Особые экономические зоны регионального уровня в борьбе с проявлениями экономического кризиса
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье аргументируется необходимость корректировки федерального законодательства в части предоставления регионам полномочий по созданию особых экономических зон (ОЭЗ) и предлагается применение режима зоны предпринимательской устойчивости как инструмента регионального антикризисного управления.
Ключевые слова: кризис, особые экономические зоны, преференциальный режим, точка роста, региональное управление
Поиск способов вывода предпринимательских структур из экономического кризиса в настоящее время пополняется все большим количеством разносторонних рекомендаций, многие из которых не выходят за рамки региональных программ их поддержки. Устойчивость любой системы в критический период требует введения специального режима. По нашему мнению, для бизнеса в период кризиса таким режимом должен стать режим особой экономической зоны регионального уровня.
В 90-х годах прошлого столетия государственные власти субъектов Российской Федерации были уполномочены создавать собственные преференциальные системы. В частности, на пространственно ограниченном участке Волгоградской области с 1997 по 2006 годы существовало 11 зон экономического развития, базирующихся на крупных промышленных предприятиях, динамика финансово-хозяйственных показателей которых свидетельствовала об увеличении загрузки производственных мощностей и росте рабочих мест. Так, в 2003 году выпуск товарной продукции возрос на 87%, а численность работающих на предприятиях повысилась на 38% по сравнению с уровнем 2000 года. [1, с. 158]
Эффективность ОЭЗ доказана практикой
Основанием для отмены зон послужили изменение федерального законодательства.
В тоже время перспектива повышения конкурентоспособности региона посредством введения особых преференциальных режимов побуждает власти субъектов федерации на апробацию новых типов особых экономических зон, наиболее адаптированных к местным условиям хозяйствования.
Первыми после повсеместного запрета созданием таких территорий занялись власти Липецкой области, где в настоящее время действуют 5 особых экономических зон регионального уровня. В 2008 году ОАО «Особые экономические зоны регионального уровня» подписало 16 проектов на общую сумму 23 млрд. руб. [2] Обеспечив таким образом поток инвестиций и предоставив ряд преференций, региональные власти многократно снизили негативное влияние современного финансового кризиса.
Интересен подход администрации Ростовской области в устройстве региональных экономических зон. В первоначальной редакции закон, изданный в августе 2007 года, регламентировал деятельность зон экономического развития, а ее участники именовались резидентами. Уже в декабре 2008 года в документ были внесены корректировки, предусматривающие изменение слов «зоны экономического развития» на «территории интенсивного развития» и слова «резидент» на «хозяйствующий субъект». [3] Очевидно, что такие манипуляции с терминологией осуществлялись во избежание противоречий федеральному законодательству. Заинтересованность российских регионов в создании собственных особых экономических зон, а так же положительный опыт их функционирования на территории Волгоградской области не оставляет тени сомнений в возможности применения режимов таких зон как инструмента эффективного регионального управления. Особенно актуально их формирование в период экономического кризиса, поскольку такие территории могут стать основой для противостояния кризисным явлениям экономики. С целью не входить в расхождение с федеральным законодательством, требуется внесение поправки в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ в части предоставления полномочий органам государственной власти регионов страны по созданию особых экономических зон регионального уровня [1].
Преференциальный режим
Данное заявление подкреплено рядом аргументов.
Во-первых, очевидно, что преференциальный режим особой экономической зоны регионального уровня строиться главным образом на предоставлении налоговых и неналоговых льгот за счет доходной части бюджета субъекта федерации. Исходя из принципа самостоятельности бюджетов, позволяющего органам государственной власти самостоятельно обеспечивать их сбалансированность, регулирование региональными властями уровня бюджетной эффективности при формировании особых экономических зон позволит стимулировать уровень саморазвития региона и обеспечивать его финансовую независимость.
Во-вторых, не все из предлагаемых федеральным законом типов особых экономических зон подходят для формирования в местных условиях того или иного региона. К примеру, создание в Волгоградской области портовых и туристско-рекреационных зон в современных реалиях бесперспективно. Поэтому формы таких экономических зон должны носить индивидуальный для каждого субъекта федерации характер, учитывающий его ресурсные, инфраструктурные, демографические и другие особенности.
В-третьих, для органов регионального управления свойственно тесное взаимодействие с предпринимательскими структурами, действующими на их территории. Создание особых экономических зон регионального уровня даст возможность административным подразделениям, ответственным за развитее предпринимательства, формировать отраслевые кластеры, то есть организовывать взаимодействие крупных, средних и малых предприятий.
В-четвертых, процедура принятия решения о создании особой экономической зоны, постановляемого Правительством РФ, представляет собой долгий и обременительный для регионов процесс. В то время как в кризисный период оперативность ввода преференциального режима – один из факторов, способных предупредить множество отрицательных последствий. Наличие разработанной концепции особой экономической зоны регионального уровня позволить сократить отрезок времени с момента выявления депрессивной местности и принятия властями субъекта федерации решения о введении специального режима.
В-пятых, задачи создания особых экономических зон федерального уровня не имеют выраженной антикризисной направленности. Целевое предназначение этих зон больше ориентировано на внедрение инноваций, развитие торговой и рекреационной инфраструктуры, тогда как в условиях кризиса на первый план выходит ряд проблем иного характера.
Зоны предпринимательской устойчивости
По нашему мнению, особые экономические зоны регионального уровня должны стать эффективным инструментом в борьбе с проявлениями экономического кризиса, как в социальной сфере, так и в бизнес-среде. Главной их ценностью станет обеспечение устойчивости развития предпринимательских структур, чем и обусловлен выбор их названия – зоны предпринимательской устойчивости. Первоочередная задача создания таких территории – сохранение уже действующих предприятий и создание условий для их продуктивного функционирования в будущем. Устойчивость предприятий в периоды расстройства финансовой системы крайне зависима от инфраструктуры их поддержки, поэтому мы предлагаем распространить условия преференциального режима также на субъекты инфраструктуры поддержки бизнеса, которые будут предоставлять прямую финансовую помощь бизнесу. Стратегия, осуществляемая в рамках создания зон предпринимательской устойчивости, включает создание кластеров предпринимательских структур на основе интеграции малых, средних и крупных предприятий, позволяющих ускорять товарооборот за счет снижения издержек производства, оптимизации системы сбыта, реализации бартерных сделок.
Зачастую особые экономические зоны называют «точками роста», тогда зоны предпринимательской устойчивости справедливо считать «точкой опоры», так как именно они могут стать фундаментом в моменты экономического спада. Своевременное введение специального режима на региональном уровне позволит исключить возможность перерастания экономического кризиса в системный.
[1] Примечание редакции. Согласно пунктам 1 и 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» решение о создании особых экономических зон принимается Правительством РФ на основании заявки высшего исполнительного органа субъекта федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. В этой заявке должна быть обоснована целесообразность и эффективность создания ОЭЗ для решения задач федерального, регионального и местного значения. Таким образом, региональные и местные власти действительно не вправе сами создать ОЭЗ, но могут инициировать ее создание.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:49:31