Проблемы развития санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края, а так же методы их решения

Понамарев О.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (143), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье кратко охарактеризована деятельность санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края. Указаны проблемы развития комплекса, предложены пути их решения.

Ключевые слова: санаторно-курортный и туристический комплекс, градостроительное планирование, туристские выставки, экологическая безопасность, природные лечебные ресурсы



В 2004–2005 годах в Краснодарском крае работало около 1500 организаций санаторно-курортного и туристического комплекса (СКТК). В период максимального притока отдыхающих коечная емкость организаций отрасли составила более 210 тысяч мест, емкость частного сектора в летнее время – более 200 тысяч мест. Средняя заполняемость здравниц в 2004 году составила 78%, что превысило уровень 2003 года на 4%. Всего в 2004 году в крае отдохнуло 7,1 млн человек.

Общий объем услуг, предоставляемых организациями СКТК в 2004 году, превысил 21 млрд рублей (113% в сопоставимой оценке к уровню 2003 года).

Без учета мультипликативного эффекта прямой вклад организаций санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края в консолидированный бюджет региона составил в 2004 году 2139,0 млн руб. Ожидаемое исполнение плана в 2005 году – 2681,3 млн рублей (прогноз на 2008 год – 4292,0 млн рублей).

Однако были выявлены проблемы, сдерживающие темпы развития отрасли, а именно:

– недостаточное развитие градостроительной деятельности на курортах;

– отсутствие единой градостроительной концепции, что ведет к недопустимой хаотичной застройке капитальными сооружениями округов санаторной охраны курортов;

– недостаточность инвестиций в улучшение экологии курортов и благоустройство пляжных территорий;

– неэффективность использования уникальных природных лечебных и туристических ресурсов Краснодарского края;

– отсутствие экспертных исследований состояния экологической обстановки;

– низкий уровень подготовки менеджеров и других специалистов, работающих в санаторно-курортном и туристическом комплексе;

– сезонное функционирование ряда организаций СКТК Краснодарского края [1].

Развитие комплекса

Отсутствие градостроительной документации, разработанной и утвержденной в порядке, установленном действующим законодательством, отрицательно сказывается на развитии курортов. Бессистемное развитие инженерной инфраструктуры увеличивает расходную часть местных бюджетов, негативно влияет на состояние природных лечебных ресурсов, препятствует процессу градостроительного планирования.

Отсутствие современных, соответствующих международным санитарным нормам мест утилизации и переработки бытовых отходов представляет серьезную угрозу экологической безопасности курортов. Без комплексных научно-изыскательских работ и использования их в перспективных планах развития курортов проблему решить невозможно.

Развитие СКТК напрямую связано с рациональным использованием природных лечебных и туристических ресурсов. Это предусматривает мероприятия, затрагивающие развитие отдельных объектов и развитие комплекса в целом, в том числе:

– разработку проектно-сметной документации для реконструкции пляжно-рекреационных зон, строительства питьевых бюветов на курортах края, обустройства новых туристских маршрутов;

– усиление контроля за соблюдением качества санаторно-курортных и оздоровительных услуг;

– стимулирование развития объектов туристской индустрии путем создания условий для привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, для реставрации старых и строительства новых объектов;

– совершенствование системы информационного обеспечения сферы туризма путем широкого внедрения новых информационных технологий;

– развитие в крае событийного туризма как элемента обеспечения круглогодичной загрузки комплекса [3].

Продвижение края

В целях повышения инвестиционной привлекательности курортов Краснодарского края планируется:

– разработка проектно-сметной документации на реконструкцию пляжно-рекреационной зоны и набережных курортов;

– осуществление оценки привлекательности инвестиционных площадок;

– разработка инвестиционных схем с привлечением кредитных ресурсов ведущих схем.

Данные мероприятия направлены на развитие курортов региона и включают:

– разработку единой маркетинговой концепции развития курортов края;

– разработку стратегии поддерживания и роста значимости бренда «Курорты Краснодарского края» на мировом рынке;

– разработку рекламной стратегии, ориентированной на различные регионы страны и зарубежный рынок;

– продвижение активной рекламной политики, направленной на создание имиджа региона как одного из наиболее привлекательных центров туризма и продвижение продукта на международный и внутренний рынки;

– работу на международных выставках и ярмарках, сопровождаемую рекламными кампаниями, ежегодное издание сводного календаря туристских событий;

– организацию и проведение информационных и рекламных поездок представителей городов-курортов Краснодарского края по регионам России;

– предоставление информации о санаторно-курортном и туристском комплексе Краснодарского края в качестве составной части единой российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках;

– рекламно-информационную поддержку санаторно-курортных и туристских организаций в СМИ [2].

С целью реализации мероприятий по кадровому обеспечению созданы современные системы подготовки значительного числа квалифицированных научных, управленческих и производственных кадров. Проведена разработка предпроектных материалов по развитию пляжной полосы Сочи, Анапы, Геленджика, Туапсинского района.

Проведена выборочная корректировка и разработка градостроительной документации курортов. Подготовлены комплексные схемы градостроительного планирования, совмещенные с проектами планировки курортов, территориальные отраслевые схемы сетей инженерной инфраструктуры.

Реализация стратегии

Успешная реализация данных мероприятий позволит:

– продолжить проведение работ по защите пляжей;

– обеспечить решение вопросов архитектуры и строительства, инженерной инфраструктуры и благоустройства курортов;

– стимулировать привлечение инвестиций в развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;

– увеличить число отдыхающих к 2010 году до 13,4 миллиона человек;

– увеличить приток инвестиций в основной капитал, направленный на развитие организаций санаторно-курортного комплекса, в 2 раза, что составит около 3,4 миллиарда рублей;

– увеличить объем валового регионального продукта за счет дополнительного на него спроса у туристов и отдыхающих на 12,6%;

– создать дополнительно более 9,5 тысяч рабочих мест;

– сформировать условия для создания на территории Краснодарского края современного, высокоэффективного и конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса, доступного для разных слоев населения;

– повысить качество предоставляемых санаторно-курортных и оздоровительных услуг;

– превратить санаторно-курортный и туристский комплекс в социально и экономически значимую отрасль экономики;

– улучшить экологию курортов, обеспечив экологическую безопасность населения на уровне национальных и международных стандартов, а также сохранить и рационально использовать природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты;

– создать условия для поддержки организаций санаторно-курортного и туристского комплекса края, осуществляющих реконструкцию собственных основных фондов, путем предоставления им налоговых льгот, установления режима административного благоприятствования.

Доход от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса, с учетом доходов от малых предприятий и физических лиц, составит к концу 2009 года 30,1 миллиарда рублей в год, что в действующих ценах на 53,7% больше по отношению к 2006 году.

Критериями выполнения данных мероприятий являются:

– увеличение числа отдыхающих к 2008 году до 13,4 миллиона человек;

– увеличение объема оказанных санаторно-курортных и туристских услуг в 1,5 раз;

– увеличение объема валового регионального продукта за счет дополнительного спроса туристов и отдыхающих на 12,6%;

– создание дополнительно более 9,5 тысячи рабочих мест;

– рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2008 году по сравнению с 2005 годом в 2 раза;

– увеличение притока инвестиций в основной капитал, направленный на развитие организации санаторно-курортного комплекса, почти в 2 раза.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:25