Нейтрализация контрафактной продукции
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Дауров А.Х. Нейтрализация контрафактной продукции // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 29-34.
Аннотация:
Много ли в России контрафактной продукции? Почему так непросто искоренить этот теневой бизнес? Каковы меры борьбы с ним и насколько они успешны на сегодня? И что, в конце концов, с этим делать? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Ключевые слова: фальсификат, контрафактная продукция, нелегальный бизнес, контрабанда, товар-имитатор, теневой бизнес, серая продукция
По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности Россия занимает второе место в мире после Китая по производству и распространению контрафакта [1].
На это обстоятельство обратил внимание премьер-министр В.В. Путин, открывая 1 июня 2009 года заседание президиума правительства Российской Федерации. Он призвал усилить борьбу с контрабандой и нелегальным производством продукции: «…до сих пор контрафактная продукция занимает свыше 40% нашего рынка. Конечно, можно вспомнить, что еще несколько лет назад доля контрафакта на рынке была еще большей – до 70%. То есть позитивные изменения вроде бы и есть, но происходят они недопустимо медленно» [3].
Три типа контрафактных регионов
На сегодняшний день уже сложился крепкий антиконтрафактный «пул» из сотрудников МВД, ФТС, Роспатента, юристов, представителей законодательной власти. Также активную поддержку оказывают сами правообладатели и их объединения.
По линии МВД, в частности, организованы и проводятся целевые общероссийские специальные операции. В 2007 году, например, была пресечена деятельность двух лицензированных и пяти подпольных производств, на которых осуществлялось изготовление контрафактной продукции на оптических носителях информации [6].
МВД России в ходе мероприятий по противодействию распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в 2005 году проверено свыше 30 тыс. предприятий, незаконная деятельность 350 из них приостановлена. В отношении организаторов контрафактной деятельности возбуждено 2800 уголовных дел, 7234 человека привлечено к административной ответственности. Сотрудниками милиции по результатам проверок изъято контрафактной продукции на сумму 276,7 млн руб., оборудования и материальных ценностей — на 50,6 млн руб. [1].
Эксперты МВД считают, что доходы от реализации контрафактных товаров сопоставимы с прибылями наркобизнеса.
Факты, зафиксированные в милицейских протоколах, говорят о том, что в нелегальном процессе «засветились» три типа регионов (см. табл.).
Таблица
Регионы-«лидеры» по выпуску контрафактной продукции [4]
Регионы
|
Причины «лидерства»
|
Москва и Московская область, Санкт-Петербург,
Ленинградская и Свердловская области
|
Высокая численность населения,
значительный сегмент потребителей, склонных по разным причинам приобретать
дешевую продукцию, развитая инфраструктура сбыта
|
Краснодарский и Ставропольский края
|
Не наблюдается дефицита зерна-сырья
для суррогата
|
Калининградская, Ростовская и
Новосибирская области, Приморский край
|
Развитая промышленно-торговая база
|
«Серый» контрафакт
Основными объектами подделок являются товары, пользующиеся постоянным спросом и не предусматривающие сложных технологий производства. Это так называемая «серая» продукция.
Существуют следующие виды «серого» контрафакта:
1) оригинальный продукт, ввезенный в страну фирмой, не имеющей прав на использование данной торговой марки;
2) контрафактная продукция, выпущенная с нарушением правил использования фирменных товарных знаков;
3) имитация известного бренда, заимствующая отдельные его элементы в названии, оформлении или дизайне;
4) фальсифицированная продукция, состав которой не соответствует заявленному на упаковке или отклоняется от установленных требований.
Объектами подделок чаще всего становятся товары, имеющие известный бренд и пользующиеся массовым спросом. В этом случае потоки оригинальной продукции превращаются в «прикрытие» контрафактных товаров, для которых необходим постоянный спрос. Это объясняется тем, что процесс изготовления подделок менее гибок, чем ввоз готовой неавторизованной продукции, позволяющий быстро переключиться с одного типа товара на другой.
Проблемы
В ходе исследования нами выделены три основные проблемы, тормозящие борьбу с распространением контрафактной продукцией.
1. Потребительская мотивация:
– невозможно заставить покупателя платить втридорога за оригинальную продукцию, если есть на рынке товар намного дешевле;
– потребитель знает, что до 30% стоимости продаж продукции известных фирм составляет раскрученный бренд, за который он просто не хочет платить лишние деньги;
– потребитель не всегда готов покупать поддельные медикаменты, продукты питания, косметику, товары бытовой химии, так как понимает, что это может быть «убийственное», в прямом смысле этого слова, приобретение.
2. Неадаптивный производитель:
– к борьбе с фальсификаторами не все готовы, это дорогостоящее мероприятие;
– бизнес-сообщество готово помогать правоохранительным органам за счет государства, так как полагает, что именно оно должно защищать производителя и инвестора;
– неверие в эффективность существующих мер борьбы и боязнь создания так называемой «антирекламы» своей продукции.
3. Неэффективность правоохранительных органов:
– несовершенство разработанных методик выявления фальсифицированной продукции;
– в основном организация нейтрализации контрафакта осуществляется в сферах, где высок уровень государственной монополизации или государственных акцизных сборов.
Нами предлагаются следующие способы нейтрализации этого вида теневого бизнеса:
– экономические методы;
– оптимизация законодательства;
– административные меры;
– информационная пропаганда.
Экономические методы
1. Действенным способом сокращения доли контрафактной продукции на рынке является развитие корпоративной дистрибьюторской сети. Это будет способствовать повышению лояльности дистрибьюторов, которые становятся своего рода информаторами производителей, регулярно сообщая о появлении поддельных товаров на рынке. Минус – развитие сети требует значительных финансовых и материальных издержек.
2. С целью избежать появления в рыночных форматах продаж «серой» продукции ряд известных компаний предлагают полный ассортимент товаров и гарантируют надежность поставок. Как показывает практика, это стимулирует продавцов уличных торговых точек отказываться от распространения подделок.
3. Вытеснение с рынка недобросовестных продавцов посредством демпинга. Резкое снижение цен компаниями-правообладателями лишает их преимущества, и они вынуждены покидать рынок.
4. Размещение технологического производства на территории России позволит, в конечном итоге, значительно снизить цену продукта.
Оптимизация законодательства
1. Конкретизация понятийного аппарата. Необходимо четко разделять понятия «контрафакт», «товар-имитатор» и «фальсификат». Наказание и ответственность за данные действия не дифференцированы.
2. Ужесточение наказаний за производство и реализацию контрафактной продукции.
3. Правоохранительные органы должны получить возможность конфисковать (изъятие из оборота) не только саму контрафактную продукцию, но и средства ее производства. На практике для этого необходимо заявление правообладателя и представление образцов оригинальной продукции.
Но представители правообладателей находятся далеко не во всех регионах. И при выявлении контрафактной продукции в отдаленных областях установить связь с представителем правообладателя зачастую трудно или невозможно. Эта мера не позволит «пиратам» вернуться на рынок, так как стоимость оборудования оценивается в миллионы долларов.
Административные меры и информационная пропаганда
1. Создание «силовой» атмосферы постоянного давления на рынок. Как показывает опыт, наложение административного штрафа с изъятием товара дает положительные результаты. На открытых рынках информация об этом распространяется мгновенно.
2. В условиях отсутствия в России богатой правоприменительной практики в решении споров в сфере интеллектуальной собственности необходимо создание специализированной системы обучения и подготовки представителей правоохранительных органов в части определения поддельной продукции и имитации товарных знаков, правил осуществления административных процедур.
Что касается информационной пропаганды, то здесь необходимо интенсифицировать работу по лояльности потребителей. Это возможно посредством многочисленных репортажей по телевидению и радио, обширных статей в журналах и газетах о распространении подделок и мерах по борьбе с ними.
[1] Контрафакт — поддельный товар, продукция низкого качества — прим. ред.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:59