Тенденции развития государственного регулирования отношений РФ и ЕС на рынке газа

Гафаров Д.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются основные тенденции развития взаимоотношений Российской Федерации и Евросоюза (ЕС) на рынке газа в настоящее время. Рассматриваются актуальные проблемы государственного регулирования отечественного рынка газа.

Ключевые слова: евросоюз, государственное регулирование, природный газ, нефтегазовая промышленность, энергопотребление, газовая опек, энергетическая хартия



В настоящее время происходит динамичное изменение условий функционирования глобальных нефтегазовых рынков – трансформируется соотношение сил национальных и транснациональных корпораций, производителей и потребителей, увеличивается доля межрегиональной торговли. Тенденции развития углеводородных рынков говорят о неизбежности их территориального расширения и интеграции, роста количества поставщиков и усиления конкуренции, а также увеличения рисков производителей.

Стратегические оценки энергопотребления Европы заключаются в том, что к 2020 г. потребности Европы в нефти возрастут на 40%, а в природном газе – на 50%, тогда как к тому времени европейские запасы газа в Северном море будут исчерпаны [1].

Перспективы

Прогноз спроса на экспорт российского газа в страны Западной Европы на 2030 год, предлагаемый экспертами Института энергетики и финансов, в базовом сценарии находится в диапазоне 260–263 млрд куб. м. А с учетом возможного занятия ниши на рынке сжиженного природного газа (СПГ) на уровне 20%-ной доли ожидаемого здесь рынка сбыта для данного продукта (до 28 млрд куб. м) это составит 288–291 млрд куб. м.

По базовому сценарию развития спроса на газ в Европе доля российского газа в потреблении составит 37–38% (от 770 млрд куб. м), в импорте – 50–55%. Это высокие показатели, существенно превышающие нынешний уровень [2].

Таким образом, роль России как основного поставщика на европейский рынок будет только возрастать. Масштабы участия России в снабжении ЕС газом, ограничения и риски в этом процессе, использование доходов от экспорта для развития страны – ответы на эти вопросы должны воплотиться в четкой формулировке целей российской энергетической политики в Европе, а также в особенностях развития процессов государственного регулирования отечественного рынка газа.

Процессы либерализации, происходящие в странах Евросоюза, сделали возможным доступ к конечным потребителям для внешних поставщиков газа в регион. ОАО «Газпром» осуществляет активную работу по реализации выхода на этот рынок. В дальнейшем компания столкнется с большой конкуренцией в данной сфере как со стороны традиционных, так и со стороны новых акторов [3].

Договор и противоречия

Здесь важно отметить, что традиционно существующие между Россией и ЕС глубокие противоречия усугубляются теснейшим переплетением взаимных интересов. Среди основных насущных проблем, стоящих сегодня перед Россией и ЕС в сфере сотрудничества в газовой отрасли и требующих безотлагательного решения, особо следует выделить следующие.

Россия категорически отказывается от ратификации Договора к Энергетической хартии [1] и Транзитного протокола к ней. В связи с этим пока невозможно заключение нового Договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом, где камнем преткновения стала именно газовая тема. Для нормализации взаимных отношений необходимо установление единых правил игры на европейском газовом рынке, а также прекращение информационной войны [4].

Осложняется ситуация и неоднородностью позиций разных стран внутри самого ЕС. На практике каждый раз России приходится договариваться с каждым из членов союза отдельно. С одной стороны, это позволяет России умело лавировать между разрозненными интересами европейских партеров. С другой стороны, такое положение вещей зачастую парализует отношения между Россией и ЕС в целом, как произошло с Договором о партнерстве и сотрудничестве в ноябре 2006 года.

Выходом из текущего положения, учитывая множество точек соприкосновения и точек разделения двух сторон, могла бы стать разработка Россией собственного базового энергетического документа, альтернативного Договору к Энергетической хартии, который смог бы устроить как поставщиков, так и потребителей газа. Однако до сих пор такая работа не проводилась.

Европейская и американская модели газового рынка

До недавнего времени положение России в приведенном контексте оказывалось неоднозначным. Евросоюз в рамках Энергетической хартии настаивал на повышении цен на российский газ внутри нашей страны и отказе России от самостоятельного и независимого определения тарифов на транспортировку газа в пределах российской Единой системы газоснабжения. Основным средством давления, допускавшим существование такой позиции Евросоюза, являлось препятствование во вступлении России в ВТО. Поэтому в сфере международных отношений в качестве основной тенденции следует определить независимое тарифное регулирование Россией поставок газа, не связанное волей Евросоюза.

Но, тем не менее, на наш взгляд, в развитии сотрудничества с ЕС необходимым представляется реорганизация газового рынка Российской Федерации, в частности, с точки зрения его регулирования. По мнению ряда экспертов [5–7], разделяемого нами, целесообразнее всего за основу взять именно европейскую модель рынка газа, основывающуюся на долгосрочных контрактах поставки газа, а не американскую, базирующуюся в основном на спотовых сделках по газу.

Европейская модель представляется наиболее сбалансированной с точки зрения как потребителя, так и производителя газа, так как дает той и другой стороне наибольшие прогностические возможности и обеспечивает стабильность поставок. Спотовый рынок [2] также необходим и требует своего развития, в том числе с учетом результатов проводимого эксперимента. Одновременно должны присутствовать на рынке контракты продолжительностью и один, и два, и три года по согласованию поставщика и покупателя. Выбор формы договора, формулы цены на газ должен осуществляться по согласованию непосредственно между поставщиком и покупателем [8].

Другой аспект газовой проблематики – совершенствование законодательства, направленное на решение имеющихся проблем отрасли, и в первую очередь на обеспечение инвестиционной привлекательности в добыче всех категорий и видов газа, включая попутный нефтяной.

Создание ОПЕК

В целях создания привлекательных условий для инвестиций в сферу добычи, хранения и переработки газов необходимо внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ. В контексте регулирования рынка газа в этой связи актуально законодательное обеспечение и закрепление на длительный период нулевой ставки таможенной пошлины при экспорте СПГ.

Представляется необходимым также проработать вопрос о стимулировании разработки газовых ресурсов еще неосвоенных территорий страны. Это можно реализовать по аналогии с принятыми в 2006 году решениями в нефтяной сфере, введением налоговых каникул как по НДПИ [3], так и по таможенной пошлине.

Особо следует отметить важную тенденцию в сфере государственного регулирования рынка газа в контексте взаимодействия с ЕС – движение ряда стран – экспортеров газа к созданию газовой ОПЕК [4]. Участие России в газовой ОПЕК позволит регулировать цены на газ, что в условиях кризиса является одним из важнейших факторов.

Учитывая, что Россия участвует в практически всех маршрутах поставки газа в Европу, она, теоретически, могла бы координировать выбор запасов для разработки и начала поставок в тот или иной период, что в долгосрочной перспективе могло бы влиять на цены. Но здесь необходимо учитывать тот факт, что в условиях кризиса создание газовой ОПЕК может оказаться нерентабельным и нецелесообразным для нашей страны [9; 10].

В итоге, можно констатировать, что на ближайшее десятилетие рынок стран Евросоюза останется главным направлением отечественного экспорта газа. Сегодня наличествуют реальные предпосылки для укрепления позиций России как главного внешнего поставщика газа на рынке ЕС. От успешной выработки и использования стратегий адаптации ОАО «Газпром», а в дальнейшем и независимых производителей газа, к меняющимся условиям либерализующегося рынка Евросоюза, будет зависеть эффективность отечественной внешней торговли и статус Российской Федерации на глобальном газовом рынке.

[1] Договор к Энергетической хартии – это рамочное соглашение о правилах международного сотрудничества в области торговли энергоресурсами, их транзита и инвестиций в сфере энергетики. Подробнее об Энергетической хартии: http://www.encharter.org/index.php?id=7&L=1.

[2] Спотовый рынок ориентирован на сделки купли-продажи наличного товара на условиях немедленной его передачи. Характеризуется общедоступностью, а также тем, что договоры между продавцом и покупателем заключаются на каждый конкретный момент времени и продажа осуществляется по спотовым ценам, то есть установленным для каждой конкретной сделки — прим. ред.

[3] Налог на добычу полезных ископаемых.

[4] ОПЕК — Организация стран — экспортеров нефти — прим. ред.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:40:12