Методологический подход к оценке эффективности управления экономическими ресурсами муниципального образования
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пак Х.С. Методологический подход к оценке эффективности управления экономическими ресурсами муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 161-164.
Аннотация:
В статье рассматривается методологический подход к оценке эффективности управления экономическими ресурсами муниципального образования. При этом отмечается, что данный подход определяет величину резервов по основным факторам, влияющим на развитие экономического потенциала муниципального образования.
Ключевые слова: экономический потенциал, эффективность, налоговая отдача, инвестиционная отдача
Проблемы оценки эффективности управления экономическими ресурсами муниципальных образований вызваны рядом обстоятельств.
Во-первых, в условиях рынка территориальные образования вынуждены искать новые доходные источники социально-экономического развития.
Во-вторых, реформирование государственного и муниципального управления ставит вопрос о повышении эффективности муниципальной экономики.
В-третьих, решение этих вопросов определяет ресурсную обеспеченность полномочий органов местного самоуправления в условиях бюджетного реформирования.
Налоговая и инвестиционная отдача муниципального образования
В настоящее время слабо учитывается роль муниципальной экономики в развитии регионов. В этих условиях работы, предназначенные для совершенствования управления экономическим потенциалом территории (их оценка и результаты использования) приобретают еще большую актуальность.
Предлагаемый подход предназначен для оценки эффективности управления экономическими ресурсами муниципального образования. В отличие от существующих методов, он определяет величину резервов по основным факторам, влияющим на развитие экономического потенциала по каждому муниципальному образованию, а также причины, сдерживающие его развитие.
Подход разработан по аналогии с методическими разработками по оценке эффективности управления ресурсами на предприятиях [1, с. 172], но с более расширенной номенклатурой показателей, присущих экономике муниципальных образований. В частности, используются показатели налоговой и инвестиционной отдачи.
Налоговая отдача муниципального образования определяется как отношение суммы налоговых поступлений в бюджетную систему с данной территории к объему выпуска продукции (работ, услуг), произведенных муниципальным образованием.
Инвестиционная отдача муниципального образования определяется как отношение суммы прироста объема продукции за счет прироста оборудования, машин, транспортных средств и объема строительной продукции в результате инвестирования в них к объему инвестиций в основной капитал данной территории.
Количественные и качественные показатели
Для определения резервов роста экономического развития территории необходимо определить количественные и качественные показатели. К первым следует отнести:
– объем производства в стоимостном выражении или выручка от реализации продукции (работ, услуг);
– численность населения;
– объем основного капитала (основных средств), налоговых платежей, инвестиций в основной капитал и т.д. [2].
К качественным показателям относятся:
– производительность труда;
– капиталоотдача;
– налоговая отдача;
– инвестиционная отдача и т.д.
Перечень показателей можно расширить, но в настоящий момент их затруднительно использовать из-за отсутствия официальной информации.
Данный подход не только отражает резервы используемых ресурсов, но и определяет влияние используемых ресурсов на прирост выпуска продукции и объема налоговых поступлений.
При этом для объективной оценки экономической деятельности муниципального образования необходимо базовые показатели привести в соответствие со сложившимися или изменяющимися условиями деятельности территории. Пересчет (выравнивание) показателей позволяет освободить результаты работы муниципального образования от влияния факторов, не зависящих от его деятельности. Также можно разграничить отклонения отчетных данных от базовых (плановых) на допустимые, в пределах пересчитанной базы (плана), и недопустимые.
За конечный результат экономической деятельности муниципального образования принят объем налоговых поступлений в бюджетную систему с данной территории. Естественно, конечный результат зависит от объема выпуска продукции (работ, услуг), произведенных на данной территории, поэтому все анализируемые базовые показатели пересчитываются на темп роста данного показателя.
Отклонения отчетных показателей от базовых
Пересчитанные показатели служат базой сравнения с ними отчетных показателей. При использовании этого приема определяют три вида отклонений отчетных показателей от базовых:
1) абсолютное отклонение – разница между отчетными и базовыми (утвержденными) показателями;
2) относительное отклонение – разница между отчетными и скорректированными (аналитическими) базовыми показателями;
3) допустимое отклонение – разница между скорректированными (аналитическими) базовыми показателями и утвержденными базовыми показателями.
Абсолютное отклонение можно определить и по алгебраической сумме допустимого и относительного отклонений. Данное отклонение показывает, какой объем налоговых поступлений собран на данной территории муниципального образования в бюджетную систему РФ.
Допустимое отклонение показывает, на какую величину отчетные данные могли отклониться в большую или меньшую сторону от базовых в силу действия объективных причин, не зависящих от муниципального образования. Допустимое отклонение показывает влияние на выполнение заданного объема налоговых поступлений изменений в законодательстве, тарифов на железнодорожную перевозку и т.д.
Относительное отклонение отчетных данных от скорректированных базовых характеризуется действием причин, зависящих от деятельности муниципального образования. То есть это отклонение показывает перевыполнение или недовыполнение плана налоговых поступлений по причинам, зависящим от муниципального образования. В первом случае за счет использования имеющихся резервов, во втором – за счет нарушений, нерациональной организации производства и т.д.
Алгоритм анализа
Используя эти положения, можно абсолютное отклонение разделить на отклонение зависящее и не зависящее от деятельности администрации и предприятий. Это очень важно при определении объективной оценки усилий администрации и предприятий территории в приросте налоговых поступлений в бюджетную систему территории.
В методике представлен алгоритм анализа динамики предлагаемых показателей за сравниваемые периоды и резервы ресурсного потенциала муниципального образования. Определяется прирост данного ресурса на 1% прироста продукции, доля влияния на 100% прироста продукции экстенсивного и интенсивного роста, относительная экономия ресурса.
Так, например, анализ численности показывает, что в результате повышения производительности труда на территории муниципального образования произошла экономия данного ресурса на каждый процент выполнения объема производства продукции. То есть наблюдается интенсивный рост использования данного показателя, который выражается в относительной экономии ресурса.
В итоге проводится анализ резервов по каждому показателю, затем все результаты сводятся в единую таблицу, которая наглядно показывает существующие резервы муниципальных ресурсов и причины снижения эффективности управления этими ресурсами.
Страница обновлена: 17.07.2024 в 10:19:16