Особенности потребительского поведения на рынке медицинских услуг в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-1 (142), Сентябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена изучению потребительского поведения разных групп населения на рынке медицинских услуг. В результате исследования, проведенного с помощью анонимного анкетирования, установлено, что отношение граждан к медицинскому обслуживанию, мотивы потребления, уровень спроса на услуги различаются в зависимости от социально-экономических и демографических характеристик. Полученные результаты имеют существенный интерес для разработки маркетинговой стратегии учреждений здравоохранения.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, здравоохранение, рынок медицинских услуг, потребительское поведение, лечебно-профилактическое учреждение, медицинское учреждение
На сегодняшний день в обществе происходят изменения в структуре населения, которые исключают возможность однообразного подхода к организации предоставления медицинских услуг [1]. Характерные для России внутрирегиональные различия в социально-экономической и демографической структуре населения существенно влияют на потребление медицинских услуг.
При этом межрегиональная дифференциация дополняется внутрирегиональными различиями, которые проявляются между крупными городами и сельской местностью [2]. В этих целях важное значение приобретает сбор достоверной информации о потребительском поведении на рынке медицинских услуг в регионе различных групп населения.
Целью исследования является изучения отношения различных групп населения к медицинскому обслуживанию в регионе. Исследование проводили методом анонимного анкетирования в Амурской области, в ходе которого было опрошено 500 человек.
Удовлетворенность
Важнейшим критерием социальной эффективности здравоохранения является степень удовлетворенности населения бесплатным медицинским обслуживанием [3]. При оценке уровня удовлетворенности медицинским обслуживанием в государственных медучреждениях было выявлено следующее:
– 60,1% опрошенных частично удовлетворены медицинским обслуживанием;
– 17,7% не удовлетворены медицинским обслуживанием;
– 14,5% полностью удовлетворены.
При этом в сельской местности число удовлетворенных медицинским обслуживанием меньше (53%), чем в городской местности (64,1%).
Основными недостатками медицинского обслуживания в государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), по мнению респондентов, являются:
– плохая организация приема пациентов (27,8%);
– устаревшее медицинское оборудование (25%);
– недостаточный объем лечения и обследования (22,8%).
Современные социально-экономические условия определяют как объективную необходимость развития платных медицинских услуг, так и субъективное понимание населением этой необходимости. На вопрос о необходимости существования наряду с бесплатным платного медицинского обслуживания положительно ответили 55,9% респондентов. Отрицательно ответили 26%, затруднились ответить 18,1% опрошенных.
Мужчины положительнее относятся к существованию платного медицинского обслуживания, чем женщины. 60,3% участвующих в анкетировании мужчин признают необходимость платного медицинского обслуживания, в то время как среди женщин только 54,5% относятся позитивно к платным медицинским услугам.
Цена услуги
В результате проведенного исследования выяснилось, что в целом большинство опрошенных (39,8%) предпочитают обращаться за платными медицинскими услугами в платные отделения государственных медицинских учреждений. 36,2% предпочитают обращаться в частные медицинские клиники.
На взгляд автора, доверие к государственным ЛПУ обусловлено рядом факторов. С одной стороны, население склонно больше доверяться проверенным государственным медицинским учреждениям и врачам, работающим в них, нежели в частных клиниках. С другой стороны, цена платных медицинских услуг ниже в государственных ЛПУ, нежели в коммерческих.
Большую часть респондентов в платном медицинском обслуживании привлекает отсутствие очередей (26%), оснащенность современным оборудованием (20,2%), внимание со стороны медицинского персонала (18,3%).
Исследование причин, по которым население обращается за медицинскими услугами в частные клиники, позволило определить:
– что 34,7% респондентов предпочитают обращаться за медицинскими услугами, когда необходимо быстро пройти обследование или сдать анализы;
– 29% обращаются в частные клиники в случаях, когда в государственные ЛПУ не могут оказать ту или иную услугу.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что население обращается в частные клиники в первую очередь с целью экономии собственного времени при получении медицинских услуг. Улучшение организации медицинского обслуживания в государственных ЛПУ повысило бы их привлекательность и конкурентоспособность на рынке медицинских услуг.
Информированность
На взгляд автора, важной задачей для изучения доступности медицинских услуг является определения уровня информированности населения об их гарантиях в части получения бесплатных медицинских услуг. Информированность населения о своих правах обеспечивает возможность повышения доступности получения бесплатных медицинских услуг. В этом случае население имеет представление о том, где и в каком объеме оно может получить бесплатную медицинскую помощь. В то время как низкая информированность может вызывать недовольство работой медицинских учреждений, работающих в рамках системы ОМС.
По данным анкетирования, только около 30,8% городского и 21,3% сельского населения информировано о перечне бесплатно оказываемых медицинских услугах. При этом ничего не знают о данном вопросе 44,9% городского и 52% сельского населения.
Учитывая недостаточно высокую информированность опрошенных о своих правах, можно констатировать, что в настоящее время имеется большая необходимость проведения пропагандистских мероприятий, направленных на повышение информированности населения о правах в рамках ОМС.
Село и город
Важное значение для исследования потребительского поведения населения играет анализ экономической доступности платных медицинских услуг. Большинству участников опроса (58%) приходилось отказываться от лечения из-за отсутствия денег. Сельские жители чаще отказываются от платных медицинских услуг (61%), чем горожане (56%).
На взгляд автора, платная медицина с экономической точки зрения менее доступна для сельских жителей в силу низкого уровня дохода. По данным результатов опроса, городское население имеет больший уровень дохода, чем сельское. 30,6% сельского населения имеют доход до 3000 рублей, в то время как только 9,9% городского населения имеют этот же уровень дохода. В то же время, доход свыше 20 000 получают 6,6% респондентов, проживающих в городе и 2,8% проживающих в селе.
Также обращает на себя внимание тот факт, что чаще вынуждены отказываться от платных медицинских услуг пенсионеры (64,8%), рабочие (66,1%), служащие (63,5%), безработные (59%).
Проведенное исследование позволило выявить основные мотивы потребления платных медицинских услуг, степень информированности населения о своих правах в части получения бесплатной медицинской помощи, а также потребительские оценки медицинского обслуживания в государственных ЛПУ. Полученные данные позволяют сделать вывод относительно того, в каком направлении нужно вести работу, для того чтобы удовлетворять потребности населения в медицинском обслуживании.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования установлена существенная роль демографических и социально-экономических характеристик населения на их потребительское поведение на рынке медицинских услуг. Место проживания, род занятий, уровень дохода, пол опрошенных существенно влияют на потребительское поведение на рынке медицинских услуг, а также на информированность по поводу своих прав в рамках программы государственных гарантий. Это свидетельствует о том, что анализ демографических и социально-экономических параметров населения может способствовать выявлению перспектив развития платного медицинского обслуживания в области [4].
Страница обновлена: 26.11.2024 в 07:56:03