Оценка посещений покупателями Калининградской области торговых объектов разных форматов
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-2 (135), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Болычев О.Н. Оценка посещений покупателями Калининградской области торговых объектов разных форматов // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 175-179.
Аннотация:
Где предпочитают покупать продовольственные товары жители Калининградской области? Чтобы получить ответ на этот вопрос, Российским государственным университетом им. И. Канта (Калининград) в апреле 2009г. было проведено соответствующее исследование. Оно позволило определить роль торговых сетей в розничной торговле Калининградской области – как в городских, так и сельских населенных пунктах, а также предпочтения покупателей в зависимости от их пола, возраста и уровня доходов.
Ключевые слова: Калининградская область, продовольственные товары, торговая сеть, торговые форматы, города и сельские населенные пункты, предпочтения покупателей
Калининградская область относится к регионам со средними показателями розничного товарооборота в расчете на одного жителя и средними темпами роста товарооборота. Однако по сравнению с большинством российских регионов, для области весьма характерен высокий уровень распространения сетевой торговли продовольственными товарами. Здесь возникли две торговые сети – «Виктория» и «Вестер», ставшие к настоящему времени сетями федерального значения. По состоянию на начало 2009 г. в Калининградской области действовали один магазин формата «Кэш энд кэрри», семь супермаркетов «Виктория», 20 дискаунтеров «Дешево», 15 магазинов формата «у дома» «Квартал». Сеть «Вестер» включала один гипермаркет, 14 супермаркетов, 7 магазинов формата «у дома» «Сосед» [1].
Кроме того, здесь действует федеральная сеть «Седьмой континент» (8 супермаркетов и один магазин формата «у дома») и региональная сеть Торгового дома «Семья» — 15 супермаркетов «Семья», 9 дискаунтеров «Копилка» и 3 магазина формата «у дома» «Экспресс семь» [1].
Областной центр Калининград насыщен магазинами торговых сетей. В малых городах их меньше, а в сельской местности они отсутствуют. И в самом Калининграде заметна концентрация сетевых магазинов преимущественно в центральной части города. На окраинах они встречаются крайне редко.
Куда в Калининградской области предпочитают ходить за продуктами?
Имевшиеся до сих пор сведения о роли торговых сетей в розничной торговле продовольственными товарами, в том числе в Калининградской области, основываются преимущественно на экспертных оценках.
С целью их уточнения и оперативной оценки текущей ситуации 2-6 апреля 2009 г. Российским государственным университетом им. И. Канта было проведено обследование населения по поводу предпочтений покупок продовольственных товаров в торговых объектах разных форматов.
Генеральную совокупность исследования составило взрослое (от 18 лет) население Калининградской области. Объем выборки составил 503 человека, в том числе 230 человек – жители Калининграда (пропорционально численности населения пяти районов города), 163 – малых городов, 110 – сельской местности.
Согласно результатам обследования, на рынки и ярмарки приходится 21,5% предпочтений Калининградских покупателей, в малых городах — 24,3%, на селе — 25,1% в целом по области — 22,9% (см. табл. 1).
Это выше их доли в товарообороте, оценивавшейся в целом по стране в 2007 г. в 15,3% (но близко к показателям предшествовавших лет: в 2006 – 19,7, в 2005 - 21,1%) [3].
Таблица 1
Предпочтения населения при выборе места покупок продовольственных товаров в торговых объектах разных форматов
Торговый формат
|
Калинин-град
|
Малые города
|
Село
|
Область
|
Сетевые магазины
|
59,1
|
17,9
|
0,0
|
37,4
|
в том числе
|
|
|
|
|
дискаунтеры и магазины формата «у
дома»
|
29,1
|
6,7
|
0,0
|
17,8
|
гипермаркеты и супермаркеты
|
30,0
|
11,2
|
0,0
|
19,6
|
Специализированные магазины
производителей
|
4,3
|
9,9
|
0,0
|
5,1
|
Другие магазины
|
9,2
|
43,3
|
62,9
|
28,1
|
Киоски, палатки
|
5,9
|
4,6
|
12,0
|
6,5
|
Рынки, ярмарки
|
21,5
|
24,3
|
25,1
|
22,9
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
В целом по России в 2007 г. на сети приходилось 15-20% объемов продаж, а в развитых странах 50-95% [3].
Если не учитывать рынки, то на сети приходится 75% предпочтений среди всех магазинов в Калининграде, но только 33% в малых городах; на селе они отсутствуют, и в целом по области на них приходится 49% предпочтений.
Средний размер чеков в сетевых магазинах, особенно в сетях супермаркетов, выше, чем в магазинах других торговых форматов, поэтому их доля в объеме розничного товарооборота также несколько выше, чем в количестве обслуживаемых покупателей. То есть, вероятно, доля сетевых магазинов среди магазинов всех форматов, в целом по области немного превышает 50%. А в Калининграде его можно оценить в более чем 80%.
Предпочтения в зависимости от возрастной категории и уровня доходов
Проведенное обследование позволяет также сделать ряд выводов о предпочтениях разных групп покупателей. Так, женщины по сравнению с мужчинами, несколько чаще предпочитают дискаунтеры и магазины формата «у дома», рынки и специализированные магазины производителей, тогда как мужчины – супермаркеты и киоски.
С увеличением возраста покупателей ими чаще, по сравнению с молодежью, выбираются рынки, а также специализированные магазины производителей; молодые покупатели предпочитают делать покупки в супермаркетах (см. табл. 2).
Таблица 2
Предпочтения населения разного возраста при выборе места покупок продовольственных товаров в торговых объектах разных форматов
Торговые форматы
|
Возраст, лет
| |||||
18-29
|
30-39
|
40-49
|
50-59
|
60 и старше
|
Всего
| |
Дискаунтеры, магазины формата «у дома»
|
20,9
|
18,1
|
16,0
|
18,6
|
15,5
|
17,8
|
Гипермаркеты, супермаркеты
|
30,7
|
24,1
|
16,0
|
17,9
|
8,9
|
19,6
|
Рынки, ярмарки
|
14,6
|
20,0
|
26,2
|
22,5
|
31,0
|
22,9
|
Специализированные магазины
производителей
|
1,0
|
4,1
|
7,8
|
4,5
|
8,0
|
5,1
|
Другие магазины
|
27,4
|
26,4
|
28,0
|
26,3
|
31,9
|
28,1
|
Киоски, палатки
|
5,4
|
7,3
|
6,0
|
10,2
|
4,7
|
6,5
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Значительные различия имеются в местах совершения покупок населением с разным уровнем дохода. Чем выше уровень дохода, тем чаще предпочтения отдаются супермаркетам, а более половины жителей со среднемесячными душевыми доходами менее 3000 руб. выбирает несетевые магазины, тогда как с доходами более 10 000 рублей – лишь 13%. Киоски и палатки чаще всего выбирают люди с низкими доходами. Чем выше уровень дохода населения, тем чаще совершаются покупки в гипермаркетах и супермаркетах. А самый высокий удельный вес совершающих покупки на рынках наблюдается среди лиц, имеющих доходы 3-5 тыс. рублей, тогда как реже всего пользуются ими лица с наибольшими доходами (см. табл. 3).
Таблица 3
Предпочтения населения с разными доходами при выборе места покупок продовольственных товаров в торговых объектах разных форматов
Торговые форматы
|
Среднедушевой денежный доход, руб.
| ||||
До 3000 руб.
|
От 3000 до 5000 руб.
|
От 5000 до 10000 руб.
|
Более 10000 руб.
|
Всего
| |
Дискаунтеры, магазины формата
«у дома»
|
10,5
|
13,0
|
17,9
|
21,5
|
17,8
|
Гипермаркеты, супермаркеты
|
4,5
|
10,4
|
24,0
|
41,9
|
19,6
|
Рынки, ярмарки
|
20,3
|
29,5
|
21,2
|
14,0
|
22,9
|
Специализированные магазины
производителей
|
3,0
|
5,2
|
8,5
|
2,2
|
5,1
|
Другие магазины
|
49,6
|
34,7
|
23,3
|
12,9
|
28,1
|
Киоски, палатки
|
12,1
|
7,2
|
5,1
|
7,5
|
6,5
|
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Таким образом, несмотря на развитость сетевых форм организации торговли в городе Калининграде, остаются жизнеспособными и магазины, не входящие в какие-либо сети, а также киоски и палатки и, в особенности, рынки и ярмарки. В малых городах преобладают несетевые формы, а в сельской местности сетевые магазины вообще отсутствуют.
При этом предпочтения мужчин и женщин, населения различных возрастных групп и разного уровня дохода по отношению к совершению покупок в магазинах разных торговых форматов достаточно дифференцированы. Отсюда следует, что выявленные различия следует учитывать при размещении новых торговых объектов.
[1] Данные и материалы ГК «Виктория» и Группы «Вестер».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:13:09