Проблемы гармонизации национальных налоговых систем в рамках межгосударственного взаимодействия

Арсеньева В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Арсеньева В.А. Проблемы гармонизации национальных налоговых систем в рамках межгосударственного взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 35-40.

Аннотация:
В статье проанализированы проблемы формирования эффективного механизма налогообложения в рамках межгосударственного взаимодействия, показаны возможные направления гармонизации национальных налоговых систем и налоговой политики на межгосударственном уровне.

Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, межгосударственное взаимодействие, структурная унификация



В настоящее время активно обсуждаются процессы унификации структуры и принципов налогообложения, анализ общих направлений налоговых реформ, разработка международных типовых моделей по избежанию двойного налогообложения. Это говорит об актуальности рассмотрения проблемы гармонизации налоговых систем и налоговой политики в межгосударственном взаимодействии.

Каждое государство формирует свою уникальную налоговую систему. В связи с этим возникает необходимость создания определенного баланса, чтобы установленные в стране налоги могли работать во взаимодействии с аналогичными налогами других государств.

Гармонизация налоговых систем

Гармонизация налоговых систем предполагает:

– формирование общих целей и приоритетов в сфере налогообложения;

– выработку взаимосогласованных взглядов на механизм и этапы формирования эффективной налоговой политики;

– разработку инструментов ее практического осуществления.

Среди первоочередных направлений гармонизации налоговых отношений можно выделить:

– сближение принципов построения и функционирования налоговых систем;

– сочетание налоговых интересов и межгосударственную гармонизацию налоговых отношений;

– формирование эффективного механизма налогового администрирования [1].

В процессе гармонизации налоговых отношений можно выделить ряд этапов [2]:

1) изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны с целью выявления достоинств и недостатков сложившихся налоговых систем, определения уровня их развития;

2) сравнение, выявление сходств и различий, с целью использования позитивных аспектов налоговых законодательств стран в рамках их гармонизации;

3) формирование единой налоговой политики с целью создания реальных условий гармонизации.

Приоритетные направления

Анализ налоговых систем стран-участниц Евразийского сообщества показывает, что практически всем национальным налоговым системам на начальном этапе гармонизации были присущи общие проблемы. Среди основных можно выделить: наличие широкого перечня налоговых льгот, неравномерное распределение налоговой нагрузки, нечеткое определение соотношения общегосударственных и местных налогов.

В рамках создания эффективного механизма налогообложения в системе межгосударственного взаимодействия были проработаны следующие приоритетные направления:

– гармонизация косвенного налогообложения;

– отмена ряда нерыночных налогов, сокращение многочисленных налоговых льгот с целью более равномерного распределения налогового бремени;

– гармонизация отдельных элементов прямых налогов в целях исключения потерь бюджетов и уклонения от уплаты налогов при действии договоров об избежании двойного налогообложения;

– разработка единых принципов имущественного налогообложения;

– унификация методик налогообложения представительств и филиалов иностранных хозяйствующих субъектов.

Процесс гармонизации налоговых отношений в рамках унификации налогового администрирования предусматривает необходимость:

– разработки единых принципов администрирования;

– определения особых формы и методов налогового контроля;

– рассмотрения вопросов унификации составов нарушений налогового законодательства;

– утверждения минимальных и максимальных размеров штрафных санкций за единообразные нарушения.

Унификация системы налогового администрирования

Обобщение и анализ опыта зарубежных стран в сфере налогового администрирования, внедрение подтвердивших на практике свою эффективность форм и методов контроля могут в процессе гармонизации оказать положительное влияние на налоговую систему каждого государства. Вместе с тем процесс выработки единых научных рекомендаций по совершенствованию и унификации государственной системы налогового администрирования несколько затруднен. Связано это с существованием недостатков как на международном уровне, так и на уровне отдельно взятых стран применительно к сфере налогового администрирования.

В рамках гармонизации налоговых отношений в процессе унификации системы налогового администрирования выделяют необходимость реализации следующих основных принципов:

– совершенствование организационной структуры, типизация и укрупнение налоговых органов местного уровня;

– разработка и внедрение типовых процессов и технологий в налоговом администрировании на всех уровнях;

– переход от контрольно-административной системы к системе обслуживания налогоплательщиков;

– расширение налоговой базы за счет сокращения налоговых льгот, а также перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения обязательств;

– упрощение исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем упрощения процедур представления деклараций; рационализации и упрощения бухгалтерского учета; повышения эффективности разрешения налоговых споров, в том числе путем расширения практики их регулирования в досудебном порядке.

Классификации принципов налогообложения

Говоря об унификации принципов налогообложения, нельзя останавливаться только на анализе принципов налогового администрирования. Изучение общих принципов налогообложения позволит дать оценку используемых в разных государствах видов налоговых режимов, показать возможные направления унификации налоговых систем в рамках межгосударственного взаимодействия.

Достаточно долго экономисты исследовали базовые принципы, на которые ориентируется каждое государство при построении национальных налоговых систем. Многие из принципов налогообложения были сформулированы в XVIII – начале XX века и заложены в основу при построении налоговых систем разных стран. Так, принципы А. Смита взяты за основу практически всех современных национальных налоговых систем. Этот факт говорит о наличии объективной возможности их унификации.

Для обеспечения эффективности данного процесса необходима четкая классификация принципов налогообложения. В современной экономической науке существуют различные классификации. Одни авторы выделяют экономические, юридические и организационные принципы налогообложения [3]. В.И. Гуреев придерживается традиционного подхода, разделяя принципы на общеправовые и отраслевые [4]. Более детальная классификация (тринадцать принципов, объединенных в три группы) была предложена С.Г. Пепеляевым [5].

Несмотря на существующие различия в подходах к классификации принципов налогообложения, в целом многие из них признаются государствами в качестве основы для унификации национальных налоговых систем. Поэтому в рамках гармонизации национальных налоговых систем в качестве приоритетных можно выделить следующие принципы: экономической эффективности; простоты; гибкости; справедливости; контролируемости процесса налогообложения.

Модель унифицированной налоговой системы

Практика показывает, что при проведении государственной налоговой политики достаточно сложно последовательно реализовать все предлагаемые принципы. Тем более это трудно сделать в рамках гармонизации национальных налоговых систем, так как реализация некоторых принципов требует одновременного совпадения многих экономических условий. Поэтому применение системы принципов налогообложения в рамках унификации представляет определенный компромисс.

В пределах одной национальной налоговой системы применение принципов налогообложения выражается в том, что одни налоги реализуют одни принципы, другие налоги – другие принципы. В совокупности же использование всех налогов позволяет функционировать всей системы принципов налогообложения. По аналогичной схеме должна строиться и модель унифицированной налоговой системы.

В зависимости от целей гармонизации должны быть определены приоритетные принципы построения эффективной системы налогообложения на основе действующих в национальных налоговых системах. Все изменения должны быть нацелены на создание условий, при которых избранные принципы могли бы быть реализованы.

Перечень рассмотренных выше вопросов не является исчерпывающим при анализе проблем, возникающих в процессе разработки эффективного механизма налогообложения в рамках межгосударственного взаимодействия. Также необходимо отметить, что существует потребность в концептуальной разработке сущности и специфики процесса формирования единого механизма налогообложения на основе выявления устойчивых, повторяющихся связей, а также факторов и мотивов развития налоговых систем.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:41