Концептуальные подходы к определению национальной конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Салжанов И.Т. Концептуальные подходы к определению национальной конкурентоспособности // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 36-40.
Аннотация:
Постиндустриальное общество, формирующееся с середины 70-х гг. XX столетия, базируется на производстве наукоемких товаров и интеллектуальных услуг. Выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная коммерция, экономика знаний, конкурентное преимущество, постиндустриальное общество, кластерная стратегия, интеллектуальные услуги
В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования новой экономики и экономики знаний. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с информационными технологиями и позволяющих захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося информационного пространства.
Действительно, в современной экономике конкурентные преимущества связаны с информационной революцией. Это обусловлено тем, что телекоммуникационные фирмы на рубеже ХХ и XXI вв. вышли в лидеры по параметрам капитализации, обогнав по ее уровню традиционные корпорации нефтегазовой, автомобильной и металлургической промышленности.
Пять сил конкуренции
Среди фундаментальных работ зарубежных авторов по проблеме конкурентоспособности следует особо отметить исследование профессора Гарвардского университета М. Портера «The Competitive Advantage of Nations», вышедшее в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция» [6].
М. Портер разрабатывает новую теорию (расширенную концепцию) конкурентного преимущества стран, включающую эволюцию конкурентных преимуществ стран в глобальном масштабе, детерминанты и динамику конкурентного преимущества стран в международном соперничестве. М. Портер рассматривает данную экономическую категорию, используя модель «пяти сил конкуренции» (см. рис.).
Рис. Пять сил конкуренции [6, с. 27]
Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках.
В ходе своих исследований М. Портер проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные корпорации (ТНК) обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одном государстве, порой даже в одном его регионе.
Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании [7].
В итоге формируется кластер – сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Точки роста
Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.
В кластере выгода распространяется по всем направлениям связей:
– новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя научно-исследовательские работы и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий;
– происходят свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами;
– взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к появлению новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности;
– людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.
Кластерные стратегии
В настоящее время экспертами описаны семь основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
– географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
– горизонтальная: несколько отраслей (секторов) могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
– вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
– латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
– технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);
– фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра, - предприятия, НИИ или учебного заведения;
– качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнеров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.
Ромб Портера
Таким образом, кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:
– при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;
– как основа общегосударственной промышленной политики;
– при разработке программ регионального развития;
– как основа стимулирования инновационной деятельности;
– как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Работы М. Портера, написанные еще в 80-е гг. прошлого столетия, на долгие годы предопределили вектор развития исследовательской дисциплины под названием «стратегический менеджмент». Надо признать, что портеровские модель «пяти конкурентных сил» (Porters five forces), «цепочка создания стоимости» (Value Chain) и «ромб Портера» (Porters Diamond), по сути, легли в основу концепций национальной конкурентоспособности. Вместе с тем идеи, воплощенные М. Портером в указанных моделях, наряду со своей популярностью и влиятельностью, являются и одними из наиболее критикуемых.
Наиболее серьезно идеи М. Портера стали подвергаться критике по мере бурного развития Интернет-коммерции. Критики справедливо отмечают, что с момента публикации работ Портера экономические условия существенно изменились. Глобальная информатизация и возросшая роль Интернета как площадки для e-коммерции оказали серьезное влияние практически на все отрасли деловой деятельности.
Конкурентоспособность
Действительно, теории М. Портера во многом базируются на постулатах, которые имели место в экономике 80-х гг., характеризуемой сильной конкуренцией, периодическим изменением конъюнктуры и относительно устойчивыми рыночными структурами. В моделях М. Портера основное внимание сосредоточено на анализе фактической ситуации (клиенты, поставщики, конкуренты и т.д.) и на предсказуемых изменениях (появление новых игроков на рынке, товаров-заменителей и т.д.).
В рамках пяти конкурентных сил конкурентные преимущества являются результатом укрепления собственного положения компании. Сегодня в рамках этих сил представляется невозможным объяснить и проанализировать те динамические изменения, которые преобразуют целые отрасли промышленности.
Таким образом, анализ концептуальных подходов к конкурентоспособности национальной экономики показал, что конкурентоспособность страны на национальном рынке может существенно отличаться от ее конкурентоспособности на мировом рынке. Особенно для стран с переходной экономикой, с 2005 г. классифицируемых статистической службой ООН как новые формирующиеся рынки.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:03