Исследование конкуренции на рынке услуг по установке натяжных потолков

Григорьев А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В соответствии с моделью М. Портера конкурентная среда формируется как под влиянием соперничества внутриотраслевых конкурентов, так и под влиянием внешних факторов. На основе этой модели автором были проведены исследования, направленные на оценку уровня конкуренции на рынке услуг по установке натяжных потолков Уральского федерального округа РФ. Исходя из полученных результатов, сделаны заключения об особенностях конкурентной борьбы и инвестиционной привлекательности данной отрасли.

Ключевые слова: конкурентная среда, модель м портера, факторы конкуренции, натяжные потолки, товары-заменители



Практически все современные рынки характеризуются как конкурентные. Для любой компании, планирующей экспансию на новый рынок, возникает необходимость изучения конкурентной ситуации в отрасли, факторов, влияющих на ситуацию и перспектив ее изменения.

Первоочередным этапом исследований является сбор информации о факторах, влияющих как на рынок в целом, так и на конкуренцию между его участниками. От достоверности и полноты информации зависит результат исследований. Наиболее важным этапом исследования является анализ основных факторов, которые обуславливают интенсивность конкурентной борьбы.

В соответствии с моделью М. Портера конкурентная среда формируется как под влиянием соперничества внутриотраслевых конкурентов, так и под влиянием внешних воздействий. М. Портер предлагает учитывать следующие группы факторов:

– ситуацию в отрасли;

– влияние товаров-заменителей;

– влияние потенциальных конкурентов;

– влияние поставщиков;

– влияние покупателей.

Каждая из рассматриваемых Портером группа факторов (сил) конкуренции оказывает различное по направлению и по значимости влияние на ситуацию в отрасли. Суммарное воздействие этих сил в результате определяет особенности конкурентной борьбы в отрасли, ее инвестиционную привлекательность.

Факторы конкуренции, характеризующие ситуацию в отрасли

Перечислим наиболее важные из факторов:

количество фирм, оказывающих услуги на рынке. Данный фактор значительным образом определяет уровень конкуренции;

платежеспособность спроса. Его увеличение обычно ослабляет конкурентную борьбу;

степень стандартизации предлагаемых услуг. Действует в направлении обострения конкуренции;

издержки по смене подрядчика. Фактор проявляется при значительных затратах на предварительное составление сметы и т.д., в некоторой степени снижает уровень конкуренции;

унифицированность дополнительных услуг. Фактор отражает потенциальные возможности компании по расширению комплекса услуг;

барьеры выхода с рынка услуг повышают конкуренцию на рынке;

барьеры проникновения на рынок действуют в противоположном направлении: повышение барьеров способствует снижению конкуренции;

уровень конкуренции на смежных товарных рынках. Высокий уровень может вытеснить часть игроков на исследуемый рынок и обострить на нем конкурентную борьбу;

степень идентичности стратегий конкурирующих фирм. Высокая степень идентичности повышает конкуренцию на рынке, а если фирмы придерживаются уникальных непересекающихся стратегий, то уровень конкуренции обычно снижается;

привлекательность данного рынка услуг значительно определяет уровень конкуренции. Например, при резком расширении спроса привлекательность рынка увеличивается, что, в свою очередь, может вызвать бурный приток новых конкурирующих фирм.

Конкуренты, поставщики, покупатели и товары-заменители

Факторы, характеризующие влияние потенциальных конкурентов. Трудности связанные с входом на рынок, большие затраты на создание сети сбыта, а также возможность накопления отраслевых преимуществ со стороны старых участников рынка, – все эти факторы влияют на уровень конкуренции в сторону понижения.

Факторы конкуренции, характеризующие влияние поставщиков. Ограничение по доступу к каналу поставок (наличие эксклюзивных контрактов), а также присутствие поставщиков монополистов значительно снижает конкуренцию на рынке. Однако борьба поставщиков за покупателя (участника исследуемого рынка) может положительно влиять на увеличение конкурентной борьбы.

Факторы конкуренции, характеризующие влияние покупателей. Структура рынка, обуславливающая наличие большого числа покупателей, каждый из которых не обладает крупной долей от общего числа закупок, и высокую степень стандартизации предлагаемых услуг, усиливает конкурентную борьбу.

Факторы конкуренции, характеризующие влияние товаров-заменителей. Ценовая доступность замещающих услуг не может ослабить конкурентную борьбу за клиента. Однако высокие издержки по «переключению» на заменители и качественное превосходство услуг в исследуемой отрасли над услугами в смежных отраслях могут повлиять на снижение конкуренции.

Уровень конкурентной борьбы

Изучение совокупного влияния группы факторов каждой из пяти сил конкуренции на рынок позволяет сделать заключение об общем уровне конкурентной борьбы и инвестиционной привлекательности исследуемого рынка.

Нами были проведены исследования уровня конкуренции на рынке услуг по установке натяжных потолков Уральского федерального округа РФ.

Сбор информации для анализа проводился путем анкетирования руководителей предприятий оказывающих услуги по установке натяжных потолков.

Изучение факторов, характеризующих внутреннюю ситуацию на рынке, позволило сделать выводы о том, что в целом рынок услуг по установке натяжных потолков не является привлекательным и не обладает значительным спросом и большими потенциальными возможностями.

Исходя из специфики рынка издержки «переключения» клиента невысоки, услуги по установке считаются стандартизированными и не разделяются по качеству. В основном ведется ценовая война. Спрос на рынке насыщен, поэтому фирмы склонны к проведению агрессивных стратегий. Низкие барьеры входа на рынок и ухода с него усиливают конкуренцию. Конкурентная борьба на смежных рынках услуг слабо отслеживается.

Отраслевые преимущества

На ситуацию в рассматриваемой отрасли значительное влияние оказывают потенциальные конкуренты. Практически полное отсутствие барьеров входа на рынок натяжных потолков и выхода из него делает возможным постоянную «текучку» фирм. Элементарные навыки и небольшие затраты позволяют за короткий промежуток времени создавать примитивные сети сбыта услуг по установке. Накопленные отраслевые преимущества существующих на рынке фирм не создают дополнительных барьеров для входа на рынок.

Влияние поставщиков на рынок невысоко, так как материалы, требуемые для производства работ, по большей части универсальные. А вопросами поставки специфических товаров занимается большое количество компаний как в России, так и за рубежом.

Группа факторов, характеризующая влияние покупателей, практически себя не проявляет. Присутствие на рынке большого числа небольших клиентов, а также значимость для потребителей предоставляемых услуг исключают возможность сильного влияния на рынок со стороны покупателей.

Влияние услуг-заменителей незначительно. Отсутствие издержек по переключению покупателя на услуги из других отраслей, а также их ценовая доступность могли бы оказать сильное влияние со стороны услуг-заменителей, но они нейтрализуются значительным качественным превосходством натяжных потолков.

Проанализировав совокупное влияние всех групп факторов, можно сделать заключение об исследуемом рынке. Уровень конкуренции здесь достаточно высок. Однако отсутствие высоких барьеров входа и возможность быстрого доступа к каналам распределения все же привлекают на рынок дополнительные фирмы. Вероятность появления новых крупных игроков очень мала. В ближайшее время на рынке услуг по установке натяжных потолков будут происходить процессы перераспределения долей между существующими крупными участниками.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:20:20