Role of regional and municipal authorities and non-commercial organizations in promoting socially responsible behaviour of domestic enterprises
Download PDF | Downloads: 22
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-2 / September, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article considers measures applied by Federal Authorities in order to promote social activities of domestic enterprises. The authors show that regional and municipal control units as well as the relevant non-commercial organizartions need to stimulate socially responsible behaviour of firms. Appropriate methods are offered.
Keywords: social investments, socially responsible behaviour of organizations, mechanism of socia responsibility stimulation, methods of promoting social activity of enterprises
В условиях рыночной экономики особую значимость приобретают вопросы социально ответственного поведения отечественных организаций.
Исследования, проведённые авторами статьи, на ряде предприятий региона, показывают, что руководители малых и средних российских фирм в качестве одной из причин низкой заинтересованности в активизации социальных инвестиций выделяют отсутствие разработанного механизма стимулирования органами власти социально ответственного поведения предприятий, что отметили 28% респондентов, принимавших участие в опросе [1].
Парламентские слушания, конкурсы, премии…
В последние годы на федеральном уровне изменяется отношение к вопросам мотивации социальной активности российских предприятий. С 2000 года проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности», в котором выбираются победители по определённым номинациям: оплата труда и социальные выплаты, условия и охрана труда, квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки, реализация социальных программ, ресурсосбережение и экология, малое предприятие высокой социальной эффективности. В 2006 году была учреждена российская премия «За лучший социальный отчёт/отчёт в области устойчивого развития», в котором отражается уровень решения социальных и экологических вопросов организации, а также её участие в федеральных и местных социальных программах.
Кроме того, проводятся парламентские слушания о роли корпоративной социальной ответственности в современной России, круглые столы в рамках заседаний Торгово-промышленной палаты России с участием представителей отечественных и зарубежных компаний, семинары по вопросам организации публичности социальной деятельности предприятий и др. В рамках функционирования Ассоциации менеджеров РФ действуют Комитет по корпоративной ответственности, главной задачей которого является обмен передовым опытом и продвижение консолидированной позиции сообщества топ-менеджеров в области корпоративной ответственности перед обществом, и Комитет по человеческим ресурсам, целями которого выступают продвижение лучших примеров корпоративной практики в сфере управления интеллектуальным капиталом, профессиональное развитие менеджеров, стратегическое управление человеческими ресурсами, а также стратегии взаимодействия с ключевыми общественными институтами и др.
…а на практике — пассивность властей
Вместе с тем информационное сопровождение перечисленных мероприятий достаточно ограниченно, что, безусловно, оказывает влияние на активность участия в них преобладающей части хозяйствующих субъектов.
Как следствие, в целом по субъектам Российской Федерации устойчивой динамики роста социальной активности предприятий не наблюдается, что подтверждается сравнением количества участников отдельных субъектов Южного федерального округа в конкурсе «Российская организация высокой эффективности» за 2004 – 2007 год (см. рис.) [4] .
Рис. Сравнение количества участников отдельных субъектов федерации в конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности»
При этом на уровне регионов не наблюдается большого интереса со стороны органов управления и профильных некоммерческих организаций к проблемам социальной ответственности и этики взаимоотношений бизнеса и общества.
Исходя из чего, представляется необходимым акцентировать внимание этих структур на разработке комплекса мер по стимулированию руководителей отечественных предприятий к развитию внутренней и внешней социальной сферы организаций. При этом акцент должен делаться не только на предоставление социальных гарантий для сотрудников предприятий, обеспечение промышленной безопасности, сохранение окружающей среды, но и на реализацию долгосрочных социальных проектов, взаимодействие бизнеса с различными общественными организациями, развитие инфраструктуры населенных пунктов [3].
В соответствии с этим можно предложить ряд мер, которые могли бы способствовать активизации социально ответственного поведения отечественных организаций на региональном и муниципальном уровнях, базирующихся на использовании правовых, информационно-коммуникационных, организационных и экономических методов.
Что делать?
Правовые методы предусматривают создание законодательной базы на региональном и муниципальном уровнях, которая позволит сформировать механизм поддержки и стимулирования социально ответственного поведения бизнеса. При этом разработку правовых актов целесообразно осуществлять органам управления совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями.
Экономические методы дают возможность сформировать реальные материальные стимулы роста социальных инвестиций российского бизнеса, в их числе: бонусы, преференции, активные меры налогового стимулирования, предусматривающие, например, отнесение расходов на образование, здравоохранение и пенсии, софинансирование компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников на затраты для целей налога на прибыль, а также освобождение их от единого социального налога в максимально возможной степени, изменение порядка налогообложения социально-ответственных предприятий, создание обязательных целевых социальных фондов организаций с особым порядком использования их средств, совместная реализация социальных проектов на основе частно-государственного партнерства и др. [2]. Целесообразно обратить внимание на предложения по поводу использования механизма целевого финансирования предпринимательскими структурами социальных объектов, расположенных на территории деятельности предприятий, персонифицированное социальное инвестирование предприятиями в конкретных людей или организации посредством привлечения профильных некоммерческих организаций в качестве профессиональных посредников для разработки прозрачных схем распределения средств и др.
Информационно-коммуникационные методы позволяют осуществлять широкую пропаганду идей и положительной практики социально-ответственной деятельности организаций среди населения регионов, формировать систему общественного признания и поощрения социально ответственных добровольных действий руководителей компаний, используя, социальные рейтинги, конкурсы, номинации, призы, звания, а также региональные и муниципальные награды. Это возможно реализовать посредством проведения конференций, круглых столов, общественных дискуссий, интернет-консультаций, создания регионального банка отраслевых социальных инноваций, разработки и внедрения на предприятиях малого и среднего бизнеса адаптированной социальной отчётности, а для крупных корпораций – международных стандартов социальной ответственности GRI различных категорий, которые согласуются со стандартами ISO [5].
Организационные методы предусматривают создание специальных структурных подразделений в органах исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, отделов социальной корпоративной ответственности и этики в профильных некоммерческих организациях, объединяющих предприятия малого и среднего бизнеса (региональные отделения Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союзов менеджеров, региональных отделений Опоры России, Союза предпринимателей и др.).
Функционирование этих подразделений позволит инициировать социально ответственное поведение компаний на основе формирования отраслевых социальных показателей их деятельности, проведения социальных аудитов на предприятиях, консультационной и методической работы по анализу социальной сферы предприятий и составлению нефинансовых отчётов, присуждения званий и награждения призами, а также содействия внедрению стандартов цивилизованного ведения дел в практику российских компаний.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 07:07:09