Prerequisites for creating the Institution of logistics for mortgage and construction projects

Tatyyana Kubasova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-2 / November, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The author reveals special features of the state support to the mortgage lending system in Russia and makes a critical analysis of institutional barriers on the way of its development. The author proves the prerequisites for the forming of the Institution of logistics for mortgage and construction projects (MCP) and justifies the requirements for the realization of these projects taking into account the special features of logistics components of the municipal economy.

Keywords: infrastructure, agency for mortgage lending, affordability of accommodation, mortgage and construction project, city logistic system, political transaction costs, city logistics



Жилищный вопрос для Российской Федерации достаточно давно является острой социально-экономической проблемой. Причина этого феномена на первый взгляд лежит на поверхности, так как с одной стороны, значительная часть населения России относится к группе малоимущих, а, с другой стороны, обязательства государства по обеспечению жилищными помещениями отдельных категорий граждан в период после начала рыночных реформ подверглись значительному сокращению. Однако этот вопрос нуждается в более обстоятельном рассмотрении, причем, сквозь призму институциональной теории. Одним из аргументов в пользу такого утверждения служит укрепление среди политиков, ученых и бизнесменов понимания того, что институциональный образ мышления и практическая трансформация институтов являются решающими факторами успешных реформ в России [6].

Институциональные преобразования в сфере жилищного строительства

Главенствующая роль в деле формирования «правильных» экономических институтов должна принадлежать государству, причем основной мотив такой его деятельности определяется общей несостоятельностью рынка [5]. Россия не является исключением. В частности, институциональные предпосылки решения жилищной проблемы в нашей стране были заложены еще в 1993 году. Это связано с принятием государственной целевой программа «Жилище», которая определила в качестве составной части государственной жилищной политики ипотечное жилищное кредитование. В 1997 году государством был создан специальный институт ипотечного жилищного кредитования – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Основными целями создания АИЖК было формирование системы рефинансирования долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, предоставленных банками, и внедрение стандартизации в сферу ипотечной деятельности.

Переломным в ходе институциональных преобразований в сфере жилищного строительства стал этап, который связан с разработкой федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы и «Стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 года». Именно в этот период достаточно резко возрос интерес к постановке и реализации ипотечно-строительных проектов (ИСП) со стороны частных инвесторов.

Повышению инвестиционной привлекательности ИСП способствовал рост платежеспособного спроса, который наблюдался после финансового кризиса 1998 года. Немаловажную роль также сыграла декларация государством в качестве одной из своих приоритетных целей постепенное замещение государственных бюджетных средств, направляемых на строительство жилья, иными источниками финансирования, в частности, ипотечным кредитованием.

Банковские кредитные ресурсы и коэффициент доступности жилья

Не следует забывать, что одним из существенных ограничений на пути постановки и реализации ИСП выступает отсутствие у большинства банков возможности получить долгосрочные кредитные ресурсы. Эта особенность нашла свое отражение в ФЦП «Жилище» в форме декларации государственной поддержки банков, реализующих программы ипотечного жилищного кредитования. Механизм такой поддержки заключается в том, что на АИЖК возложена обязанность обеспечения ликвидности выданных банками стандартных ипотечных кредитов путем поддержания постоянной оферты на их выкуп.

Механизм ипотечного жилищного кредитования на основе стандартов АИЖК в целом способствовал формированию институциональных предпосылок постановки и реализации ИСП. Однако его недостатки стали очевидны еще задолго до последнего мирового финансового кризиса:

– отсутствие у банков, уполномоченных АИЖК, стремления оставлять ипотечные кредиты на длительное время, накапливая их на собственном балансе;

– высокая, а зачастую и неприемлемая величина коэффициента доступности жилья для значительной части потенциальных заемщиков и др.

Уменьшение нормативной величины коэффициента доступности жилья напрямую связано со снижением его стоимости. Выполнение этого условия, в частности, возможно на этапе строительства жилья за счет применения классических принципов логистики [3]. В рамках ИСП этот прием также работает. Однако надо учитывать, что ИСП по своей природе с одной стороны, являются капиталоемкими проектами, а с другой стороны, они весьма чувствительны к сбоям в системе их финансирования. Это обстоятельство предопределяет жесткий регламент движения финансовых потоков, вследствие чего их статус нам представляется более высоким, чем у материальных потоков.

«Сити-логистика»

Существует еще одно обстоятельство, которое в последние годы заставляет по-новому воспринимать роль логистики в постановке и реализации ИСП. Оно предопределяется общей тенденцией перехода на логистическое обоснование управления городским хозяйством и тем самым способствует формированию нового научного направления – «сити-логистики».

Постановка ИСП должна включать специальные исследования, целью которых является выработка стратегии логистического позиционирования будущего объекта недвижимости в городе, то есть обоснование его строительства с точки зрения рационализации его взаимосвязей по материальной, транспортной и другими составляющими логистической системы города. Можно утверждать, что в рамках формирования системы ипотечного жилищного кредитования просматривается зарождение института логистики ИСП, который представляет собой один из главных компонентов института более высокого уровня – «сити-логистики».

Существенные возможности снижения стоимости жилья также лежат в плоскости современного инфраструктурного обустройства города [4]. Одним из системообразующих факторов расходов, связанных с управлением городской инфраструктурой являются экономические и политические трансакционные издержки. Это означает, что сегодня крайне актуальной становится разработка современной модели менеджмента инфраструктуры города на основе государственно-частного партнерства.

Вовлечение частных предприятий в общественный сектор народного хозяйства сопровождается использованием конкурентного механизма, причем в этом секторе возникают квазирыночные отношения. Этот механизм способствует более целенаправленной, рациональной и динамичной аллокации ресурсов [2]. Кроме того, он содействует снижению трансакционных издержек, поскольку устраняется опасность дилетантизма в управлении «общественными предприятиями», которые находятся в собственности муниципалитета и имеют строгую традицию бесприбыльной деятельности.

Неподготовленность части населения к рискам ипотечного кредитования

Снижение величины коэффициента доступности жилья до приемлемого для населения России уровня является необходимым, но не достаточным условием в вопросе становления системы ипотечного жилищного кредитования. Мировой финансовый кризис выявил, по крайней мере, одну неэффективную «институциональную ловушку», суть которой заключается в неподготовленности части населения к рискам ипотечного жилищного кредитования. Одной из причин его возникновения послужила эйфория части населения, обусловленная маркетинговой политикой представителей сектора потребительского кредитования в целом и поставщиков ипотечных услуг, в частности. Возникновение этого феномена для России новым явлением, хотя он известен достаточно давно. Еще в 20-х годах прошлого века французский философ Ж. Бодрийяр писал, что потребление представляет собой активное и коллективное поведение, оно является принуждением, моралью, институтом [1]. При этом кредит играет здесь определяющую роль, даже если он лишь частично влияет на бюджеты расходов домохозяйств, поскольку создает иллюзию легкой доступности благ, зачастую превращаясь в дисциплинарный процесс вымогательства сбережений населения и регулирования спроса.

Таким образом, можно утверждать, что формирование институциональных предпосылок постановки и реализации ИПС еще не закончено. Однако уже сегодня становится очевидным, что логистике в этом процессе отводится особое место.


Страница обновлена: 28.04.2025 в 00:59:37