Преимущества межсубъектного взаимодействия в области образования и подготовки кадров в регионе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (146), Ноябрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Протасова Е.В. Преимущества межсубъектного взаимодействия в области образования и подготовки кадров в регионе // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 11. – С. 164-169.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы координации действий субъектов региональной экономики в области образования и подготовки кадров. Выделены основные преимущества от построения механизма стратегического партнерства в этой области для основных субъектов регионального сообщества, прежде всего, населения, бизнес-структур, образовательных учреждений, субъектов рынка труда.
Ключевые слова: подготовка кадров, рынок труда, система образования, взаимодействие, интеллектуальные ресурсы, экономические субъекты, региональный рынок образовательных услуг
Реализация стратегических целей развития общества требует создания механизма функционирования экономических систем на принципах стратегического партнерства во всех областях деятельности и для всех субъектов регионального сообщества. В том числе это касается решения таких вопросов, как:
– развитие кадрового потенциала региона;
– реформирование региональной системы образования;
– вовлечение основных интеллектуальных ресурсов системы образования, науки и бизнеса в процесс подготовки кадров, повышения их квалификации;
– эффективное распределение кадров между секторами экономики [1].
Преимущества, получаемые от такого партнерства, следует рассматривать, прежде всего, с позиции основных субъектов регионального сообщества, таких как: население, бизнес, учреждения системы образования, региональные органы власти, субъекты рынка труда.
С точки зрения общества преимущества стратегического партнерства в области образования и подготовки кадров состоят в том, что оно само оказывается включенным в систему разработки, принятия и реализации решений по важнейшим проблемам социально-экономического характера:
– уменьшает диспропорциональность структуры трудовых ресурсов и кадрового потенциала региона;
– снижает давление на рынок труда;
– повышает качество региональных кадров;
– снижает социальную напряженность;
– обеспечивает занятость;
– повышает оплату труда;
– способствует решению вопросов образования подрастающего поколения, его воспитания, обеспечения более достойной работы своим детям и внукам в будущем и т.д.
Инвестиции в развитие персонала
Бизнес непосредственно зависит от тех условий, которые создаются в данном обществе для его функционирования [2]. Для поддержания конкурентоспособности бизнесу нужны конкурентоспособные кадры, люди, которые умеют, могут и хотят работать в новых условиях, которые видят пути решения проблем, которые умеют находить выходы в кризисных ситуациях и т.д. А этого можно достигнуть только при непосредственном диалоге с образовательными учреждениями, готовящими такие кадры.
Заключение контрактов с учебными заведениями позволяет на основе чередования теоретического обучения и трудовой деятельности готовить более адаптированные к специфике конкретного предприятия кадры. Выпускники, приходя на предприятие, уже хорошо знают его сильные и слабые стороны, проблемы, сразу включаются в работу, не тратя время на «раскачку».
Также бизнес заинтересован в создании для себя благоприятного имиджа в регионе своего действия. Готовность работодателя вкладывать средства в образование сотрудников свидетельствует о высокой конкурентоспособности компании, стремлении развивать долгосрочные отношения с работниками, что в глазах последних — большой плюс. Традиционно в структуре расходов на персонал выделяются два основных направления:
– расходы, связанные с оплатой труда (включая налоги и начисления на фонд оплаты труда);
– затраты на развитие персонала.
В российских условиях приоритетными являются, как правило, расходы по оплате труда, хотя все большее число компаний начинает понимать значимость инвестиций в развитие персонала. Однако значительные инвестиции в подготовку кадров могут себе позволить немногие предприятия (это связано с дополнительными издержками), а в условиях кризиса их число еще больше сократилось. Поэтому сегодня для поддержания социального статуса бизнеса очень важен диалог, поддержка с его стороны социально значимых сфер общества, одной из которых и является образование.
Образование и бизнес
С точки зрения образовательных учреждений создание системы стратегического партнерства выгодно, поскольку создает целенаправленный и оплаченный спрос на подготовку кадров определенных специальностей [3]. Кроме того, договоренность с конкретными предприятиями позволяет организовывать производственную практику студентов по уже заранее согласованным программам. Это также позволяет применять различные формы научно-технического сотрудничества с фирмами, проводить научную работу студентов с учетом потребностей и специфики будущего места работы. Также это решает проблему финансирования деятельности вузов в части целевого заказа на подготовку кадров.
Более того, установление тесных прямых связей между предприятием и вузом по конкретным направлениям подготовки специалистов позволяет организовать:
– систему переподготовки кадров, повышения их квалификации по долгосрочным или краткосрочным программам;
– проведение целевых одно-, двухдневных семинаров по ключевым вопросам ведения бизнеса и т.д.
Также это позволяет разработать и применить используемые в зарубежных странах схемы обучения, предлагающие чередование теоретического обучения в определенном учебном заведении и трудовой деятельности на конкретном предприятии.
Важным для вузов следствием расширения взаимодействия с бизнесом является возможность удешевления стоимости предоставления образовательных услуг за счет использования материально-технической базы предприятий, заказывающих обучение. Это является весьма актуальным в условиях глобального экономического и финансового кризиса и снижения общей покупательной способности населения – основного потребителя образовательных услуг.
Выгоды органов власти
С точки зрения региональных органов власти преимущества стратегического партнерства в области образования и подготовки кадров заключаются в том, что, объединяя усилия, можно разработать эффективный механизм развития экономики, стимулирования бизнеса в интересах решения как социальных проблем, так и повышения конкурентоспособности региональной экономики в целом. Власть получает информацию о возможных перспективных направлениях развития бизнеса.
При такой системе возможна координация усилий и по крупным инновационным и инвестиционным проектам, которые, помимо технической части имеют и важную кадровую составляющую. Хорошо, если в регионе имеются свободные кадры соответствующей направленности. А если нет, то тогда при наличии системы стратегического партнерства можно заранее и своевременно решить проблему подготовки кадров. Кроме того, поддерживая такие проекты, органы власти могут быть уверены в том, что проект не потерпит крах из-за неправильной кадровой политики.
Преимущества для субъектов рынка труда
Службы занятости, службы контроля в сфере образования, рекрутинговые агентства и др. структуры рынка труда получают от стратегического партнерства ряд преимуществ. При целенаправленной подготовке специалистов уменьшается давление на рынок труда вследствие того, что большинство выпускаемых специалистов сразу находят свои рабочие места, не вступая на рынок труда.
Также при наличии диалога появляется возможность в более короткие сроки и более целенаправленно осуществлять переподготовку кадров с тех специальностей, спрос на которые упал, на перспективные и востребованные со стороны бизнеса и общества. В результате сокращаются нагрузки на региональный бюджет в виде выплаты пособий по безработице и т.д., а также возникает возможность изменить расходные статьи регионального бюджета в пользу иных, более значимых в настоящий момент направлений расходования средств.
Таким образом, основным стимулом формирования партнерских отношений между всеми субъектами регионального сообщества в области образования и подготовки кадров является их взаимная заинтересованность в подготовке работников соответствующих специальностей и качества.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:18:01