Аудиторский финансовый контроль как инструмент управления предприятием

Каурова О.В., Крюкова Ю.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каурова О.В., Крюкова Ю.Г. Аудиторский финансовый контроль как инструмент управления предприятием // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 43-48.

Аннотация:
Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью предприятий. В настоящее время признано, что эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль в способности организации выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность. При этом очень важно, учитывая все особенности компании, правильно организовать структуру внутреннего аудита и определить его место в иерархии фирмы.

Ключевые слова: управление предприятием, внутренний аудит, организационная структура, аутсорсинг, финансовый контроль, проектирование структуры, ко-сорсинг



Сегодня традиционные методы управления организационным процессом предприятия реформируются и трансформируются, адаптируясь к новым условиям.

Одним из перспективных видов финансового контроля является аудиторский финансовый контроль в форме внешнего и внутреннего аудита.

Вопросы организации внутреннего аудита должны решаться индивидуально для каждого предприятия с учетом специфики его деятельности и требований, предъявляемых собственником. Выделяют три основных подхода, существующих как за рубежом, так и в России (см. табл. 1).

Таблица 1

Подходы к организации внутреннего аудита


Подход
Преимущества
Недостатки
I
Создание собственного подразделения внутреннего аудита
1) сотрудники компании хорошо знакомы с внутренней организацией компании и отраслевыми особенностями бизнеса;
2) когда аудиторские задания выполняют штатные сотрудники, то полученные навыки и опыт остаются внутри компании;
3) руководство компании может использовать внутренний аудит как «площадку» для профессионального роста и карьерного развития будущих управленческих кадров;
4) нейтрализация причины внутренних конфликтов
1) зависимость внутренних аудиторов от контрольной среды
2) не всегда объективная оценка внутриорганизационных процессов
3) существует риск снижения управляемости службой внутреннего аудита

II
Аутсорсинг, то есть полная или частичная передача функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту
1) возможность использовать услуги экспертов в различных областях;
Полностью доверять функции внутреннего аудита внешним консультантам для крупных предприятий нецелесообразно, так как:
2) доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;
1) учитывая более высокие объемы работ (по сравнению с небольшими компаниями), услуги внешних аудиторов обойдутся значительно дороже, чем содержание собственного подразделения;
III
Ко-сорсинг – заключается в том, чтобы создать органы внутреннего аудита в рамках организации, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта
3) гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат внутренних аудиторов или отвлекать трудовые ресурсы от выполнения других проектов);
2) внешние аудиторы, как правило, менее осведомлены о специфике деятельности проверяемых учреждений. Это увеличивает риск упустить важные нюансы;
4) доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутреннего аудита
3) возникает риск утечки из компании информации о внутренних отношениях и специфических ноу-хау, а также коммерчески ценной информации

По мнению экспертов, не во всех предприятиях целесообразно создавать собственное подразделение внутреннего аудита [5]. Организациям, которым может потребоваться аудит какой-либо специфической области, или в пиковые периоды нагрузки возникает необходимость в дополнительных аудиторских ресурсах, следует прибегнуть к аутсорсингу и ко-сорсингу.

В рамках крупных корпораций и холдингов, характеризующихся разветвленной структурой, оптимальным представляется создание службы внутреннего аудита (комитет по аудиту, департамент внутреннего аудита и др.).

Говоря о наименовании, структуре и численности органов внутреннего аудита, следует заметить, что не существует единой («шаблонной») методики их организации. В каждом конкретном случае структура и численность подразделения определяются индивидуально, на основе различных факторов.

Три варианта структуры службы аудита

Служба внутреннего аудита может являться подразделением аудируемого лица в двух вариантах:

Организационная диаграмма1) подразделение подчиняется непосредственно главному бухгалтеру, что увеличивает эффективность и слаженность проведения контрольных мероприятий (рис. 1);

Рис. 1. 1-й вариант структуры внутреннего аудита

Организационная диаграмма2) Подразделение подчинено непосредственно генеральному директору, что исключает риск отрицательного влияния главного бухгалтера, в плане его непосредственной заинтересованности, (рис. 2);

Рис. 2. 2-й вариант структуры внутреннего аудита

Отрицательным моментом данных структур является то, что деятельность службы внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Подчинив одел внутреннего аудита главному бухгалтеру или генеральному директору, нарушается принцип независимости аудита, что неизбежно влечет необъективность выводов в отношении проверки этих руководителей.

3) Однако при построении структуры по третьему варианту возможно достижение сравнительной независимости. В данном случае отдел непосредственно подчиняется не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям (собственнику) (рис. 3).

Организационная диаграмма

Рис. 3. 3-й вариант структуры внутреннего аудита

Элементы структуры

Сопоставляя данные структуры аудиторского финансового контроля, необходимо отметить, что каждый, бесспорно, обладает и преимуществами, и недостатками. При проектировании подразделения внутреннего аудита большое значение имеют следующие элементы:

– место органа внутреннего аудита в организационной структуре, его функциональная направленность;

– численность и квалификация кадрового состава;

– материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение;

– особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений;

– структура его взаимоотношений с другими подразделениями организации.

Указанные выше элементы зависят от многих факторов. Это, прежде всего:

– цели создания;

– организационно-правовая форма предприятия;

– ресурсы, организационная структура;

– масштабы и виды деятельности организации;

– уровень корпоративной культуры;

– региональная неоднородность месторасположения обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг подразделения внутреннего аудита во многом зависят от того, насколько правильно понимает высший руководящий состав либо собственник роль внутреннего контроля в управлении организацией [6].

Основная задача при выборе той или иной структуры заключается в том, чтобы сохранить объективный аудиторский финансовый контроль, который сможет обеспечить эффективность деятельности звеньев предприятия и результативность внутренней контрольной среды (системы внутреннего контроля). При этом управление и осуществление внутреннего контроля «встраивается» в бизнес-процесс, а руководство получает от внутреннего аудита объективные и независимые гарантии того, что эти процессы эффективны и риск ограничен приемлемым уровнем.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:13:35