Управление экономически несостоятельным предприятием
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (25), Январь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Обухов В.Н., Левина В.А. Управление экономически несостоятельным предприятием // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 1. – С. 50-55.
Аннотация:
Продолжение. Начало в 7, 8, 9, 10, 11, 12/2001.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Этот процесс в условиях рыночной экономики включает в себя: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисный менеджмент
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом. Этот процесс в условиях рыночной экономики включает в себя: антикризисное управление и антикризисное регулирование.
Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении реорганизационных или ликвидационных мероприятий.
Антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.
К основным направлениям государственного антикризисного регулирования относится:
1. Совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве).
2. Осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий.
3. Принятие мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей.
4. Приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников.
5. Создание института арбитражных и конкурсных управляющих.
Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования является Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН).
ФСДН предприятий выполняет следующие функции:
1) Анализирует экономическое и финансовое состояние предприятий, имеющих признаки несостоятельности, подготавливает рекомендации по их устранению;
2) Проводит работу по формированию принципов, критериев оценки платежеспособности предприятий, ведет учет неплатежеспособных предприятий;
3) Выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия в тех случаях, когда процедурами, применяемыми к предприятию-должнику, предусматривается участие собственника предприятия.
Технология работы ФСДН с неплатежеспособными предприятиями.
На рис. 1 представлена технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями. Из представленной схемы видно, что оценка финансово-экономической деятельности неплатежеспособного предприятия должна проводиться на двух этапах:
‑ на этапе оценки структуры баланса для установления неплатежеспособности;
‑ на этапе выбора антикризисной процедуры.
Межведомственная балансовая комиссия.
Цель создания межведомственной балансовой комиссии – проведение анализа финансового состояния предприятий-должников и принятие решений о возможных антикризисных процедурах: реструктуризации задолженности, предоставлении отсрочки по фискальной задолженности или об обращении в арбитражный суд.
Организацию подготовки материалов на рассмотрение балансовой комиссии, в том числе и оценку финансового состояния осуществляют эксперты ФСДН. По результатам рассмотрения на комиссии принимается решение о реализации в отношении предприятия-должника одной из следующих процедур:
Этапы антикризисного управления
Антикризисный процесс- применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур - начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния.
Рис.1. Технология работы ФСДН и ее территориальных агентств с неплатежеспособными предприятиями
Без диагностики причин неплатежеспособности предприятия могут быть назначены неправильные антикризисные процедуры, что может привести к ликвидации вполне перспективных предприятий, к санации явно несостоятельных предприятий, обострению интересов должников и кредиторов.
Основными этапами антикризисного управления являются:
‑ диагностика финансового состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;
‑ разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;
‑ регулирование процесса финансового оздоровления;
‑ оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия
‑ выбор и реализация антикризисных процедур.
Структура бизнес-плана оздоровления предприятия
Задачи бизнес-плана:
1) сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;
2) определить конкретные направления деятельности предприятия;
3) спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;
4) разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;
5) провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;
Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.
В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная ФСДН №98-р от 05.12.94.
План финансового оздоровления включает следующие разделы:
Общая характеристика предприятия.
В первом разделе бизнес-плана приводятся данные общего характера:
‑ полное и сокращенное название предприятия;
‑ дата регистрации предприятия;
‑ наименование органа, зарегистрировавшего предприятие;
‑ почтовый и юридический адреса;
‑ коды по различным классификаторам;
‑ вид деятельности;
‑ организационно-правовая форма;
‑ форма собственности;
‑ банковские реквизиты;
‑ организационная структура предприятия;
‑ перечень дочерних компаний;
‑ перечень основных менеджеров с краткой характеристикой каждого;
‑ результаты финансово-хозяйственной деятельности последние 1-2 года;
‑ текущие финансовые обязательства и состояние с кредиторской задолженностью.
Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются: срок реализации плана; общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т.п.); наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществить финансовую поддержку предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия.
В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления:
а) дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием;
б) приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:
‑ коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);
‑ коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и др.);
‑ коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных частей – готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);
‑ коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности).
Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.
Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: 1) объема производства и реализации продукции; 2) эффективности затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача); 3) ликвидности баланса.
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:19:19