Ресурсная база рынка зерна Амурской области
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлены материалы, которые характеризуют ресурсную базу рынка зерна. Анализ приведенных данных позволяет установить специфические условия для формирования и развития регионального рынка зерна.
Ключевые слова: прибыль, себестоимость, техническая оснащенность, региональный рынок зерна, ресурсная база рынка зерна, производство зерна, урожайность, посевные площади, цена реализации
Эффективное функционирование рынка зерна находится в прямой зависимости от того, насколько правильно определены не только пути его развития, но и обоснованы основные параметры организации. В этой связи актуальными становятся исследование проблем управления развитием рынка зерна региона и области.
В целях устойчивого развития регионального рынка зерна и рационального использования зерновых ресурсов необходимо, прежде всего, основательно проанализировать современное состояние и тенденцию динамики ресурсной базы зернового рынка. Затем на основе этого анализа следует подойти системно к прогнозированию и планированию рынка зерна.
Урожайность в Амурской области
Амурская область, занимая большую часть сельскохозяйственных угодий и пашни, производит свыше половины зерна в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). В 2007 г. в регионе размещалось 60% посевных площадей зерновых культур экономического района и производилось 64,4% зерна. В общероссийских посевах и производстве ее доля составляла соответственно 0,5 и 0,7%.
В годы реформ тенденция развития зернового производства в области отличалась от общих тенденций, складывающихся в России и в ДФО. Специфика заключалась в более высоких темпах сокращения посевных площадей зерновых культур, снижении их урожайности и уменьшении валового сбора зерна. Так, если в 2005 г. к уровню 1996–2000 гг. посевные площади зерновых культур уменьшились по Российской Федерации на 12,4%, в ДФО – на 45,2, то в Амурской области – на 49,2%. Однако за тот же период урожайность зерновых возросла на 22,5, 29,0 и 50,5% соответственно.
Иная ситуация наблюдалась при сравнении показателей за 2007 г. с предшествующим пятилетием. Сокращение посевных площадей составило 11,1, 33,9 и 29,3%, урожайность возросла на 31,1, 46,0 и 66,3%, валовой сбор зерна – на 25,5, 15,4 и 42,5% соответственно. Такая тенденция привела к тому, что, несмотря на некоторую стабилизацию в зерновом производстве в последние годы, наблюдается уменьшение валового сбора и удельного веса его в валовом сборе зерна по стране в целом.
При изучении комплекса природно-климатических условий Амурской области важно отметить, что сложившийся умеренно-континентальный климат и преобладающие агроклиматические условия в целом благоприятны для возделывания большинства зерновых и зернобобовых культур [2].
Кроме природно-климатических условий, на состояние рынка зерна оказывают особое влияние и экономические факторы. Рынок зерна не может быть замкнутой системой, действующей только в пределах своей области, он подвержен влиянию, прежде всего, внешних факторов. К ним можно отнести:
‑ цены на зерно, складывающиеся как на общероссийском, так и на мировом рынках зерна;
‑ законодательную и экономическую политику государства;
‑ наличие межрегиональных связей и другие факторы.
Особую роль играет и развитость внутриобластных путей сообщения, количество хранилищ и приемных пунктов.
Зерновые культуры
Видовая структура производимого в Амурской области зерна представлена всеми зерновыми культурами (см. табл. 1). Ведущее место среди них принадлежит пшенице. В 1996–2000 гг. площадь посева пшеницы в области составляла 121,9 тыс. га (37,1% всех посевов зерновых и зернобобовых культур). В 2005 г. она сократилась на 50,4 тыс. га, а в 2007 г. – увеличилась против предшествующего уровня и достигла 113 тыс. га.
Таблица 1
Динамика структуры производства зерна (в массе после доработки) в Амурской области в хозяйствах всех категорий
Виды зерна
|
Производство, тыс. т
|
2005 г. в % к 1996–2000
гг.
|
2007 г. в % к
|
Структура производства, %
| |||||
1996–2000
гг.
|
2005
г.
|
2007
г.
|
1996–2000
гг.
|
2005
г.
|
1996–2000гг.
|
2005
г.
|
2007
г.
| ||
Зерно – всего
|
253,9
|
214,2
|
361,9
|
84,4
|
142,5
|
169,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
в т. ч.:
пшеница
|
96,8
|
96,7
|
203,2
|
99,9
|
в 2,1 раза
|
в 2,1 раза
|
38,1
|
45,1
|
56,1
|
ячмень
|
82,5
|
59,8
|
82,8
|
72,5
|
100,4
|
138,5
|
32,5
|
27,9
|
22,9
|
овес
|
62,9
|
49,9
|
66,4
|
79,3
|
105,6
|
133,1
|
24,8
|
23,3
|
18,3
|
кукуруза
на зерно
|
0,3
|
0,1
|
1,1
|
33,3
|
в 3,7 раза
|
в 11 раз
|
0,1
|
0,1
|
0,3
|
гречиха
|
9,6
|
6,3
|
7,6
|
65,6
|
79,2
|
120,6
|
3,8
|
2,9
|
2,1
|
зернобобовые
|
0,2
|
0,1
|
0,2
|
50,0
|
100,0
|
в 2 раза
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
В целом площадь под продовольственной группой зерновых культур уменьшилась с 151 тыс. га (1996–2000 гг.) до 132,4 тыс. га (2007 г.). Однако их доля в общей площади посевов зерновых и зернобобовых повысилась с 47,8 до 57,1% вследствие более высоких темпов сокращения посевов зернофуражных культур. Площадь посева зернофуражных культур уменьшилась на 71,6 тыс. га, в том числе под ячменем на 42,6 тыс.га, овсом – 28,8, под кукурузой – 0,2 раза.
За анализируемый период урожайность зерновых и зернобобовых культур имела тенденцию и к росту и к снижению. За первые годы реформ в аграрной сфере области, как и в целом в сельском хозяйстве страны, активно шел процесс трансформации форм собственности и хозяйствования сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве зерна, росла доля частного сектора.
Наблюдался рост числа фермерских хозяйств, занимающихся производством зерна. Однако основными производителями по-прежнему оставались крупные сельскохозяйственные предприятия, поскольку на долю фермерских хозяйств и индивидуального сектора приходится всего 22,8% от валового сбора зерна.
Следует отметить, что при всей сложности конкуренции с крупными специализированными зернопроизводящими предприятиями фермерские хозяйства при соответствующей финансовой и правовой поддержке смогут занять свою «нишу» за счет повышения эффективности производства отдельных видов зерновых культур.
Развитие ресурсной базы
Основными причинами описанных выше тенденций в развитии ресурсной базы зернового рынка являются следующие.
1. Падение ресурсообеспеченности отрасли отразилось на снижении уровня интенсивности зернового производства.
Проводимая государственная аграрная политика, связанная с сокращением поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и прогрессирующим диспаритетом цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые для ее производства промышленные средства производства и оказываемые услуги, предопределила снижение уровня интенсивности зернопроизводства. Если в 2003 г. на приобретение трактора требовалось реализовать 498 т зерна, то в 2007 г. – 775 т или в 1,6 раза больше, аналогично и по зерноуборочным комбайнам (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика соотношения объемов зерна и приобретаемых основных ресурсов для его производства в Амурской области
Показатели
|
Годы
| ||||
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
| |
Зерно, т
| |||||
Тракторы за 1 шт.
|
498,0
|
796,0
|
958,0
|
892,0
|
775,0
|
Зерноуборочные комбайны
за 1 шт.
|
747,7
|
849,0
|
1022,0
|
951,0
|
827,0
|
Автомобили грузовые за 1
шт.
|
249,0
|
345,0
|
415,0
|
386,0
|
336,0
|
Минеральные удобрения за
1 т
|
8,5
|
7,2
|
8,6
|
8,0
|
7,0
|
Незначительный рост объемов реализации зерна и сложившийся диспаритет цен привели к тому, что количество приобретаемой техники составляет около 1% к ее номиналу [4].
2. Увеличение потребления хлеба и хлебных продуктов, в силу их большей доступности и меньшей эластичности цены по доходам, и связанное с этим увеличение спроса на продовольственные виды зерна как в области, так и за ее пределами обусловили увеличение доли продовольственных культур в общем валовом сборе зерна [3].
3. Уход государства как крупного оптового покупателя с рынка, а также снижение уровня интенсивности производства привели к трудностям со сбытом зерна. В настоящее время основными каналами сбыта являются: реализация на рынке, населению, через собственные магазины; реализация работникам хозяйства в порядке оплаты за труд и др.
Производители зерна сами выбирают каналы сбыта, оценивая его эффективность. При этом учитываются различные факторы. В частности, наличие и объем собственных зернохранилищ, возможности по доработке зерна, стоимость услуг элеваторов по хранению, развитость собственной сбытовой сети, надежность покупателя, конъюнктура рынка, конкурентность и др.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:53