Методические основы прогнозирования объема производственной программы в кондитерской промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Статья посвящена формированию методики прогнозирования объема производства предприятия кондитерской промышленности. В работе дана стоимостная оценки регионального рынка кондитерских изделий, приводится методика определения объемов будущих продаж.
Ключевые слова: кондитерская промышленность, производственная программа, прогнозирование объема производства, спрос на кондитерскую продукцию
В настоящее время существуют методы ресурсной и рыночной оптимизации производственных программ, методы оптимизации финансовых и материальных потоков. Однако недостаточно проработаны вопросы формирования многономенклатурных программ, состоящих из продуктов с коротким жизненным циклом, а также вопросы прогнозирования спроса на них с учетом различия в региональном спросе и с учетом сезонного фактора.
Предлагаемый в данной работе алгоритм действий по прогнозированию объема производства кондитерских изделий в целях формирования производственной программы представлен на рис.
Рис. Этапы прогнозирования объема производственной программы для предприятия кондитерской промышленности
Некоторые из представленных на рисунке этапов требуют более подробного описания.
Подготовка данных для прогноза спроса
Необходимость первого этапа объясняется тем, что в традиционных источниках информации (статистические сборники и обзоры рынков) существуют разночтения по поводу выделения товарных сегментов рассматриваемого рынка. Прогнозирование спроса в целях составления производственной программы необходимо в ситуации высокой конкуренции, которая имеет место на рынках кондитерских изделий.
Емкость рынка кондитерских изделий в большей степени определяется внутренним производством, так как объем импорта мучных изделий составляет около 7%, а экспорта – 5,8% [1, 2].
Отметим, что с точки зрения статистики среди сахаристых изделий не учитываются отдельной позицией пастильные, а в составе мучных кондитерских изделий не выделяются вафли. Это затрудняет прогнозирование спроса и учет тенденций изменения потребительских предпочтений. Назрела необходимость выделения мармеладно-пастильной продукции в отдельную группу, так как она представляет функциональную конкуренцию сахаристым и мучным изделиям.
Производители кондитерских изделий, главным образом, действуют на рынке B2B. Несмотря на это, при разработке производственной программы на этапе определения перспективного объема реализации они должны ориентироваться на запросы конечных потребителей и на рыночную динамику в секторе B2C.
Стоимостной объем российского рынка кондитерских изделий
Статистические сведения содержат информацию о натуральном объеме рынка, тогда как для планирования объемов продаж и производства необходимы данные в стоимостном выражении. Для этого мы предлагаем использовать данные о численности населения региона, размере потребительских расходов на душу населения, и структуре потребительских расходов (см. табл. 1).
Таблица 1
Расчет стоимостного объема российского рынка кондитерских изделий
Показатели для расчета
|
2006
|
2007
|
2008
|
Численность населения Российской
Федерации, млн чел.
|
142,2
|
142
|
141,9
|
Среднемесячные потребительские
расходы, руб./чел.
|
5083,4
|
6540,7
|
8220,4
|
Доля сахара и кондитерских
изделий в потребительских расходах
|
0,022
|
0,018
|
0,018
|
Доля сахара в структуре
розничного товарооборота
|
0,011
|
0,009
|
0,009
|
Доля кондитерских изделий в
структуре розничного товарооборота
|
0,027
|
0,025
|
0,026
|
Годовой объем российского рынка
кондитерских изделий в стоимостном выражении, млрд руб.
|
135,6
|
147,5
|
187,2
|
При этом появляется сложность, связанная с особенностями статистического учета, так как в официальных данных в структуре потребительских расходов доля, приходящаяся на кондитерские изделия, включает еще и расходы на сахар. В этой связи предлагается учитывать соотношение, которое существует в розничном обороте сахара и кондитерских изделий. Общая формула расчета годового стоимостного объема конечного рынка кондитерских изделий () приобретает вид:
, (1)
где:
– численность населения Российской Федерации, млн чел.;
– среднемесячные потребительские расходы, руб./чел.;
– доля сахара и кондитерских изделий в потребительских расходах;
– доля сахара в структуре розничного товарооборота;
– доля кондитерских изделий в структуре розничного товарооборота.
Кризис и шоколад
В стоимостном выражении рынок имеет иную структуру, чем в физическом (см. табл. 2). Гораздо больший перевес в ней составляют сахаристые изделия, стоимость которых в последние годы постоянно растет, что обусловлено повышением цен на какао-бобы [3]. Вместе с тем, производители пищевой продукции в целом сдержали рост цен в 2008 г. Иными словами, рынки пищевых продуктов в целом и рынок кондитерских изделий в частности являются, на наш взгляд, относительно устойчивыми к экономическому спаду, связанному с текущим кризисом. При сокращении потребительских расходов затраты на кондитерские изделия остаются сравнительно стабильными.
Более того, кризисные явления в экономике способствуют росту спроса на некоторые виды кондитерских изделий. Например, в случае с шоколадом это связано с психологическими мотивами, с печеньем – с переключением на более экономное ведение хозяйства. По данным отраслевого обзора [3] рынок кондитерских изделий в 2009 г. «упадет» всего на 1,5%.
Среди тенденций, связанных с ухудшением экономической ситуации, нам представляется необходимым назвать ухудшение качества кондитерской продукции, отмечаемое конечными потребителями. Поэтому следует оценивать рекламации относительно отдельных товарных единиц и принимать решения по повышению качества или выводу из состава производственных программ.
Прогнозный объем региональных рынков с учетом демографических и экономических факторов
В целях планирования объемов производства конкретной организации необходимо спрогнозировать потенциальные размеры ее рынков сбыта. Предприятия кондитерской промышленности в силу специфики производственной деятельности ориентируют свой сбыт на ограниченное число географически близких регионов. Поэтому важно четко оценить перспективы продаж на существующих и потенциальных рынках. Следовательно, необходимо определить факторы, которые влияют на размер сбыта в том или ином регионе.
В общем случае на стоимостной объем рынков кондитерских изделий влияет численность населения и уровень потребительских расходов, на натуральный размер рынков – исключительно демографическая компонента (численность, возрастная структура населения и т.д.). Сложившаяся культура потребления кондитерских изделий характеризуется тем, что потребители не воспринимают сахаристые и мучные кондитерские изделия как близкие товары-заменители.
Таблица 2
Структура российского рынка кондитерских изделий в стоимостной оценке (рассчитано на основе [3])
Товарные направления
|
2006
|
2007
|
2008
|
Сахаристые изделия, млрд руб.
|
102,15
|
108,44
|
114,19
|
Доля сахаристых изделий в общем объеме рынка, %
|
75,3
|
73,5
|
61,0
|
Мучные кондитерские изделия, млрд руб.
|
33,4
|
39,1
|
73,0
|
Доля мучных изделий в общем объеме рынка, %
|
24,7
|
26,5
|
39,0
|
Определять региональные объемы рынков () предлагается по формуле:
, (2)
где:
– емкость российского рынка кондитерских изделий;
– доля i-го региона в потреблении кондитерских изделий.
При расчете доли потребления в общем потреблении печенья в России нами предлагается использовать индекс потребительской активности (), который может быть рассчитан как отношение потребительских расходов конкретного региона () к среднероссийскому показателю ():
. (3)
По нашему мнению, он наряду с численностью населения, приходящейся на конкретный регион, характеризует отличие в спросе на кондитерские изделия. Поэтому доля i-го региона в российском потреблении () изучаемых товаров может быть найдена по формуле:
, (4)
где: – доля i-го региона в численности населения Российской Федерации.
Для определения прогнозного объема региональных рынков печенья необходимо провести анализ за предыдущий период. После этого можно увидеть, в каких регионах с достаточно емким рынком сбыта предприятие занимает плохие позиции и не реализует возможности роста продаж.
Итак, представленная последовательность действий по планированию объемов производства позволяет не только обосновать некоторые показатели производственной программы, но и служит источником информации для разработки стратегии предприятия. Вместе с тем, планирование объема производства и реализации не требует излишней формализации для кондитерской промышленности, рынки которой в настоящее время считаются устоявшимися и насыщенными, а значит для них характерно относительно стабильное среднегодовое потребление.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 00:48:36