Теоретическая сущность и модель потенциала въездного туризма территории страны (региона)
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Обобщая современный понятийный аппарат туризма с точки зрения различных авторов, мы формулируем собственное видение категорий «туризм», «потенциал», «туристский потенциал», отличающиеся от существующих более объективным содержательным значением. В статье предлагается разработанная нами модель потенциала въездного туризма территории страны (региона).
Ключевые слова: туризм, инфраструктура, потенциал, туристский потенциал, потенциал въездного туризма территории, туристские ресурсы
Туризм прочно вошел в жизнь многих людей, являясь важным социально-экономическим явлением. Он играет значимую роль в формировании валового внутреннего продукта, обеспечении занятости населения, пополнении бюджета разных уровней, способствует притоку иностранной валюты, обеспечению социального благосостояния и качества жизни людей, содействует развитию смежных отраслей, таких, как строительство, связь, транспорт, сельское хозяйство, производство потребительских товаров. В связи с этим развитие туризма в Российской Федерации приобрело еще большую актуальность.
В настоящее время существует множество научных и бытовых суждений, трактовок, определений и подходов к тому, что представляет собой туризм. В научной литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение.
Туризм – это сложная социально-экономическая система
По мнению В.Н. Шарафутдинова, «важность однозначного определения содержания того или иного понятия задача не только не простая, но и весьма ответственная. Сегодня нет устоявшегося определения понятия «туризм» [4, с. 18]. Как отмечает Е.Л. Писаревский, туризм как сложное явление характеризуется наличием множества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию [3, с. 2].
При обобщении существующих определений понятия «туризм», на наш взгляд, следует придерживаться следующей позиции.
Туризм – это сложная социально-экономическая система, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
во-первых, это граждане, совершающие туристские поездки (туристы) в познавательных, оздоровительных, религиозных, профессионально-деловых, и иных целях оставлющие денежные средства в стране (месте) временного пребывания;
во-вторых, это организаторы-посредники, осуществляющие реализацию туристского продукта;
в-третьих, это инфраструктура туризма, включающая места показа, средства транспортировки, объекты развлечения, размещения и другие;
в-четвертых, это совокупность взаимоотношений (явлений, связей), возникающие на всех этапах жизненного цикла туристской поездки.
Схожую позицию придерживаются Е.Б. Антипина, А.А. Терещенко, которые считают, что в российских федеральных и региональных, иностранных и международных законодательных и нормативных актах и литературных источниках существуют более 30 определений туризма, ряд из них условно разбивают на несколько групп, а другие определения в той или иной степени повторяют основные положения указанных групп [1, с. 5].
Понятие «потенциал»
В научной и учебной литературе существуют множество определений понятия «въездной туризм», которые в свою очередь сводятся к тому, что его совершают лица, путешествующие в другую страну (место) не являясь постоянными жителями данной страны.
Для развития въездного туризма, необходимым условием является туристский потенциал. Прежде чем определить туристский потенциал как категорию, необходимо остановиться на уточнении определения «потенциал». Понятие «потенциал» стало особенно популярно на сегодняшний день и по-прежнему в различных исследованиях остается дискуссионным и спорным вопросом обсуждения.
В ряде работ отмечается значимость изучения проблем потенциала и указывается на существование полноценных различий в определении самого понятия «потенциал», его сущности, состава и соотношения с другими категориями. Определение «потенциал» употребляется к различным дефинициям, таким, как рынок, ресурсы, промышленность, наука, производство и экономика в целом. Понятие «потенциал» многие ученые зачастую трактуют как максимальные возможности того или иного объекта, что дает возможность оценить степень его реального использования и определить существующие резервы. По нашему мнению, под потенциалом следует понимать всю совокупность средств, запасов, источников, возможностей, использование которых позволяет достичь определенной цели.
Категория «потенциал» близок к понятию «ресурс», лишь отличается тем, что достаточно четко связан с конкретным пользователем. Водные ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством; при определении туристского потенциала территории, оценивая при этом его водный компонент, то подразумевается именно те свойства водоема, которые существенны для их использования потребителями.
Туристский потенциал
В ряде случаев понятия «туристский потенциал» и «природно-ресурсный потенциал» рассматриваются как синонимы. Мы считаем, что необходимо раздельное использование понятий – «туристский потенциал» и «природно-ресурсный потенциал». С нашей точки зрения, под природно-ресурсным потенциалом понимается совокупность природных ресурсов и условий, которые характерны при данном уровне развитии технических, социальных, экономических и других отношений. Понятие «туристский потенциал» имеет иное содержание. На наш взгляд, «туристский потенциал» – это вся совокупность необходимых элементов для организации въездного туризма на определенной территории. Под необходимыми элементами следует понимать: природные, культурные, исторические, социальные, технические, инновационные, экономические условия (ресурсы, отношения), а также инфраструктуру туризма, менталитет населения, инвесторов, в лице государства и предпринимателей.
Потенциала въездного туризма
Представим наглядно разработанную нами модель потенциала въездного туризма территории страны (региона) (рис.).
Рис. Модель потенциала въездного туризма территории
Раскроем содержание каждого из представленных нами составляющих потенциала въездного туризма территории страны (региона).
Менталитет населения принимающей страны представляет собой обычаи, традиции, нравы и тому подобное, которые влияют на восприятие туриста при выборе посещаемой страны (региона).
Туристские ресурсы являются национальным достоянием любой страны (региона), так как к ним относятся не только объекты показа, но и явления, события, условия, привлекающие туристов. Туристские ресурсы – это фактор выбора туриста того или иного направления, маршрута своего путешествия. Доступность туристского ресурса, наличие разветвленной транспортной системы, средств размещения, питания, связи, комфортность туриста в месте временного пребывания обеспечивает развитость инфраструктуры туризма.
Инфраструктура. Как справедливо отмечает В.Г. Гуляев, «без наличия развитой инфраструктуры туристской зоны (транспортной сети, средств связи, коммунальной сферы, объектов культурного наследия, индустрии развлечений и других) эффективное развитие туризма для широкого круга потребителей невозможно» [2, с.215].
Государство играет немаловажную роль в формировании туристского потенциала территории. Устанавливает правовое и нормативное обеспечение в области развития туризма, разрабатывает федеральные, региональные, местные целевые программы развития туризма, защищает права и интересы всех лиц, участвующих в обеспечении развития туризма и другие. Поэтому между государством и предпринимателями возникает взаимообратная связь. Государство устанавливает налоговые, таможенные и другие виды льгот для осуществления предпринимательской деятельности, стимулирования частных инвестиций в сфере туризма. Вследствие этого развиваются смежные отрасли, связанные с производством туристских услуг. У предпринимателей возникает инициатива в виде выигрыша (дохода), которая в свою очередь пополняет уровни бюджета через налоговые поступления, обеспечивает занятость населения, влияющая на рост уровня жизни местных жителей.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что потенциал въездного туризма территории является достоянием принимающей страны (региона). Учитываются такие факторы как уникальность, разнообразие и комплексность имеющихся объектов, ресурсов, различия в их доступности и плотности размещения в пределах региона, их физическое состояние. Потенциал въездного туризма каждой страны и региона изменчив и зависит от социокультурных особенностей соответствующей территории.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 23:11:29