Формирование организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного комплекса региона (на примере города-курорта Сочи)

Пятаева О.А., Шарнопольский Б.П., Нефедкина С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (144), Октябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Пятаева О.А., Шарнопольский Б.П., Нефедкина С.А. Формирование организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного комплекса региона (на примере города-курорта Сочи) // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 10. – С. 175-180.

Аннотация:
В статье предлагается программно-целевой подход к управлению рекреационно-туристской сферой, который заключается в разработке комплексной целевой программы организации отрасли. Авторами исследуется экономическая эффективность санаторно-курортного комплекса (СКК), разработана организационно-экономическая модель управления СКК города-курорта Сочи.

Ключевые слова: холдинговая структура, санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные услуги, механизм функционирования, город-курорт Сочи, рекреационно-туристская сфера, санаторно-курортная политика



При разработке инвестиционных проектов по развитию материальной базы санаторно-курортного комплекса (СКК) необходимо обеспечивать комплексный подход, учитывающий многообразие факторов внешней и внутренней среды. В формирующейся модели управления основным элементом всегда остается инвестиционная составляющая, определяющая остальные инструменты реализации той или иной политики развития СКК в регионе.

Необходимость исследования факторов, определяющих результаты использования проекта, обусловлена, прежде всего, открытостью экономического пространства, возможностью использования для достижения поставленных целей множества взаимоисключающих альтернатив. Проектный анализ позволяет осуществить наиболее полный учет, анализ и оценку всей совокупности этих факторов для достижения максимального социально-экономического эффекта.

Холдинговая структура

Отметим, что разработка целевых программ будет способствовать созданию конкретных и обоснованных организационно-экономических предложений по улучшению состава объектов инфраструктуры рекреационно-туристской сферы, совершенствованию механизма их взаимодействия. Кроме того, это будет содействовать повышению роли отрасли как специализированного сектора экономики региона.

Для создания эффективных взаимосвязей и устойчивых финансовых потоков между субъектами СКК предлагается модель формирования инвестиционного портфеля в холдинговой структуре регионального санаторно-курортного комплекса, основными элементами которого являются:

– специализированный курортный банк, реализующий все виды операций, включая трастовые;

– страховые медицинские организации, аккумулирующие средства клиентов СКК с целью финансирования санаторно-курортных услуг и формирования инвестиционных потоков, направленных на развитие материальной базы. Деятельность страхового института позволяет также оптимизировать налогообложение хозяйствующего субъекта при оплате услуг санаторно-курортного комплекса;

– специализированная фондовая биржа, обеспечивающая свободное хождение на фондовом рынке акций и других ценных бумаг как санаторно-курортных учреждений, так и других хозяйствующих субъектов, входящих в структуру СКК, с целью обеспечения инвестиций для покрытия затрат на капитальное строительство, повышения ликвидности и поддержания реальной стоимости капитала;

– бюджет субъекта федерации – финансирование на возвратной основе наиболее приоритетных направлений развития санаторно-курортного комплекса;

– формирование прямых долгосрочных договорных отношений с крупными хозяйствующими субъектами. Объектом сделки, как правило, являются пакеты санаторно-курортных услуг, составляющие более 5% от общего объема реализуемых услуг.

Оценка эффективности санаторно-курортных услуг

В основу объективной оценки эффективности санаторно-курортного лечения может быть положен подход, базирующийся на комплексном использовании существующих методов оценки адаптационного потенциала и резервов здоровья человека.

Согласно этому подходу уровень здоровья может быть оценен как определенная величина адаптационного потенциала, обеспечивающая приспособление организма к факторам среды и его успешную деятельность по реализации своих потребностей. Величина адаптационного потенциала может быть оценена по состоянию индикаторных показателей или в условиях диагностических тестов, вызывающих определенное дозированное напряжение адаптационных систем.

Среди методов количественной оценки здоровья наиболее распространенными являются оценка адаптационного потенциала, физической работоспособности, физического здоровья по Баевскому, Полякову, Белову, Астапенко.

Данный подход позволяет своевременно контролировать качественные параметры технологии санаторно-курортного лечения. Высокий уровень совершенства методик вышеперечисленных специалистов по коррекции и оценки состояния здоровья человека является одним из важнейших специфических факторов, оказывающих решающее воздействие на экономическую эффективность санаторно-курортных услуг в целом.

Комплексный подход

В формирующейся модели управления основным элементом выступает инвестиционная составляющая, определяющая остальные инструменты реализации той или иной политики развития СКК как в регионе в целом, так и в городе-курорте Сочи. При разработке инвестиционных проектов по развитию материальной базы СКК необходимо обеспечивать комплексный подход, учитывающий многообразие факторов внешней и внутренней среды.

В этой связи актуальным является развитие рекреационных зон в структуре единого хозяйственного комплекса национальной экономики и, в частности, черноморского побережья Краснодарского края. С помощью стратегического регулирования представляется возможным решить комплекс проблем, связанных с целенаправленной переориентацией курортно-туристского комплекса на обновление системы предоставляемых услуг, внедрение и использование новейших технологий, принципов управления и методов организации труда в сфере рекреационной индустрии.

Отсутствие необходимых пропорций в развитии отдельных элементов регионального хозяйства, отставание в решении назревших социальных проблем, нарастание экологической напряженности и неэффективное использование региональных ресурсов обусловили необходимость коренного изменения существовавшей системы управления развитием курортно-туристских услуг города-курорта Сочи.

Чрезвычайные трудности в процессе принятия решений по регулированию санаторно-курортной деятельности и предоставлению мер поддержки в рамках Комплексной про­граммы санаторно-курортной деятельности в городе-курорте Сочи обусловлены отсутствием объективной и достоверной информации о состоянии предприятий санаторно-курортного комплекса региона. Это подтверждает необходимость срочного решения вопросов информатизации работы органов управления СКК и проведения комплексной инвентаризации санаторно-курортных организаций региона.

Санаторно-курортная политика

Во многом нерешенной осталась проблема сохранения и обновления кадрового потенциала СКК. В связи с этим санаторно-курортная политика города-курорта Сочи предусматривает систему мер, направленных на решение обозначенных проблем.

Санаторно-курортная политика должна быть направлена на содействие развитию предпринимательской деятельности, конкурентной рыночной среды и рыночной инфраструктуры в СКК, законодательное, информационное и организационно-распорядительное регулирование в области санаторно-курортной деятельности.

Целью санаторно-курортной политики может являться формирование условий:

– для расширения масштабов производства и реализации конкурентоспособных услуг;

– создания новых видов услуг;

– обеспечения занятости населения и увеличения поступлений в бюджет на основе реструктуризации предприятий, адресных мер поддержки и защиты производителей услуг.

При этом принципиальная схема системы государственного регулирования санаторно-курортной деятельности основывается на приоритетах социально-экономической политики в направлении воздействия на санаторно-курортные учреждения, механизмах (формах и способах) государственного регулирования в области санаторно-курортной политики, включающей правовое, собственно ресурсное, информационное и организационное обеспечение.

Подводя итог, можно сказать, что санаторно-курортная политика города-курорта Сочи должна не только обеспечить необходимый экономический эффект, но и решить ряд сложных задач, связанных с удовлетворением общественных (в первую очередь, социальных) интересов города.

Понятно, что такой большой комплекс задач требует соответствующего финансирования. Определение и поиск его источников (особенно в части привлеченных средств) также является стратегически важной проблемой. От ее решения зависит не только степень осуществления сформулированных программных целей, но и то, насколько эффективной с точки зрения затрат и результатов будет адаптация Комплексной программы развития санаторно-курортной деятельности.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 22:04:01