Перспективные направления совершенствования маркетинговых каналов распределения продукции

Корнев К.В., Плахотников П.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обоснована необходимость совершенствования маркетинговых каналов распределения продукции на продовольственных рынках и определены перспективы построения эффективных вертикально-интегрированных маркетинговых систем. В рамках таких систем, по мнению авторов, можно организовать замкнутый цикл производства и доведения до конечных потребителей продукции, соответствующей предпочтениям покупателей.

Ключевые слова: продовольственный рынок, маркетинговые каналы, организация товародвижения



Продовольственный рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация продовольственных товаров. Через продовольственный рынок происходит приспособление объема и структуры товарного производства к объему общественных потребностей в продовольствии, поддерживаются прямые и обратные связи между его производителями и потребителями [1].

Наиболее характерными признаками продовольственного рынка являются:

— наличие законодательной базы, адекватной развитию рыночных отношений;

— относительное соответствие товарного предложения активному спросу потребителей;

— наличие институциональной и функциональной рыночной инфраструктуры;

— развитие конкурентной среды;

— наличие развитых межотраслевых и межрегиональных связей при постоянном и разнообразном участии государства;

Состав субъектов функциональной инфраструктуры продовольственного рынка является побуждающим фактором для разработки рекомендаций по оптимизации товарообмена.

Маркетинговые каналы

Перспективным направлением совершенствования товарообмена является разработка и построение эффективных маркетинговых каналов распределения продукции. Маркетинговые каналы образуют взаимозависимые организации, участвующие в процессе доведения товаров или услуг до конечных пользователей [2]. Наличие маркетинговых каналов обеспечивает конкурентные преимущества, как каждому отдельному участнику, так и всем субъектам, входящим в состав канала. С помощью маркетинговых каналов осуществляется планирование, организация и управление взаимосвязями между организациями, агентствами и функциональными подразделениями предприятия, участвующими в процессе продажи продовольственных товаров конечным потребителям, которыми являются производственные и коммерческие структуры, а также домохозяйства. Эффективное управление маркетинговым каналом способствует удовлетворению конечных потребителей за счет выбора наиболее оптимального времени и места приобретения товара или услуги [3]. В современных условиях эффективное управление каналом отождествляется с одним из направлений работы по реализации концепции всеобщего управления качеством.

Как усовершенствованию товародвижение на рынке мяса и мясных продуктов?

Учитывая организационно-экономические особенности функционирования продовольственных рынков, мы предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию товародвижения на рынке мяса и мясных продуктов внутри маркетинговых каналов:

1) развитие предпринимательской деятельности участников маркетинговых каналов распределения продукции;

2) ликвидация экономических и правовых препятствий, затрудняющих движение товарных потоков;

3) совершенствование институциональной и системообразующей структуры продовольственного рынка;

4) развитие механизмов страхования участников товародвижения, чья производственно-хозяйственная деятельность связана с риском изменения курса валют или снижения объектов производства;

5) создание правового поля для интеграции участников товародвижения;

6) создание режима кредитного и налогового благоприятствования для холдинговых объединений, представляющих собой вертикально-интегрированные маркетинговые структуры;

7) развитие маркетинговых коммуникаций между участниками товародвижения.

Пошаговая разработка маркетингового канала

Разработка маркетингового канала, по нашему мнению, должна включать в себя следующие шаги.

Шаг 1. Обзор имеющихся материалов и исследование маркетинговых каналов.

Шаг 2. Изучение существующей на предприятии системы распределения.

Шаг 3. Опрос участников маркетингового канала для получения информации о возможных проблемах, с которыми предприятие может столкнуться при формировании маркетингового канала.

Шаг 4. Анализ маркетинговых каналов конкурентов.

Шаг 5. Оценка ближайших перспектив в существующих маркетинговых каналах.

Шаг 6. Составление краткосрочного плана действий.

Шаг 7. Качественный и количественный анализ конечных потребителей.

Шаг 8. Анализ отраслевых аналогов.

Шаг 9. Создание идеальной системы распределения.

Шаг 10. Рассмотрение административных и других ограничений.

Шаг 11. Анализ несоответствий.

Шаг 12. Выявление и разработка стратегических решений.

Шаг 13. Формирование оптимальной системы распределения.

Вертикально интегрированные маркетинговые систем

Разработка маркетингового канала связана с большими затратами времени и финансов. Данный процесс можно ускорить за счет одновременного выполнения некоторых шагов. Возможно возникновение необходимости повторного выполнения ряда действий.

Как показал обзор литературных источников, а также анализ ситуации, сложившейся на рыке мяса, наиболее перспективной формой организации экономического взаимодействия между участниками рынка являются вертикально интегрированные маркетинговые системы, объединяющие предприятия по законченному воспроизводственному циклу на базе согласованности интересов.

Структура вертикально-интегрированной маркетинговой системы на рынке мяса Воронежской области, по нашему мнению, должна включать в себя подсистемы, компоненты и элементы, представленные на рис. (см. с. ???).

Преимуществами данной системы являются ее простота и адекватность современным представлениям о характере процессов товародвижения на рынке продовольствия.

Развитие вертикально-интегрированных маркетинговых систем можно осуществлять на основе электронной торговли, которая представляет собой прямой маркетинг через двухканальную систему, связывающую потребителей кабельной или телефонной линий с компьютеризированным каталогом продавца, с помощью которого потребитель уточняет предмет покупки, его цену, условия и сроки получения выбранного товара (визит в магазин, доставка товара на дом и др.).

Рис. Структура вертикально-интегрированной маркетинговой системы


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:07:24