Роль региональных, муниципальных органов власти и некоммерческих организаций в активизации социально ответственного поведения отечественных предприятий

Калюгина С.Н., Маринец И.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены меры применяемые органами федеральной власти для активизации социальной деятельности отечественных предприятий. Показана необходимость стимулирования социально ответственного поведения фирм региональными и муниципальными органами управления, а также профильными некоммерческими организациями, предложены соответствующие методы.

Ключевые слова: социальные инвестиции, социально ответственное поведение организаций, механизм стимулирования социальной ответственности, методы активизации социальной деятельности предприятий



В условиях рыночной экономики особую значимость приобретают вопросы социально ответственного поведения отечественных организаций.

Исследования, проведённые авторами статьи, на ряде предприятий региона, показывают, что руководители малых и средних российских фирм в качестве одной из причин низкой заинтересованности в активизации социальных инвестиций выделяют отсутствие разработанного механизма стимулирования органами власти социально ответственного поведения предприятий, что отметили 28% респондентов, принимавших участие в опросе [1].

Парламентские слушания, конкурсы, премии…

В последние годы на федеральном уровне изменяется отношение к вопросам мотивации социальной активности российских предприятий. С 2000 года проводится Всероссийский конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности», в котором выбираются победители по определённым номинациям: оплата труда и социальные выплаты, условия и охрана труда, квалификация кадров, система их подготовки и переподготовки, реализация социальных программ, ресурсосбережение и экология, малое предприятие высокой социальной эффективности. В 2006 году была учреждена российская премия «За лучший социальный отчёт/отчёт в области устойчивого развития», в котором отражается уровень решения социальных и экологических вопросов организации, а также её участие в федеральных и местных социальных программах.

Кроме того, проводятся парламентские слушания о роли корпоративной социальной ответственности в современной России, круглые столы в рамках заседаний Торгово-промышленной палаты России с участием представителей отечественных и зарубежных компаний, семинары по вопросам организации публичности социальной деятельности предприятий и др. В рамках функционирования Ассоциации менеджеров РФ действуют Комитет по корпоративной ответственности, главной задачей которого является обмен передовым опытом и продвижение консолидированной позиции сообщества топ-менеджеров в области корпоративной ответственности перед обществом, и Комитет по человеческим ресурсам, целями которого выступают продвижение лучших примеров корпоративной практики в сфере управления интеллектуальным капиталом, профессиональное развитие менеджеров, стратегическое управление человеческими ресурсами, а также стратегии взаимодействия с ключевыми общественными институтами и др.

…а на практике — пассивность властей

Вместе с тем информационное сопровождение перечисленных мероприятий достаточно ограниченно, что, безусловно, оказывает влияние на активность участия в них преобладающей части хозяйствующих субъектов.

Как следствие, в целом по субъектам Российской Федерации устойчивой динамики роста социальной активности предприятий не наблюдается, что подтверждается сравнением количества участников отдельных субъектов Южного федерального округа в конкурсе «Российская организация высокой эффективности» за 2004 – 2007 год (см. рис.) [4] .

Рис. Сравнение количества участников отдельных субъектов федерации в конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности»

При этом на уровне регионов не наблюдается большого интереса со стороны органов управления и профильных некоммерческих организаций к проблемам социальной ответственности и этики взаимоотношений бизнеса и общества.

Исходя из чего, представляется необходимым акцентировать внимание этих структур на разработке комплекса мер по стимулированию руководителей отечественных предприятий к развитию внутренней и внешней социальной сферы организаций. При этом акцент должен делаться не только на предоставление социальных гарантий для сотрудников предприятий, обеспечение промышленной безопасности, сохранение окружающей среды, но и на реализацию долгосрочных социальных проектов, взаимодействие бизнеса с различными общественными организациями, развитие инфраструктуры населенных пунктов [3].

В соответствии с этим можно предложить ряд мер, которые могли бы способствовать активизации социально ответственного поведения отечественных организаций на региональном и муниципальном уровнях, базирующихся на использовании правовых, информационно-коммуникационных, организационных и экономических методов.

Что делать?

Правовые методы предусматривают создание законодательной базы на региональном и муниципальном уровнях, которая позволит сформировать механизм поддержки и стимулирования социально ответственного поведения бизнеса. При этом разработку правовых актов целесообразно осуществлять органам управления совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями.

Экономические методы дают возможность сформировать реальные материальные стимулы роста социальных инвестиций российского бизнеса, в их числе: бонусы, преференции, активные меры налогового стимулирования, предусматривающие, например, отнесение расходов на образование, здравоохранение и пенсии, софинансирование компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников на затраты для целей налога на прибыль, а также освобождение их от единого социального налога в максимально возможной степени, изменение порядка налогообложения социально-ответственных предприятий, создание обязательных целевых социальных фондов организаций с особым порядком использования их средств, совместная реализация социальных проектов на основе частно-государственного партнерства и др. [2]. Целесообразно обратить внимание на предложения по поводу использования механизма целевого финансирования предпринимательскими структурами социальных объектов, расположенных на территории деятельности предприятий, персонифицированное социальное инвестирование предприятиями в конкретных людей или организации посредством привлечения профильных некоммерческих организаций в качестве профессиональных посредников для разработки прозрачных схем распределения средств и др.

Информационно-коммуникационные методы позволяют осуществлять широкую пропаганду идей и положительной практики социально-ответственной деятельности организаций среди населения регионов, формировать систему общественного признания и поощрения социально ответственных добровольных действий руководителей компаний, используя, социальные рейтинги, конкурсы, номинации, призы, звания, а также региональные и муниципальные награды. Это возможно реализовать посредством проведения конференций, круглых столов, общественных дискуссий, интернет-консультаций, создания регионального банка отраслевых социальных инноваций, разработки и внедрения на предприятиях малого и среднего бизнеса адаптированной социальной отчётности, а для крупных корпораций – международных стандартов социальной ответственности GRI различных категорий, которые согласуются со стандартами ISO [5].

Организационные методы предусматривают создание специальных структурных подразделений в органах исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, отделов социальной корпоративной ответственности и этики в профильных некоммерческих организациях, объединяющих предприятия малого и среднего бизнеса (региональные отделения Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союзов менеджеров, региональных отделений Опоры России, Союза предпринимателей и др.).

Функционирование этих подразделений позволит инициировать социально ответственное поведение компаний на основе формирования отраслевых социальных показателей их деятельности, проведения социальных аудитов на предприятиях, консультационной и методической работы по анализу социальной сферы предприятий и составлению нефинансовых отчётов, присуждения званий и награждения призами, а также содействия внедрению стандартов цивилизованного ведения дел в практику российских компаний.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:37