать в качестве отдельного качественно определенного явления; «определенная взаимосвязь элементов, внутренняя соотнесенность и соответствие, иерархия частей или элементов системы» [4, с. 861].
Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояние в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [1, с.645].
Интегративность – это общее свойство системы, обуславливающее процесс усиления взаимосвязей, объединение элементов в единое целое. «Сторона процесса развития, связанная с объединением разнородных частей и элементов, которые могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы (в этом случае повышается уровень ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее не связанных между собой элементов» [5, с. 58].
Осуществление исследования на предлагаемом методологическом основании позволяет сформировать представления о феномене управления развитием конкурентоспособности учреждения среднего профессионального образования с новых методологических позиций.
Источники:
2. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 527 с.
3. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 352 с.
4. Современный философский словарь. / Сост. Полуянов Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928 с.
5. Яковлев И.П. Интеграционные процессы и развитие. – Л.: ЛГУ, 1980. – 234 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:30:00