Формирование узбекского республиканского рынка средств производства

Султанов А.Д.1
1 Ташкентский государственный экономический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (26), Февраль 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Султанов А.Д. Формирование узбекского республиканского рынка средств производства // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 2. – С. 37-41.

Аннотация:
В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям резко изменился характер коммерческо-сбытовой и производственной деятельности. Машиностроительные предприятия республики Узбекистан стали постоянно испытывать давление рынка средств производства, объективно проявляющееся через последовательное сокращение объемов спроса на машины и оборудование. Рыночные механизмы по сути дела заменили собой прежние органы централизованного распределения и снабжения материально-технических ресурсов.

Ключевые слова: Узбекистан, машиностроение, рынок средств производства



В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям резко изменился характер коммерческо-сбытовой и производственной деятельности. Машиностроительные предприятия республики Узбекистан (РУз) стали постоянно испытывать давление рынка средств производства, объективно проявляющееся через последовательное сокращение объемов спроса на машины и оборудование. Рыночные механизмы по сути дела заменили собой прежние органы централизованного распределения и снабжения материально-технических ресурсов.

«Капиталистическая экономика, ‑ пишут Ф. Шиффер и другие исследователи, ‑ это экономика, в которой средства производства (капитал и земля) принадлежат частным лицам, а ресурсы распределяются посредством рыночных механизмов». Можно утверждать, что капиталистическая экономика, базирующаяся на рыночных отношениях, является социально-ориентированной, т.к. работает на удовлетворение потребностей многочисленных заказчиков. Причем рынок, как механизм, сводящий воедино покупателей и производителей (в данном случае рынок средств производства), устанавливает равновесие между спросом и предложением.

Эта отличительная черта характерна для всего, что предлагается к обмену – продуктов труда, ресурсов, ценных бумаг и т.п. Главное, что отличает эти рынки (помимо их целевой функции), ‑ это развитость, определяемая глубиной, зрелостью взаимоотношений между потребителями и производителями, а также их инфраструктурой. Поэтому важно определить уровень развитости рынка средств производства в Узбекистане. Он может быть представлен в виде двухуровневой рыночной системы, включающей в себя республиканский (национальный) рынок и входящие в него региональные рынки.

В условиях переходного периода в отраслях промышленности, производящих средства производства, количественно и качественно изменились условия протекания экономического цикла. В первую очередь следует признать резкое изменение роли потребителя. Прежний «рынок производителя», характерный для плановой экономики, преобразовался в «рынок потребителя». Во-вторых, началось реальное воздействие современного рынка средств производства на объемы и масштабы предложений со стороны их производителей. В-третьих, усилилась конкуренция между отечественными и зарубежными предприятиями, особенно, в части производства товаров народного потребления. В-четвертых, последовательный переход предприятий, выпускавших специальную продукцию, к созданию рыночно ориентированных производственных комплексов широкого профиля. В-пятых, качественно изменились сами средства производства, в частности, машины и оборудование.

Рассмотренные особенности рыночных отношений определили и основной тип республиканского рынка средств производства как совокупность черт, характерных для рынков монополистической и чистой (либеральной) конкуренции. Иначе говоря, рынок средств производства является интегрированным рынком, которому соответствует свои рыночные механизмы. В частности, мы вводим такой параметр как количество региональных рынков. Это позволяет характеризовать рынок средств производства как сложную, достаточно развитую систему. Не случайно о региональных рынках говорят: наблюдается формирование достаточно масштабных, регулярно действующих территориальных рыночных образований с ярко выраженными региональными признаками. Действительно к настоящему времени в Узбекистане формируются и укрепляются областные рынки средств производства, удовлетворяющие потребности своих клиентов через областные рыночные инфраструктуры.

Анализ показывает, что в переходный период в результате сокращения платежного спроса, периодического срыва поставок и разрыва прежних хозяйственных связей, наблюдается спад производства стандартизованной продукции и увеличение объемов производства дифференцированной продукции. Это связано с перепрофилированием предприятий, сокращением производства специализированной продукции и переходом на выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления. Например, для выполнения новой товарной номенклатуры и диверсификации производства Ташкентскому тракторному заводу потребовалось:

1) перестроить отдельные цеха на производство моторов, работающих на газе;

2) организовать на высвободившихся производственных площадях изготовление нестандартного оборудования;

3) построить литейный цех для выплавки отливок для изготовления единичных и мелкосерийных деталей;

4) организовать проведение индивидуальных ремонтных работ (по заявкам);

5) организовать кооператив по предоставлению дополнительных услуг для населения.

Следующая характеристика рынка средств производства – это отсутствие контроля за ценами. Такое состояние рынка достигается в условиях чистой конкуренции, т.е. полной либерализации цен. При этом доступ в отрасли свободен и отсутствует ценовая конкуренция. Таким образом, республиканский рынок средств производства находится ближе всего к чисто монополистической конкуренции. Его уровень развития во многом определяется степенью кондиционности рыночной инфраструктуры. Анализ, проведенный нами, показывает, что, несмотря на снижение выпуска машин и оборудования, за последние годы проводится целенаправленная работа по углублению экономических реформ и формированию рыночных отношений. При этом важная роль отводится рыночной инфраструктуре. Формированию ее важнейших элементов.

В частности, значительный толчок функционированию рынка средств производства дала Республиканская фондовая биржа «Ташкент» и ее брокерские конторы и филиалы в областях. Ускорению процесса приватизации, организации малого и среднего бизнеса, формированию хозяйств собственников способствовала созданная инфраструктура республиканского рынка средств производства Узбекистана, в которую вошли:

1. Республиканская фондовая биржа «Ташкент», в том числе брокерские конторы и филиалы в областях.

2. Республиканская биржа недвижимости с филиалами в Ташкенте, в республике Каракалпакстан (РК) и областях республики.

3. Республиканская товарно-сырьевая биржа (включая брокерские конторы).

4. Республиканская постоянно действующая ярмарка с филиалами во всех областных центрах.

5.Фонд поддержки частного предпринимательства и малого бизнеса (Бизнес-фонд) с отделениями в районах и городах республики.

6. АО Национальный депозитарий «ВАКТ» (в том числе в РК и областях, фондовые магазины).

7. Инвестиционные фонды.

8. Неправительственное агентство по оказанию консультативно-аудиторских и информационных услуг на рынке ценных бумаг.

9. Национальный центр подготовки специалистов для рынка ценных бумаг.

10. Акционерно-коммерческие специализированные банки, обслуживающие промышленные предприятия, аграрный сектор экономики.

11. Акционерные общества открытого типа.

С развитием рыночных отношений более объективными и уточненными стали потребности клиентов на средства производства. Изменились формы и методы распределения и использования продукции предприятий. Теперь взамен прежних Госснабов бывшей административно-хозяйственной экономики стали действовать рыночные механизмы, и, в первую очередь, законы спроса и предложения, или, точнее, конкретные методы их использования.

Следует отметить, что изучение динамики роста цен на машины и оборудование, а также спроса и предложений на рынке средств производства показывает, что действие рыночных законов усложняется из-за ряда факторов, описывающих внутреннюю и внешнюю среду предприятий. К таким факторам можно отнести: непрерывный рост цен на средства производства, снижение платежеспособного спроса, качественное изменение экономических отношений на основе разгосударствления и приватизации, изменение форм собственности и потребителей средств производства.

Для большей ясности следует подчеркнуть, что под рынком средств производства мы понимаем клиентскую совокупность частных лиц и предприятий (организаций), закупающих товары и услуги, использующиеся при производстве других товаров или услуг, которые в свою очередь, продаются, сдаются в аренду или поставляются другим потребителям. Важными особенностями рынка средств производства, являются:

‑ меньшее количество покупателей и продавцов, чем на потребительском рынке;

‑ более крупные закупки, чем на потребительском рынке;

‑ концентрация и размещение покупателей средств производства на региональных рынках;

‑ спрос на средства производства отличается низкой ценовой эластичностью.

Это означает, что во многих случаях изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса на средства производства.

Об изменениях внутренней и внешней среды предприятий-производителей средств производства в республике Узбекистан продолжим разговор в следующих номерах журнала.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:38:37