Влияние позитивного имиджа на развитие туризма в Республике Армения

Оганян Н.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (148), Декабрь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Оганян Н.К. Влияние позитивного имиджа на развитие туризма в Республике Армения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 12. – С. 172-175.

Аннотация:
Статья посвящена проблеме создания позитивного имиджа Республики Армения, как туристского региона. Определены соответствующие шаги, представлены результаты анкетирования и опросов для выявления имиджа территории в сознании населения.

Ключевые слова: маркетинг, туризм, экономика, Республика Армения, имидж



Сегодня, когда Республика Армения укрепляет свои позиции в мировом сообществе, необходимо задуматься над формированием имиджа страны, ее позиционированием на международной арене. Для этого необходимо разработать имидж отдельных территориальных единиц и только после этого предпринимать шаги по формированию образа страны в целом. В этой связи необходимо отметить, что при работе над имиджем территории специалисты не просто акцентируют внимание на конкурентоспособных преимуществах конкретного региона, но и выделяют приоритетные направления вливания финансовых потоков для укрепления позиций в той или иной сфере деятельности.

В Окинавской Хартии глобального информационного общества говорится, что информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века [7] Имидж территории является эффективным маркетинговым инструментом преобразований, повышения статуса и престижности территории, ее инвестиционной привлекательности. У любого государства, региона или города есть свой имидж, независимо от того, нравится он кому-то или нет. Имидж территории, как и всей страны, складывается из имиджа местной власти, социальной, экономической и культурной политики, которую эта власть проводит, а также из умения экспортировать эти ценности. Имидж территории – социально-экономическая категория и зачастую при его формировании приходится сталкиваться с трудностями разрушения старого имиджа, который был создан еще в советское время и не помогает привлекать инвесторов.

Формирование положительного имиджа страны

Формирование бренда государства – стратегически значимый процесс для любой страны. Грамотно сформированный имидж Армении положительно повлияет, прежде всего, на повышение инвестиционной привлекательности республики и развитие туризма. В этом направлении уже предпринимаются некоторые шаги в республике, например, по всему миру телекомпанией CNN демонстрируется рекламный ролик об Армении, нацеленный на развитие туризма в стране. И он вносит свой вклад в международное признание Армении и формирование бренда государства.

В последние годы стали традиционными проводимые за рубежом (в частности, в России, Франции) культурные мероприятия – «Дни Армении», «Год Армении», которые также оказывают чрезвычайно положительное воздействие на формирование бренда страны. Выполнение за последние годы работ по модернизации аэропорта «Звартноц», в частности, приведение в соответствие с международными стандартами залов прибытия, также стало очень важным явлением в том плане, что турист получает свои первые впечатления от страны именно в аэропорту.

Рейтинг любого государства в значительной степени обусловлен также уровнем развития туризма в этой стране, для повышения которого, естественно, необходима соответствующая инфраструктура. В этом контексте нашей сверхзадачей является максимальное удовлетворение потребностей туристов, посещающих Армению, поскольку, если даже один довольный турист, возвращаясь на родину, увозит с собой полученные положительные впечатления, это повышает общий рейтинг страны и может способствовать дальнейшему развитию туризма. Формированию положительно имиджа способствуют также успехи в спорте, культуре, экономике, науке и так далее.

91% жителей Армении считают состояние экономики в стране посредственным

В результате исследований, проведенных автором, были получены также следующие результаты: важную роль в усилении позитивного образа республики и наибольший резонанс в обществе за последнее время вызвало празднование в 2001 году 1700-летия принятия Христианства в Армении как официальной религии, когда Армению посетил Папа Римский Иоанн Павел II-ой.

Также положительную роль сыграло и то, что в 2007 году в рамках дней Франции в Республике Армения страну посетил президент Франции Жак Ширак и всемирно известный шансонье Шарль Азнавур, который дал благотворительный концерт с французскими исполнителями на площади республики в Ереване. Положительную роль еще сыграло то, что в течение двух лет подряд в 2007-2008 годах сборная Армении по шахматам была абсолютным чемпионом, что повысило имидж страны как на международной арене, так и внутри страны.

А из событий, мешающих развитию и формированию положительного имиджа стали события последних лет, в частности мартовские события 2008 года, когда в ходе массовых беспорядков было убито 10 человек и многие получили ранения. Все эти события происходили на фоне президентских выборов, когда внимание мировой общественности было приковано к Армении. Многие средства массовой информации печатали отрицательные статьи и критиковали власти, что нанесло непоправимый урон имиджу республики на мировой арене. Около 5000 туристов вернули обратно туристические путевки и отказались от посещения республики. Все это отрицательно сказалось и на туристических потоках и имидже страны в целом.

Как показывают результаты опроса общественного мнения, жители Армении оценивают состояние экономики своей страны: «очень хорошее, хорошее» – 8%, «плохое, посредственное» – 91%. Также негативным для имиджа Армении является уровень коррупции в стране. Так, исследование, проведенное в Армении движением Transparency international с целью определения роста коррупции в стране, выявило, что 63% жителей Армении считают, что за последние три года уровень коррупции возрос. И лишь 4,5% считают, что за последние три года уровень коррупции снизился [8].

Брендинговая политика государства

Такое мнение не является положительным имиджеобразующим компонентом власти, как в самой Армении, так и за ее пределами. Для преодоления всего вышеизложенного следует создать в структуре какого-либо госведомства Армении (например, Министерства торговли и экономического развития) орган, занимающийся брендинговой политикой государства, формированием и продвижением положительного имиджа, который и будет разрабатывать соответствующую стратегию – в качестве компонента маркетинговой политики государства, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Эта стратегия обязательно должна включать в себя и современные методы прямой связи с потребителем, инвесторами, в частности:

1) территориальный брендинг – необходимо исследовать исторические, культурные, экономические ресурсы, потенциал Армении, ее областей, отдельных общин, и на этой основе можно будет выстроить программу общего развития республики;

2) использование образовательного ресурса;

3) современные электронные средства – в частности, использование возможностей интернета;

4) издание и распространение книг, рассказывающих об Армении, туристических и дорожных карт и так далее.

5) использование ивент-маркетинга, который позволит конкретнее очертить целевую аудиторию, привлечь внимание к Армении и производимой в ней продукции.

К этим работам необходимо привлечь как зарубежных специалистов и известные компании – с тем, чтобы использовать их опыт и профессионализм, – так и местных специалистов, знакомых со спецификой Армении. Именно это сотрудничество при выполнении задач, о которых речь шла выше, должно привести к положительному результату.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:17:59