Социальная составляющая энергетики России

Казибекова Н.А., Магомедханова Ш.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Казибекова Н.А., Магомедханова Ш.А. Социальная составляющая энергетики России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 134-138.

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы повышения тарифов на природный газ, что может болезненно отозваться на жителях Республики Дагестан, где уровень средний заработной платы населения значительно ниже, чем в целом по России. Каковы пути решения этой непростой проблемы? Читайте об этом в статье.

Ключевые слова: природный газ, Газпром, Республика Дагестан, тарифы, регулируемые цены, свободное ценообразование



Российский «Газпром» в настоящее время является одним из лидеров мировой энергетики. По данным нашей печати, «Газпром» сегодня контролирует 17% мировых запасов газа. Разведанные запасы компании самые большие в мире и оцениваются в 29,85 трлн. куб метров. В 2007 году «Газпром» добыл 548,6 млрд. куб метров, то есть пятую часть всего ежегодно добываемого в мире газа. С целью достижения эффективности в своей деятельности «Газпром» решает проблему не только увеличения поставок газа западным странам, но и достижения возможности для себя в секторе газораспределения в Европе. Поэтому «Газпром» осваивает Южнорусское месторождение совместно с немецким концерном «БАСФ».

Проблема тарифов на природный газ

Если перенести акцент от поставок Россией природного газа из стран дальнего зарубежья в страны ближнего зарубежья и на удовлетворение внутренних потребностей страны, то обнаруживается, что цены на поставляемый газ в них гораздо ниже. Странам ближнего зарубежья газ поставляется по относительно уменьшенным ценам и, наконец, по низким ценам собственным потребителям.

Однако рынок диктует свои законы. Тем более поставки миллиардов кубометров природного газа странам СНГ по относительно низким ценам приводит к ежегодным потерям страной миллиардных доходов. Это не позволяет вкладывать необходимые средства на дальнейшее, более интенсивное развитие газовой индустрии страны. Поэтому планируется изменение стратегии развития газовой промышленности в направлении постепенного выравнивания уровня цен за газ, поставляемый в страны СНГ и в страны дальнего зарубежья.

Сложной представляется проблема тарифов на поставляемый газ для нужд внутренних потребителей – на технологические и бытовые цели. Сложность этой проблемы, на наш взгляд, определяется рядом обстоятельств, основными из них выступают структура экономики страны; наличие наряду с вводимыми мощностями в ряде отраслей использование старых, устаревших мощностей; ресурсо- и энергосберегающие технологии слабо внедряются из-за нехватки инвестиционных средств; не ведется также активная политика в области топливо и энергосбережения; не разработаны необходимые элементы механизма четкого стимулирования экономии, сбережения энергетических ресурсов; в стране продолжает иметь место дифференциация доходов различных слоёв населения.

С учётом названных обстоятельств не может быть и речи о едином тарифе для потребителей энергии в целом, природного газа в частности. К сказанному следует, добавить и еще такое объективное положение, как разные уровни в развитии отдельных регионов страны и различных субъектов Российской Федерации. Поляризация в уровнях экономического и социального развития наблюдается и внутри регионов и субъектов федерации.

Возрастут цены на природный газ, электрическую и тепловую энергию

Возникает необходимость тщательно взвешивать политику тарифов на услуги естественных монополий по части поставок газа, тепла, электроэнергии для удовлетворения нужд внутренних потребителей. Тем более приоритетным рынком для «Газпрома» продолжает оставаться внутренний рынок. Отечественным потребителям поступает две трети добываемого газа в стране. Эти поставки выражаются в более 300 млрд. куб. метров газа в год.

Проблема тарифов рассматривается на различных уровнях, при этом каждая сторона приводит свои аргументы при рассмотрении этой сложной многовекторной проблемы. На заседании РТК (Российской трёхсторонней комиссии) в июле 2008 года [1] рассматривался вопрос о предельных тарифах на продукцию естественных монополий на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы. В качестве представителя правительства здесь выступил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Андрей Клепач. Говоря о намечаемых повышениях цен, он отметил, что цены-тарифы на природный газ, электрическую и тепловую энергии, железнодорожный транспорт и связь значительно вырастут. Причиной такого резкого роста тарифов, особенно на газ, была названа убыточность для «Газпрома» поставки газа на внутренний рынок. Отмечалось, что в России газ стоит во много раз дешевле, чем в европейских странах. Его цена, установленная государством, как будто бы даже не покрывает расходов компании на добычу и транспортировку газа для российских потребителей. Другая причина повышения оптовых цен, по мнению правительства – это необходимость перехода к 2011 году к равнодоходности поставок газа на внутренний и мировой рынки при сохранении для населения регулируемых цен на газ (см. табл. 1 и табл. 2 ).

Таблица 1

Прогноз роста оптовых цен на электроэнергию [1]


Годы
2008
2009
2010
2011
Доля свободного рынка, %
В среднем за год
22
44
73
77,5
Конечные цены в среднем для всех категорий потребителей, %
В среднем за год к уровню предыдущего года
116,7
126
122
118
в декабре к уровню декабря предыдущего года
119,6
125,4
120,6
119,3

Таблица 2

Прогноз роста цен на природный газ [1]


Годы
2008
2009
2010
2011
Средние оптовые цены для всех
категорий потребителей, %
128,6
119,9
128,0
140,0
Цена на газ, реализуемый населению, %
125,0
134,7
128,7
140,0

Цены на газ и уровень жизни в Дагестане

Как можно при сложившихся условиях в России в 2011 году переходить к равно-доходным поставкам газа на внутренний и мировой рынки? Если допустить таковое, то тогда необходимо значительно увеличить заработную плату работающих, а также размеры пенсий. Притом доходы должны расти гораздо выше, чем предполагаемый рост тарифов.

Ныне продолжаются трёхсторонние консультации по проблеме увеличения тарифов. Возможны изменения в ту или иную сторону. Необходимо более четко разработать механизм регулирования и контроля тарифов.

Что касается Республики Дагестан, то цена на газ только за последние годы увеличилась более чем в 4 раза. Среднестатистический дагестанец годами платит за газ в два раза больше, чем жители других республик, областей и краёв Южного федерального округа. В то же время следует указать, что Дагестан входит в шестой пояс, где всем субъектам установлена одинаковая оптовая цена на один кубометр газа.

При анализе данной проблемы применительно к Республике Дагестан нельзя не обратить внимание на следующее. Цена на газ по существующим правовым нормам устанавливается исходя их двух факторов:

а) уровня жизни населения региона (субъекта федерации);

б) климатических условий региона.

Что касается первого из приведенных факторов, то следует подчеркнуть, что Дагестан продолжает относиться к регионам России с низким уровнем заработной платы. При установлении тарифов нельзя не учитывать это положение. При рассмотрении второго фактора обнаруживается, что в Дагестане среднемесячная температура в январе по многолетнему среднему значению не опускается ниже +1 градуса Цельсия. Несмотря на это, дагестанцам для согрева воды и приготовления пищи установлен высокий норматив – 15 куб. м газа, против 8 куб. м, установленных для районов Севера, где в январе морозы превышают 30, а порой и 50 градусов.

Свободное ценообразование

Данный парадокс продолжает проявлять себя. Просьба Республики Дагестан о нормализации положения дел в данной области не получает понимания и поддержки в федеральных органах власти. При этом ссылаются на наличие высоких долгов за потребленный газ. В этом плане Дагестан занимает первое место среди субъектов ЮФО. По последним данным долги за потребленный газ в Южном федеральном округе составляет 15,4 млрд. рублей. Из этой суммы только на Дагестан приходится 4,3 млрд. рублей, то есть 30,6%.

Федеральное правительство приняло постановление «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Данный документ четко прописывает границы ответственности между поставщиками газа, организациями, занимающимися обслуживанием газопроводов, домового газового оборудования и потребителями бытового газа. С первого января 2009 года расход бытового газа, особенно в индивидуальных домах и коттеджах учитывается более жестко, в привязке к реальному потреблению. Что же касается должников, то они будут отключены от поставки газа в одностороннем порядке, если не платят или не полностью оплатили газ в течение трёх месяцев подряд.

Правительство РФ, «Газпром» ищут и другие пути, возможности для эффективного использования энергии, совершенствования структуры энергетического баланса страны, тарифов и ценообразования на энергоносители. В стране за последние годы появились целые отрасли производства, способные оплачивать поставляемый газ не по регулируемым, а по объективно складывающимся рыночным ценам. В этих условиях переход на свободное ценообразование вполне отвечает тенденциям развития рыночных отношений и будет все более стимулировать потребителей к рациональному использованию газа, к самоконтролю в данной области.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:37