Приоритеты государственного развития предпринимательства в сфере услуг

Пилипцова Г.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Активное развитие сферы услуг в трансформационный период обусловливает необходимость государственного воздействия на формирование и развитие рынка услуг, снятия ряда структурных дисбалансов между реальным сектором и сферой обслуживания.

Ключевые слова: финансовый рынок, государственное регулирование, конкуренция, сфера услуг, межотраслевые кластеры, национальные проекты, гостиничный сектор



Сохранение в современный период рыночного (платного) и государственного (бесплатного или частично платного) секторов услуг, соотношение которых динамично изменяется, обусловливает развитие конкуренции. Это способствует улучшению качества обслуживания населения и предпринимательского сектора.

Однако устаревшая технико-технологическая база государственного сектора услуг во многом определяет их низкое качество. В связи с этим, несмотря на ряд негативных аспектов организационного характера, существенную роль в повышении качества услуг населению выполняют государственные национальные проекты в социальной сфере, ЖКХ, АПК.

Принципиально новая философия всего хозяйственного пространства общества

Динамика развития платных услуг населению показывает, что расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации и местных органов власти пока не обеспечивает их активности в регулировании рынка услуг. Необходимо формирование не только государственных, но и корпоративных стандартов обслуживания населения. В целях роста качества услуг в основе внутренней системы регуляции должно быть сочетание интересов потребителя услуг и их производителя.

Государственные и муниципальные органы управления с помощью различных методов способны активно влиять на рынок услуг, но одновременно они сами выступают субъектами сферы услуг особого рода. Эти услуги связаны с непосредственными обращениями граждан в органы управления разного уровня. От эффективного, быстрого их решения зависит авторитет власти, ее восприятие гражданами как действительного служения их интересам. В этом социальная значимость таких услуг в целях построения гражданского общества.

В постиндустриальных странах активное развитие сферы обслуживания обусловлено не только потребностями высокотехнологичного уровня материальной сферы, но и активной государственной поддержкой процессов информатизации, коммерциализации всемирного кибернетического пространства, развития массового электронного рынка услуг. Формируется принципиально новая философия всего хозяйственного пространства общества.

Функции, выполняемые сферой услуг

Услуга как экономическая категория выражает систему отношений между производителем и потребителем услуг, обусловленных тем, что продукт услуги имеет либо вещественный характер, либо невещественный, но всегда выступает как полезный эффект деятельности субъектов сферы обслуживания на всех фазах общественного воспроизводства. В зависимости от специфической природы услуг, от их участия в материальной или нематериальной сферах определяется дифференциация их функций.

Однако можно выделить и ряд общих экономических и социальных функций, реализуемых сферой услуг в рыночной системе:

– воспроизводственная функция, состоящая в подготовке процесса производства и создании условий непрерывного протекания всех фаз воспроизводства;

– предпроизводственная функция, включающая изучение рынка услуг, подбор необходимых материально-вещественных факторов для оказания услуг, подготовку кадров;

– социально-экономическая функция по удовлетворению разнообразных общественных и личных потребностей человека;

– регулирующая функция, связанная с воздействием государственных и муниципальных органов власти и управления по обеспечению и реализации прав и законных интересов граждан. Они реализуют регулирующую функцию посредством оказания услуг населению;

– мотивационная функция обусловлена тем, что государственные и муниципальные институты как система нормативно-правовых, так и экономических механизмов обеспечивают участие граждан в жизни общества.

Повышение значимости сферы услуг

В современной экономике действуют факторы, как способствующие, так и препятствующие эффективной реализации социальной функции услуг. За годы реформ в России сложился дефицит не только высокопрофессиональных кадров управления, но и рабочих профессий. При этом масштабы подготовки специалистов в вузах существенно возросли (с 1990 по 2005 гг. на 160%). Выпуск же специалистов средних специальных учебных заведений снизился на 60% [1].

Необходимо не только поднять образовательный уровень кадров, но и обеспечить соответствующий уровень доходов работающих. Это позволит развивать профессиональные качества и обеспечит условия роста духовных потребностей.

Государство стимулирует развитие сферы обслуживания посредством предоставления государственных услуг и принадлежащих ему объектов инфраструктуры субъектам сферы услуг. Государственная консультативно-информационная деятельность, различные виды юридических структур способствуют поддержанию нормальной, устойчивой деятельности субъектов сферы услуг и их целевой ориентации.

Анализ процессов, происходящих в сфере услуг и обусловивших активное вмешательство государственных институтов в их деятельность, указывает на наличие следующих закономерностей:

1) неуклонное возрастание доли сферы слуг в формировании экономического потенциала национального развития. Причем это потенциал долгосрочного действия, определяющий перспективы развития национальной экономики;

2) происходит разрушение традиционных экономических отношений и формируются принципиально новые связи между отраслями и видами деятельности материального и нематериального производства. Это обусловило формирование специфических межотраслевых кластеров, в центре которых — отрасли сферы услуг;

3) происходит постепенное превращение услуг в высокоприбыльную область приложения капитала. Это обусловило процессы концентрации производства в сфере услуг и расширение монополистических начал. В частности, активно монополизируется банковская отрасль, финансовая сфера в целом, общественное питание, гостиничный бизнес.

Оптимальный вариант совершенствования сферы обслуживания

Указанные выше факторы обусловили активную государственную политику в системе регулирования финансового, биржевого рынков, антимонопольную политику в сфере услуг. Однако, по мнению автора, необходимо сочетать не только нормативно-правовые и экономические методы, но и согласовывать комплексное регулирование сферы обслуживания со стороны государства, частных компаний и общественных объединений (союзов предпринимателей сферы услуг и т.п.).

Исходя из опыта развитых стран [2] оптимальным вариантом совершенствования сферы обслуживания выступает смешанная модель, соединяющая участие государства, частных (коммерческих) структур и общественных организаций в оказании социальных услуг.

В современной трансформирующейся российской экономике повышательная динамика потребительских расходов не сможет стать доминирующим фактором роста сферы услуг экономики в целом. Спрос на услуги зависит в основном только от высокодоходных групп населения и снижается в связи с инфляционным фактором. Так, с 2002 по 2008 гг. произошло усиление влияния роста тарифов платных услуг населению (весомая доля которых определяется государственными и местными органами власти).

В структуре ВВП в 2007 г. доля услуг составила 48,6%, доля товаров реального сектора и прочих товаров – 51,4%. Наибольший вклад в прирост ВВП в последние годы оказывают отрасли розничной торговли, общественного питания, транспорта и связи. Высокие темпы роста имеют место и в оптовой торговле, однако они во многом обусловлены практикой трансфертного ценообразования, к которой прибегают экспортеры природных ресурсов.

По мере развития и зрелости экономических отношений сектор услуг превращается из структурообразующего в системообразующий сектор, поскольку он играет весомую роль в создании ВВП, повышении темпов роста других макропоказателей. Более того, его развитие формирует средний класс, что снижает противоречия между социально и экономически дифференцируемыми группами населения, способствует повышению благосостояния граждан России.

Вместе с тем, функции, методы и формы государственного регулирования социально-экономических процессов качественно и количественно модифицируются, что усиливает противоречивость развития сферы услуг как объекта управления.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:13:32