Механизм управления предприятием на основе взаимодействия его функциональных составляющих
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (147), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье предложен функционально-процессный подход к формированию механизма управления предприятием, основанного на соответствии и взаимодействии двух составляющих – организационной структуры и системы управления персоналом. Цель этого механизма – обеспечение эффективного функционирования предприятия в рыночной среде.
Современная экономика переживает этап глубоких преобразований. Адаптация большинства отечественных предприятий к новым условиям хозяйствования проходит с большими трудностями, которые, обусловлены как внешними факторами, оказывающими непосредственное влияние на их функционирование в рыночной среде, так и внутренними, игнорирование которых зачастую приводит к кризису.
Практика последних лет вскрыла серьезные недостатки в управлении предприятиями, обусловленные несоответствием организационной структуры подсистеме управления персоналом, которые будем называть организационной и кадровой составляющими.
Анализ подходов к определению оптимального соотношения данных составляющих (системного, функционального, ситуационного, процессного) показал недостаточный уровень изученности данной проблемы, что является причиной «сбоя» в их функционировании, приводящего предприятие к кризису или банкротству (например, увеличение числа иерархических уровней управления, дублирование функций, сокращение штата работников, несоответствие фонда заработной платы категориям работающих).
Функционально-процессный подход к управлению предприятием
Проведенные исследования выявили необходимость применения нового подхода к построению модели управления предприятием, а именно, функционально-процессного как сочетания функционального и процессного подходов, учитывающего взаимосвязь организационной и кадровой составляющих (см. рис. 1).
На рис. 1 показана связь организационной модели с кадровой через бизнес-процессы, которые обусловлены логикой взаимодействия участников процесса и технологии работы отдельных специалистов на своих рабочих местах. Описанные модели характеризуются показателями, которые определяют степень их рациональности и эффективности в условиях рыночной среды.
В целом построение функционально-процессной модели управления предприятием, включает:
– организационно-функциональную модель, которая определяет значимость, роль и место организационной структуры в системе управления предприятием, а также устанавливает набор взаимосвязанных функций, полномочий и сферу ответственности подразделений/отделов и отдельных работников управления, что исключает дублирование функций и нацеливает непосредственно на выполнение общих целей и задач функционирования организации;
Рис. 1. Функционально-процессная модель управления предприятием
– функционально-кадровую модель, которая включает в себя параметры, характеризующие персонал предприятия, а также определяет набор функций, полномочий, сферу ответственности, цели и задачи каждого работника.
– количественные характеристики организационно-функциональной и функционально-кадровой моделей, описанные с помощью системы показателей, характеризующих степень эффективности выполнения определенных функций и бизнес-процессов в организации.
Механизм функционирования составляющих
Учитывая изложенное, дадим определение функционально-процессной модели предприятия (ФПМП). Она представляет собой совокупность функционально-ориентированных организационной и кадровой моделей, обеспечивающих взаимосвязанные действия по координированию бизнес-процессов, протекающих внутри организации в целях своевременной адаптации предприятия к окружающей среде и получения максимальной прибыли от его деятельности.
Применение функционально-процессного подхода позволит создать механизм функционирования составляющих для управления предприятием, использование которого возможно на основе принципов совместимости, соответствия, соотносительности [1, 4] (см. рис. 2 на с.???).
I этап: осуществляется проверка на совместимость элементов и характеристик организационной структуры и системы управления персоналом, результатом которой может быть:
– их несовместимость, которая выражается в дисбалансе между элементами составляющих, приводящих к разрыву связей и отношений между ними;
– совместимость, которая будет означать оптимальное соотношение элементов и характеристик составляющих (позволит перейти ко второму этапу проектирования);
II этап: поэлементное формирование составляющих на основе различных информационных источников при использовании специальных методов;
III этап: производится расчет количественных параметров составляющих, определяющих степень рациональности их соотношения и эффективности.
Данный механизм функционирования составляющих позволит оптимально спроектировать и поддерживать их в равновесном соотношении для достижения экономической устойчивости и эффективности управления предприятием.
Рис. 2. Формирование механизма функционирования составляющих для управления предприятием
Три уровня управления
В ходе исследования были выделены три уровня управления составляющими в рамках системы управления предприятием, согласованность которых определяет экономический эффект от его деятельности (см. рис. 3).
Рис. 3. Управление функциональными составляющими в рамках предприятия
Первый уровень – высший – предполагает определение общих целей, задач и стратегических направлений развития составляющих на уровне предприятия, планирование уровней управления, обеспечение гибкости и информационной прозрачности, планирование рабочих мест и ролей, оперативное реагирование на перемены, происходящие во внешней среде.
Второй уровень – средний включает распределение ролей, функций, сфер ответственности на уровне подразделения/отдела, планирование и внедрение видов деятельности по развитию и обеспечению различных производственных, финансовых и других процессов деятельности предприятия, определение способов коммуникации между подразделениями, планирование и отбор трудовых ресурсов, управление показателями труда и системой вознаграждений.
Третий уровень – низовой подразумевает уточнение ролей отдельных работников, их функций, подотчетности и сферы ответственности.
В целом согласованность уровней управления предприятием будет означать:
– слаженность процесса управления данными составляющими, что определяет степень эффективности принятия и реализации управленческих решений;
– сбалансированность целей на всех трех уровнях управления, позволяющая предприятию достичь общих целей деятельности в меняющихся рыночных условиях.
Таким образом, применение функционально-процессного подхода к построению модели управления предприятия, а также разработка этапов формирования механизма функционирования его составляющих, позволят отечественным предприятиям: своевременно корректировать процесс управления, адаптировать параметры организационной структуры и системы управления персоналом в соответствии с меняющейся ситуацией внутри предприятия и вне его с целью получения экономического эффекта от деятельности.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:22:46