Исследование влияния потребительских предпочтений на выявление потенциальных факторов импортозамещения
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одним из основных условий сохранения экономической безопасности любого государства является обеспечение населения отечественной продукцией первой необходимости, стабилизация потребительского рынка. Товарная структура рынка напрямую связана с природными, социально-экономическими и демографическими характеристиками региона. Особенностью географического положения Приморья является его удаленность от традиционных европейских каналов. В этой связи развитие импортозамещающего производства является жизненно необходимым.
Ключевые слова: потребительский рынок, импортозамещение, азиатско-тихоокеанский регион, товарная структура, антропометрические особенности, непродовольственные товары, приморье
Легкая промышленность является важной составляющей экономики государства, ее развитие способствует стабилизации отечественного потребительского рынка. Развитие импортозамещения и насыщение товарного рынка отечественной продукцией – одно из основных направлений развития российской промышленности.
В этой связи товарная структура рынка напрямую связана с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями региона. Общеизвестно, что одежда и обувь относится к группе непродовольственных товаров первой необходимости. Обеспеченность потребителей отечественной продукцией является тем фактором, который влияет на экономическую безопасность региона. Для выявления потенциальных факторов импортозамещения обувного производства в Приморском крае нами были проведены социологические исследования («семейная анкета»). Основные результатами исследования:
– установлена зависимость потребительского рынка от географического положения климатических условий проживания, инфраструктуры, материального положения и национальных традиций;
– выявлены потенциальные факторы импортозамещения;
– предложены направления и пути их реализации.
Обувь, как часть костюма — сельского жителя и городского
По результатам семейного анкетирования, около 30% опрошенных жителей Приморья предпочитают отечественную обувь. Причем, почти половина респондентов (45%), проживающих в сельской местности, при покупке выбирают обувь отечественных производителей. Значительно отличаются предпочтения городских потребителей: только 28% опрошенных городских семей выбирают отечественную обувь. Они в равной степени предпочитают приобретать импортную обувь самых разных производителей – (20% – итальянскую, 18% – китайскую, 12% – турецкую, 7% – немецкую, 4% – французскую; по 2% выбирают обувь из Индии, Кореи и совместного производства.
Обувь, как часть костюма, имеет изначально множество функций. Она, кроме функции защиты стопы от атмосферных воздействий и механических повреждений, выполняет «имиджевую» функцию, позволяя подчеркнуть статус владельца и его материальное положение. Ритм жизни большого города предполагает, что мы постоянно позиционируем себя: то участвуя в разработке концепции предприятия, то осуществляя презентацию внутрифирменного проекта, то просто исследуя свои возможности на рынке труда и т.п. Обувь, неся «имиджевую» функцию, позволяет потребителям воплотить не только собственные амбиции. В любой ситуации внешний вид, и обувь в первую очередь, позволяет создать нужное впечатление о ее владельце. Одним словом, зависимость городского жителя от внешнего вида значительно выше, чем сельского. В сельской местности внешние данные не являются определяющими, хотя и остаются немаловажными. Сельские жители ценят в обуви в первую очередь прочность, удобство, тепло- и влагозащитные свойства. Для городских жителей, занятых в большинстве своем умственным трудом, ценными являются имидж, стиль, соответствие направлению моды.
Как часто мы покупаем обувь?
Социологические исследования показали, что новую обувь один раз в сезон покупают 63% респондентов, и это не превышает условные общеевропейские нормы – 4 пары в год.
В ходе исследования установлено, что за год в 62% семей покупают по 4 пары (один раз в сезон), как для взрослых, так и для детей; 17% семей новую обувь приобретают ежемесячно (по 12 пар на человека), а вот 10% респондентов осуществляют покупки обуви только один раз в году (ежегодно по одной паре на каждого члена семьи). Не придерживаются жесткой системы и могут позволить спонтанные или так называемые праздничные покупки 11% опрошенных.
Нашу покупательскую активность стимулирует реклама в местах продаж, грамотная выкладка товара и зависимость от мнения окружающих, а также семейный уклад.
Высокий разброс периодичности семейных покупок отражает не только разный социальный статус семей, но и интенсивность ее эксплуатации, наличие сервисного обслуживания.
При этом необходимо помнить, срок службы обуви, ее физический и моральный износ различается в сельских и городских районах. Он изменяется не только в результате создания новых видов или моделей улучшенного качества, но и с изменением общественных норм и ценностных ориентиров, под влиянием изменения моды, сезонности выпуска новых моделей, насыщения рынка и снижения спроса на одни виды обуви и увеличения спроса на другие. Определяющим фактором периодичности покупок также является так называемый «фактор суровости климата». По данным территориального органа ФСГС по Приморскому краю, перепад температур в Приморье составляет 76,8 (разница между максимальной температурой летом и минимальной зимой, то есть абсолютные минимум и максимум температуры воздуха. В январе от –42.1ºС до +2.8ºС; в июле от +7.1ºС до +34.7ºС.) В указанных условиях возрастает потребность в дополнительном количестве и разнообразии обуви по видам, назначению и свойствам.
Предпосылки и факторы развития импортозамещения в Приморье
Основные результаты исследования дают возможность посредством социального опроса («семейная» анкета) предложить потенциальные предпосылки и факторы развития импортозамещения в крае (см. табл).
Таблица
Потенциальные предпосылки импортозамещения продукции обувного производства
Предпосылки
импортозамещения
|
Факторы
импортозамещения
|
Пути
реализации
|
Географическое
положение
|
– «фактор суровости климата»;
– периодичность покупок |
учет
потребности в обуви, соответствующей температурным перепадам суровых климатических
условий
|
Особенности
поселения
|
– наличие
градообразующих производств;
– уровень развития инфраструктуры; – близость государственной границы |
– рост интенсивности
транспортных связей, в т.ч. наземного, морского воздушного транспорта;
– преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, пограничные поселения, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры |
Национальные
традиции
|
– этнические особенности;
– наличие переселенцев и беженцев; – исторические особенности жизненного уклада |
учет антропометрических и половозрастных особенностей
стоп потребителей при разработке структуры ассортимента, внедрения в
производство новых моделей и сохранение традиционных направлений
|
Товарная
достаточность
|
– характер
поставки продукции;
– теневой товарооборот; – сервисное обслуживание |
– реализация
ассортиментной политики с учетом постоянных и сезонных потребностей;
– борьба с теневым импортом; – развитие сервисного и послепродажное обслуживания |
Патриотические
чувства потребителей
|
– потребность
в отечественной продукции;
– возможность выбора продукции отечественных производителей |
создание
привлекательности национальных брендов с участием средств массовой информации
по восстановлению пошатнувшегося авторитета российской обуви
|
Таким образом, импортозамещение было и остается одним из путей возрождения отрасли в разных странах. Наличие значительного числа жителей Приморья, предпочитающих отечественную обувь, а так же имеющейся факт высоких гигиенических требований к обуви в отечественных стандартах, наличие высвобожденных квалифицированных кадров с закрытием обувных предприятий в перестроечный период, делают импортозамещение возможным и необходимым. Установление потенциальных предпосылок и факторов позволяет наметить стратегические направления развития импортозамещения в Приморье.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:12:43