Исследование влияния потребительских предпочтений на выявление потенциальных факторов импортозамещения

Стукун В.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стукун В.П. Исследование влияния потребительских предпочтений на выявление потенциальных факторов импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 176-180.

Аннотация:
Одним из основных условий сохранения экономической безопасности любого государства является обеспечение населения отечественной продукцией первой необходимости, стабилизация потребительского рынка. Товарная структура рынка напрямую связана с природными, социально-экономическими и демографическими характеристиками региона. Особенностью географического положения Приморья является его удаленность от традиционных европейских каналов. В этой связи развитие импортозамещающего производства является жизненно необходимым.

Ключевые слова: потребительский рынок, импортозамещение, азиатско-тихоокеанский регион, товарная структура, антропометрические особенности, непродовольственные товары, приморье



Легкая промышленность является важной составляющей экономики государства, ее развитие способствует стабилизации отечественного потребительского рынка. Развитие импортозамещения и насыщение товарного рынка отечественной продукцией – одно из основных направлений развития российской промышленности.

В этой связи товарная структура рынка напрямую связана с природными, социально-экономическими и демографическими особенностями региона. Общеизвестно, что одежда и обувь относится к группе непродовольственных товаров первой необходимости. Обеспеченность потребителей отечественной продукцией является тем фактором, который влияет на экономическую безопасность региона. Для выявления потенциальных факторов импортозамещения обувного производства в Приморском крае нами были проведены социологические исследования («семейная анкета»). Основные результатами исследования:

– установлена зависимость потребительского рынка от географического положения климатических условий проживания, инфраструктуры, материального положения и национальных традиций;

– выявлены потенциальные факторы импортозамещения;

– предложены направления и пути их реализации.

Обувь, как часть костюма — сельского жителя и городского

По результатам семейного анкетирования, около 30% опрошенных жителей Приморья предпочитают отечественную обувь. Причем, почти половина респондентов (45%), проживающих в сельской местности, при покупке выбирают обувь отечественных производителей. Значительно отличаются предпочтения городских потребителей: только 28% опрошенных городских семей выбирают отечественную обувь. Они в равной степени предпочитают приобретать импортную обувь самых разных производителей – (20% – итальянскую, 18% – китайскую, 12% – турецкую, 7% – немецкую, 4% – французскую; по 2% выбирают обувь из Индии, Кореи и совместного производства.

Обувь, как часть костюма, имеет изначально множество функций. Она, кроме функции защиты стопы от атмосферных воздействий и механических повреждений, выполняет «имиджевую» функцию, позволяя подчеркнуть статус владельца и его материальное положение. Ритм жизни большого города предполагает, что мы постоянно позиционируем себя: то участвуя в разработке концепции предприятия, то осуществляя презентацию внутрифирменного проекта, то просто исследуя свои возможности на рынке труда и т.п. Обувь, неся «имиджевую» функцию, позволяет потребителям воплотить не только собственные амбиции. В любой ситуации внешний вид, и обувь в первую очередь, позволяет создать нужное впечатление о ее владельце. Одним словом, зависимость городского жителя от внешнего вида значительно выше, чем сельского. В сельской местности внешние данные не являются определяющими, хотя и остаются немаловажными. Сельские жители ценят в обуви в первую очередь прочность, удобство, тепло- и влагозащитные свойства. Для городских жителей, занятых в большинстве своем умственным трудом, ценными являются имидж, стиль, соответствие направлению моды.

Как часто мы покупаем обувь?

Социологические исследования показали, что новую обувь один раз в сезон покупают 63% респондентов, и это не превышает условные общеевропейские нормы – 4 пары в год.

В ходе исследования установлено, что за год в 62% семей покупают по 4 пары (один раз в сезон), как для взрослых, так и для детей; 17% семей новую обувь приобретают ежемесячно (по 12 пар на человека), а вот 10% респондентов осуществляют покупки обуви только один раз в году (ежегодно по одной паре на каждого члена семьи). Не придерживаются жесткой системы и могут позволить спонтанные или так называемые праздничные покупки 11% опрошенных.

Нашу покупательскую активность стимулирует реклама в местах продаж, грамотная выкладка товара и зависимость от мнения окружающих, а также семейный уклад.

Высокий разброс периодичности семейных покупок отражает не только разный социальный статус семей, но и интенсивность ее эксплуатации, наличие сервисного обслуживания.

При этом необходимо помнить, срок службы обуви, ее физический и моральный износ различается в сельских и городских районах. Он изменяется не только в результате создания новых видов или моделей улучшенного качества, но и с изменением общественных норм и ценностных ориентиров, под влиянием изменения моды, сезонности выпуска новых моделей, насыщения рынка и снижения спроса на одни виды обуви и увеличения спроса на другие. Определяющим фактором периодичности покупок также является так называемый «фактор суровости климата». По данным территориального органа ФСГС по Приморскому краю, перепад температур в Приморье составляет 76,8 (разница между максимальной температурой летом и минимальной зимой, то есть абсолютные минимум и максимум температуры воздуха. В январе от –42.1ºС до +2.8ºС; в июле от +7.1ºС до +34.7ºС.) В указанных условиях возрастает потребность в дополнительном количестве и разнообразии обуви по видам, назначению и свойствам.

Предпосылки и факторы развития импортозамещения в Приморье

Основные результаты исследования дают возможность посредством социального опроса («семейная» анкета) предложить потенциальные предпосылки и факторы развития импортозамещения в крае (см. табл).

Таблица

Потенциальные предпосылки импортозамещения продукции обувного производства

Предпосылки импортозамещения
Факторы импортозамещения
Пути реализации
Географическое положение
– «фактор суровости климата»;
– периодичность покупок
учет потребности в обуви, соответствующей температурным перепадам суровых климатических условий
Особенности поселения
– наличие градообразующих производств;
– уровень развития инфраструктуры;
– близость государственной границы
– рост интенсивности транспортных связей, в т.ч. наземного, морского воздушного транспорта;
– преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, пограничные поселения, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры
Национальные традиции
– этнические особенности;
– наличие переселенцев и беженцев;
– исторические особенности жизненного уклада
учет антропометрических и половозрастных особенностей стоп потребителей при разработке структуры ассортимента, внедрения в производство новых моделей и сохранение традиционных направлений
Товарная достаточность
– характер поставки продукции;
– теневой товарооборот;
– сервисное обслуживание
– реализация ассортиментной политики с учетом постоянных и сезонных потребностей;
– борьба с теневым импортом;
– развитие сервисного и послепродажное обслуживания
Патриотические чувства потребителей
– потребность в отечественной продукции;
– возможность выбора продукции отечественных производителей
создание привлекательности национальных брендов с участием средств массовой информации по восстановлению пошатнувшегося авторитета российской обуви

Таким образом, импортозамещение было и остается одним из путей возрождения отрасли в разных странах. Наличие значительного числа жителей Приморья, предпочитающих отечественную обувь, а так же имеющейся факт высоких гигиенических требований к обуви в отечественных стандартах, наличие высвобожденных квалифицированных кадров с закрытием обувных предприятий в перестроечный период, делают импортозамещение возможным и необходимым. Установление потенциальных предпосылок и факторов позволяет наметить стратегические направления развития импортозамещения в Приморье.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:17:56