Аудиторский финансовый контроль как инструмент управления предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью предприятий. В настоящее время признано, что эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль в способности организации выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность. При этом очень важно, учитывая все особенности компании, правильно организовать структуру внутреннего аудита и определить его место в иерархии фирмы.
Ключевые слова: управление предприятием, внутренний аудит, организационная структура, аутсорсинг, финансовый контроль, проектирование структуры, ко-сорсинг
Сегодня традиционные методы управления организационным процессом предприятия реформируются и трансформируются, адаптируясь к новым условиям.
Одним из перспективных видов финансового контроля является аудиторский финансовый контроль в форме внешнего и внутреннего аудита.
Вопросы организации внутреннего аудита должны решаться индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности и требований, предъявляемых собственником. Выделяют три основных подхода, существующих как за рубежом, так и в России (см. табл. 1).
Таблица 1
Подходы к организации внутреннего аудита
№
|
Подход
|
Преимущества
|
Недостатки
|
I
|
Создание собственного подразделения внутреннего аудита
|
1) сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней
организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;
2) когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри компании; 3) руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров; 4) нейтрализация причины внутренних конфликтов |
1) зависимость внутренних аудиторов от контрольной среды
|
2) не всегда объективная оценка внутриорганизационных
процессов
| |||
3) существует риск снижения управляемости службой
внутреннего аудита
| |||
| |||
II
|
Аутсорсинг, то есть полная или частичная передача функции
внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту
|
1) возможность использовать услуги экспертов в различных
областях;
|
Полностью доверять функции внутреннего аудита внешним
консультантам для крупных предприятий нецелесообразно, так как:
|
2) доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;
|
1) учитывая более высокие объемы работ (по сравнению с
небольшими компаниями), услуги внешних аудиторов обойдутся значительно
дороже, чем содержание собственного подразделения;
| ||
III
|
Ко-сорсинг – заключается в том, чтобы создать органы
внутреннего аудита в рамках организации, но в некоторых случаях привлекать
экспертов специализированной компании или внешнего консультанта
|
3) гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов
(например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый
аудит не придется расширять штат внутренних аудиторов или отвлекать трудовые
ресурсы от выполнения других проектов);
|
2) внешние аудиторы, как правило, менее осведомлены о
специфике деятельности проверяемых учреждений. Это увеличивает риск упустить
важные нюансы;
|
4) доступ к передовым технологиям и методикам проведения
внутреннего аудита
|
3) возникает риск утечки из компании информации о
внутренних отношениях и специфических ноу-хау, а также коммерчески ценной
информации
|
По мнению экспертов, не во всех предприятиях целесообразно создавать собственное подразделение внутреннего аудита [5]. Организациям, которым может потребоваться аудит какой-либо специфической области, или в пиковые периоды нагрузки возникает необходимость в дополнительных аудиторских ресурсах, следует прибегнуть к аутсорсингу и ко-сорсингу.
В рамках крупных корпораций и холдингов, характеризующихся разветвленной структурой, оптимальным представляется создание службы внутреннего аудита (комитет по аудиту, департамент внутреннего аудита и др.).
Говоря о наименовании, структуре и численности органов внутреннего аудита, следует заметить, что не существует единой («шаблонной») методики их организации. В каждом конкретном случае структура и численность подразделения определяются индивидуально, на основе различных факторов.
Три варианта структуры службы аудита
Служба внутреннего аудита может являться подразделением аудируемого лица в двух вариантах:
1) подразделение подчиняется непосредственно главному бухгалтеру, что увеличивает эффективность и слаженность проведения контрольных мероприятий (рис. 1);
Рис. 1. 1-й вариант структуры внутреннего аудита
2) Подразделение подчинено непосредственно генеральному директору, что исключает риск отрицательного влияния главного бухгалтера, в плане его непосредственной заинтересованности, (рис. 2);
Рис. 2. 2-й вариант структуры внутреннего аудита
Отрицательным моментом данных структур является то, что деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Подчинив одел внутреннего аудита главному бухгалтеру или генеральному директору, нарушается принцип независимости аудита, что неизбежно влечет необъективность выводов в отношении проверки этих руководителей.
3) Однако при построении структуры по третьему варианту возможно достижение сравнительной независимости. В данном случае отдел непосредственно подчиняется не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям (собственнику) (рис. 3).
Рис. 3. 3-й вариант структуры внутреннего аудита
Элементы структуры
Сопоставляя данные структуры аудиторского финансового контроля, необходимо отметить, что каждый, бесспорно, обладает и преимуществами, и недостатками. При проектировании подразделения внутреннего аудита большое значение имеют следующие элементы:
– место органа внутреннего аудита в организационной структуре, его функциональная направленность;
– численность и квалификация кадрового состава;
– материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение;
– особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений;
– структура его взаимоотношений с другими подразделениями организации.
Указанные выше элементы зависят от многих факторов. Это, прежде всего:
– цели создания;
– организационно-правовая форма предприятия;
– ресурсы, организационная структура;
– масштабы и виды деятельности организации;
– уровень корпоративной культуры;
– региональная неоднородность месторасположения обособленных подразделений или дочерних компаний.
Структура и иерархический ранг подразделения внутреннего аудита во многом зависят от того, насколько правильно понимает высший руководящий состав либо собственник роль внутреннего контроля в управлении организацией [6].
Основная задача при выборе той или иной структуры заключается в том, чтобы сохранить объективный аудиторский финансовый контроль, который сможет обеспечить эффективность деятельности звеньев предприятия и результативность внутренней контрольной среды (системы внутреннего контроля). При этом управление и осуществление внутреннего контроля «встраивается» в бизнес-процесс, а руководство получает от внутреннего аудита объективные и независимые гарантии того, что эти процессы эффективны и риск ограничен приемлемым уровнем.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:13:35