Институциональные аспекты реформирования электроэнергетической отрасли
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (145), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Байдин В.Е. Институциональные аспекты реформирования электроэнергетической отрасли // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 118-122.
Аннотация:
Статья посвящена проблемам формирования эффективной институциональной среды при реформировании электроэнергетической отрасли. Либерализация отрасли сопряжена с возникновением принципиально новых рисков, и с некоторыми из них российская электроэнергетика уже столкнулась. В этой связи целесообразно рассмотреть пути решения подобных проблем в зарубежных странах и методы формирования институциональной среды как ключевого механизма, позволяющего существенно снизить указанные риски.
Ключевые слова: электроэнергетическая отрасль, энергосбережение, институциональная среда, естественная монополия, реформа электроэнергетики, либерализация рынка, диспетчеризация
Ключевым научным и экономическим событием последних лет является реформа РАО «ЕЭС России», первый этап которой закончился в прошлом году ликвидацией холдинга и созданием новой архитектуры рынка. Окончание реформы планируется на 2011 г. с переходом на 100%-ные рыночные цены как на оптовом, так и на розничном рынке.
Реформа и по сей день вызывает серьезные споры как ученых-экономистов, так и специалистов в электроэнергетической отрасли. Представляется, что определенным упущением в научных дискуссиях является фокусирование на вопросах либо технологического, либо финансового аспекта. При этом зачастую игнорируются вопросы институционального характера. Следует подчеркнуть, что электроэнергетика, являясь ключевой общественной сферой, неразрывно связано с институциональной средой.
Монополия и конкуренция в электроэнергетике
Одним из наиболее существенных и ярких особенностей реформирования электроэнергетического комплекса в зарубежных странах является рост влияния институциональных институтов (как общественных, так и государственных). Причем происходит это на фоне либерализации рынков электроэнергии.
Для понимания данного парадокса необходимо четко представлять, что современные рынки электроэнергии представляют собой сочетание конкурентных и естественно-монопольных механизмов. Традиционно к конкурентным сегментам электроэнергетического рынка относят производство и сбыт электроэнергии, а также сферу ремонта. К естественно-монопольным частям рынка относится транспортировка электроэнергии и диспетчеризация [1].
При либерализации и дерегулировании электроэнергетических рынков возникает ряд существенных проблем.
Во-первых, вопрос стыка конкурентного и монопольного сегмента отрасли, а именно обеспечение недискриминационного доступа к сетям и элиминирование [1] злоупотреблениями монопольной властью.
Во-вторых, устранение пиковых нагрузок как ключевого фактора неконтролируемого роста цен на оптовом рынке.
В-третьих, повышение транспарентности электроэнергетического рынка, включая внедрение единых механизмов функционирования отрасли и «включение» потребителей как полноправных участников и субъектов рынка.
Данные проблемы характерны и для российского рынка электроэнергии. В качестве одного из наиболее ярких примеров можно привести механизм «последней мили» [2], получивший распространение в ряде субъектов федерации, и являющийся скрытым инструментом перекрестного субсидирования.
Скандинавская модель
В этой связи было бы полезно обратиться к опыту зарубежных стран в области формирования эффективной институциональной среды при реформировании электроэнергетического комплекса.
В мировой практике можно выделить несколько подходов к реформированию электроэнергетического сектора и решению означенных выше проблемах. Остановимся на двух наиболее известных – скандинавском и американском.
В странах Скандинавского региона при реформировании электроэнергетической отрасли был сделан акцент на законодательных инициативах, направленных на демонополизацию сетевых организаций. Наиболее характерен пример датского законодательства.
Так, в соответствии с законом о поставке электроэнергии владельцы и операторы сетей осуществляют свою деятельность на бесприбыльной основе. Им запрещено совмещать свои функции с деятельностью по производству и продаже электроэнергии, за исключением установленных законом случаев. Также прописан ряд норм, регулирующих деятельность сетевых компаний, например, порядок формирования уставного капитала.
Кроме того, установлено, что в органы управления компаний по передаче электрической энергии должны входить как представители государства, так и представители потребителей электроэнергии. Членам совета директоров энергосбытовых предприятий запрещается занимать должности в органах управления генерирующих компаний.
Американский подход
В США при проведении электроэнергетической реформы акцентируется внимание на экономических инструментах, прежде всего, в области программ энергосбережения и управления спросом. Подобные программы приобрели особенную актуальность после калифорнийского энергетического кризиса. Внедрение таких инструментов, прежде всего, уменьшает риск пиковых нагрузок, и тем самым снижается волатильность [3] цен на оптовом рынке электроэнергии.
На сегодняшний день, согласно различным исследованиям, экономический эффект от одного доллара инвестиций в программу энергосбережения составляет от трех до пяти долларов [5]. Одним из наиболее ярких примеров программы энергосбережения является получившая широкое распространение практика ссуд, которые энергокомпании предоставляют крупным потребителям на приобретение более эффективного и менее энергоемкого оборудования.
Следующим немаловажным фактором является тенденция к унификации правил игры и создание общенациональных требований к функционированию отрасли. Последние законодательные инициативы стандартизируют правила подключения к сети и регламентируют взаимоотношения собственников передающих сетей со своими аффилированными структурами [4] в энергетике.
Значительное внимание регулятор американского электроэнергетического рынка FERC уделяет проблемам открытости информации. Так в соответствии с Приказом № 889 [6] была введена в действие Информационная система открытого доступа в режиме реального времени (Open Access SameTime Information System, OASIS) – Интернет-база данных, содержащая полную, регулярно обновляемую информацию об имеющейся пропускной способности сетей, ее резервах, дополнительных услугах и тарифах на услуги по передаче электроэнергии. Внедрение подобной системы способствует обеспечению недискриминационного доступа к электросетям.
Безусловно, российский электроэнергетический рынок в настоящее время еще находится в стадии формирования, и по мере его развития ряд существующих проблем будет ликвидирован. Так, весьма симптоматично выглядит намерение российских властей активно развивать энергосберегающие технологии.
Тем не менее, при дальнейшем развитии отрасли было бы полезно обратить внимание на наиболее позитивные моменты формирования эффективной институциональной среды в целях снижения рисков злоупотребления монопольной властью и повышения уровня транспарентности электроэнергетических компаний.
1. [1] Элиминирование (от лат. elimino — выношу за порог, изгоняю) — исключение — прим. ред.
[2] Региональная сетевая компания берет в аренду у федеральной сетевой компании небольшой участок (до 100 м) высоковольтной сети и выставляет промышленному потребителю двухставочный тариф за транспортировку: по сетям среднего напряжения и по высоковольтным сетям.
[3] Волатильность (от англ. volatile — изменчивый, непостоянный) — неустойчивость, нестабильность, высокая степень изменчивости рыночной конъюнктуры — прим. ред.
[4] Аффилированная компания владеет пакетом акций основной компании в размере, меньшем контрольного. Она может выступать в качестве филиала или представительства основной, материнской компании; при этом материнская компания участвует в управлении делами аффилированной на основе соответствующего договора. Аффилированная компания часто создается при переносе бизнеса в удаленный от расположения основной компании регион, при создании транснациональных корпораций — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:19