Государственное регулирование аграрного производства

Максимец Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Максимец Н.В. Государственное регулирование аграрного производства // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 9. – С. 114-118.

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Обоснован объем изъятия финансовых ресурсов из аграрного сектора и уровень паритетной цены за единицу продукции. Определена сумма дотаций на молочную продукцию с учетом изъятия ресурсов.

Ключевые слова: государственное регулирование, молочное скотоводство, сельскохозяйственное предприятие, диспаритет цен, изъятие ресурсов, паритетная цена, аграрно-промышленный комплекс, коэффициент паритета цен



Современный этап развития национального хозяйства характеризуется коренными преобразованиями во всех сферах и отраслях экономики. Особую важность имеют изменения, проводимые в сельском хозяйстве, что определяется его местом, ролью и значением в жизни государства и общества.

Результатом реализации рыночных отношений в этой важнейшей области национальной экономики явились устойчивые и затяжные кризисные явления. Агропромышленный комплекс медленнее, чем другие сферы экономики, приспосабливается к меняющимся экономическим условиям.

Регулирование

В сложившейся на сегодняшний момент экономической ситуации с помощью механизмов рыночного саморегулирования невозможно решить проблему недостатка финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов для выхода АПК из кризиса и дальнейшего его устойчивого развития. Это требует формирования эффективного механизма государственного регулирования.

В рыночной системе государственное регулирование направлено на преодоление периодических аграрных кризисов, оказание господдержки производителям сельхозпродукции. Благодаря государственному регулированию аграрный сектор ведущих капиталистических стран сделал рывок в своем развитии.

Государственное регулирование не противоречит рыночной самоорганизации, не подменяет предпринимательскую инициативу. Оно призвано создать условия для частной инвестиционной деятельности и экономического подъема, связанных с широким освоением перспективных технологий в условиях конкуренции.

При разработке государственной аграрной политики на разных уровнях управления многое зависит от объективной оценки сложившейся ситуации, от установления причин, приведших к столь глубокому и тяжелому по своим последствиям кризису.

Одной из главных причин, повлекших за собой спад и кризис в сельском хозяйстве, является диспаритет цен [1]. Экономисты-аграрники, как правило, предлагают регулировать цены в АПК, а потери сельскому хозяйству компенсировать. В связи с этим необходимо рассчитать объем ежегодно изымаемых из сельского хозяйства ресурсов в денежном выражении, использовать результаты расчетов при разработке предложений по государственной поддержке сельскохозяйственного производства.

«Невидимое» изъятие

Изъятие финансовых ресурсов из аграрного сектора осуществляется разными способами, в том числе при продаже продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями [1].

Выполненные расчеты позволяют определить экономическую роль «невидимого» изъятия средств из сельского хозяйства. Следует отметить, что сумма изъятия по расчетам превышает официальные данные Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования республики (табл.).

Таблица

Сумма изъятых средств из сельского хозяйства (по категориям хозяйств), млн руб.

Показатели
Годы
2006
2007
2008
в сельскохозяйственных организациях
Изъято
655,914
809,661
1095,315
Изъято в % к полной стоимости валовой продукции
11,821
12,177
13,256
в личных подсобных хозяйствах
Изъято
171,264
212,702
234,404
Изъято в % к полной стоимости валовой продукции
2,258
2,493
2,708
в крестьянских (фермерских) хозяйствах
Изъято
5,189
5,401
10,959
Изъято в % к полной стоимости валовой продукции
2,141
2,217
2,423
Итого
Изъято
832,367
1027,764
1340,678
Изъято в % к полной стоимости валовой продукции
6,223
6,664
7,718

Изъятие ресурсов из сельского хозяйства происходит главным образом из сельскохозяйственных организаций, в 2008 г. их доля составила 81,69% изъятых ресурсов. Сумма изъятий характеризует объем потерь отрасли, понесенных вследствие худших, чем в других отраслях, условий хозяйственной деятельности. Возврат изъятой суммы предприятиям через систему государственного регулирования позволит им развиваться в большей части за счет собственных средств.

Расчетная цена

Одним из аспектов диспаритета цен является отсутствие эквивалентных отношений между сельским хозяйством и переработкой. Полученный в отрасли доход перераспределяется в другие сферы агропромышленного комплекса.

Одним из перспективных направлений решения данной проблемы является использование коэффициента паритета цен, который отражает соотношение цены реализации готовой продукции и цены приобретения сельскохозяйственного сырья перерабатывающими организациями при уровне рентабельности, необходимом для расширенного воспроизводства.

Расчет, проведенный для типичного сельхозпредприятия (по основному виду продукции – молоку) показал, что для ведения простого воспроизводства в 2008 г. уровень рентабельности должен составлять 28,16%, для расширенного воспроизводства – 48,99%, а для молокоперерабатывающего предприятия – 8,8% и 22,5% соответственно.

Используя нормативные уровни рентабельности для сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций можно рассчитать коэффициент паритета цен. Он отражает соотношение цены реализации готовой продукции и цены сырья при необходимом уровне рентабельности, характеризующего вклад каждого участника в производство конечной продукции. Для определения уровня расчетной цены с использованием коэффициента паритета, по которой перерабатывающие организации должны покупать сельскохозяйственную продукцию, применяется следующая формула:

, (1)

где:

Рц – расчетная цена 1 ц сельхозпродукции, руб.;

Цргп„ – цена реализации 1 ц готовой продукции перерабатывающими организациями, руб.;

Кф – соотношение фактических уровней цен реализации готовой продукции и цен приобретения сельскохозяйственного сырья перерабатывающими предприятиями;

Кп – коэффициент паритета.

При использовании предложенной формулы определен уровень оптимальной цены, по которой молоко (сырье) должно продаваться перерабатывающим компаниям: 1138,7 руб./ц, тогда как фактическая цена составляет 860 руб./ц.

Паритетная цена

Без повышения цен до паритетных без поддержки со стороны государства производство продукции не способно обеспечивать условия, необходимые для расширенного воспроизводства. Все это обусловило необходимость обоснования размера дотаций из бюджета на реализацию отдельных видов сельхозпродукции с целью возврата аграрному сектору экономики изъятых из нее финансовых ресурсов.

Для определения бюджетных средств на финансирование мероприятий по развитию молочного скотоводства Республики Марий Эл с учетом диспаритета цен необходимо установить ценовой дисбаланс на единицу продукции как разницу между паритетной ценой и ценой фактической.

Исходя из уровня фактического финансирования молочного скотоводства, определить коэффициент обеспеченности необходимого финансирования как отношение суммы финансирования заложенной в республиканском бюджете к общей сумме дотаций рассчитанных через паритетную цену.

На поддержку молочного скотоводства сельхозпредприятия республики в 2008 г. получили дотации в размере 24,9 млн руб. Следовательно, коэффициент обеспеченности в данном случае равен 0,13, то есть республиканский бюджет обеспечивает 13% потерь от диспаритета цен на молоко-сырье.

Паритетная цена молока в 2008 году составила 1138,71 руб./ц, ценовой дисбаланс – 221,4 руб./ц. Из оборота сельхозпредприятий через систему цен было изъято 1095,315 млн руб., или 13,26% стоимости валовой продукции. Из 950,12 млн руб. изъятой суммы стоимости товарной продукции 163,844 млн руб. должно быть возвращено производителям. Если отрасль получит необходимую сумму дотаций, то при прочих равных условиях производство молока может достичь уровня рентабельности.

Аналогичные расчеты могут быть произведены по остальным видам сельхозпродукции по всем категориям хозяйств. Причем сумма дотаций должна быть как минимум в рамках суммы, изъятой из аграрного сектора из-за диспаритета цен.

Таким образом, для решения проблемы развития сельского хозяйства требуется действенная система ценового механизма, основанная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования, стимулирования и протекционизма товаропроизводителей.

[1] Паритет (от лат. paritas — равенство), «диспаритет цен» в данном контексте означает неравенство между ценами на сельхозпродукцию, определяемыми трудозатратами на ее получение, и реальными ценами — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:24:35