Process of increasing the price of entering the informal sector as the main thrust of the deactivation of its reproduction

Tatyyana Filippova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-1 / July, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article analyzes the notion of deactivation of shadow economy replication. The dominant thesis states that the foundation of deactivation of shadow economy replication is the convergence of two kinds of costs incurred by entrepreneurship for entering the shadow and legal sectors of economy.

Keywords: business, shadow economy, deactivation of the shadow economy of reproduction, price of illegality, context of corruption



За годы реформ реализация мероприятий, направленных на минимизацию масштабов теневой экономики, превратилась в систему, действующую путем замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. Иначе данный процесс можно назвать деактивацией воспроизводства теневой экономики, который связан с воздействием на условия, порождающие теневую экономику, то есть искоренение не последствий, а причин, порождающих ее воспроизводство.

Аналитики [1, 2] полагают, что деактивация воспроизводства теневой экономики – это система отношений в гражданском обществе, которая направлена на легализацию его экономической деятельности, не контролируемой государством.

Мы же будем понимать под деактивацией воспроизводства теневой экономики процесс увеличения цены вхождения предпринимателей в теневой сектор экономики и снижение цены вхождения в легальный сектор экономики.

Теневой и легальный сектор экономики: цена вхождения

Цену вхождения в легальный сектор экономики определим как количество издержек, которое несет предприниматель при ведении легального бизнеса. Осуществление теневой экономической деятельности обусловлено высокими издержками, связанными с действием в рамках закона, а именно высокими издержками заключения контракта, издержками спецификации и защиты прав собственности и издержками защиты от третьих лиц. Перечисленные издержки Де Сото Э. называет «ценой подчинения закону» [3].

Отметим, что цена вхождения в легальный сектор экономики включает в себя следующее:

– издержки, связанные с регистрацией юридического лица, получением лицензии, открытием счета в банке, получением юридического адреса и выполнением иных формальностей (иначе все перечисленное называют «издержки доступа к закону»);

– издержки, связанные с необходимостью выплаты налогов, выполнения требований закона в области трудовых отношений (длительность рабочего дня, минимальная зарплата, социальные гарантии), выплаты судебных издержек, связанных с разрешением конфликтов в рамках легальной судебной системы (данные издержки объединяют в понятие «издержек продолжения деятельности в рамках закона»).

Следует подчеркнуть, что цена вхождения в легальный сектор экономики выражается не только в прямых денежных затратах, но и затратах времени на выполнение тех или иных процедур. Причем, именно эта составляющая в целом ряде случаев бывает особенно велика.

Можно сделать вывод о том, что высокая цена вхождения в легальный сектор экономики активизирует воспроизводство теневой экономики. Иначе говоря, предприниматель осуществляет свою деятельность в рамках закона только из-за ожидаемых выгод от соблюдения закона. В этом контексте процесс деактивации необходимо рассматривать как процесс увеличения цены вхождения предпринимателя в теневой сектор экономики.

Стимулы к добровольному подчинению закону или деактивация теневой экономической деятельности появятся у предпринимателя только при условии, если государство будет содействовать реализации интересов бизнеса через снижение издержек, связанных с вхождением в легальный сектор.

Плюсы и минусы теневого бизнеса для предпринимателей

Определим цену вхождения в теневой сектор экономики как количество издержек, которое несет предприниматель, вкладывая часть своего легального капитала в теневой или незаконный бизнес, тем самым развивая теневые экономические отношения.

Как отмечает А. Олейник, предприниматель, совершающий обмен во внелегальном режиме, вынужден платить «цену внелегальности» [4, с. 598]. Она состоит из издержек, связанных:

– с уклонением от правовых санкций и с ведением «двойной» бухгалтерии;

– с трансфертом доходов и с уклонением от налогов и начислений на заработную плату;

– с отсутствием законодательно закрепленных прав на собственность;

– с несостоятельностью системы контрактов с двусторонним характером теневой сделки и с доступом к внелегальным процедурам разрешения конфликтов [3].

Необходимо заметить, что перечисленные издержки связаны, так или иначе, с фальсификацией, подкупом. Это позволяет нам утверждать, что коррупция является фактором, определяющим процесс воспроизводства теневой экономики.

Сказанное позволяет утверждать, что основным аспектом деактивации воспроизводства теневой экономики является сближение цены осуществления легального предпринимательства и цены вхождения в теневой сектор экономики. Следовательно, деактивация будет осуществляться по двум направлениям:

1) снижение цены осуществления легального бизнеса;

2) повышение издержек, связанных с вхождением в теневой сектор экономики.

Для этого необходимо оценить пути повышения цены вхождения в теневой сектор экономики, что позволит принимать решения, работающие против теневого бизнеса, против коррупции.

Отметим, что развитие и рост теневой экономики непосредственно связаны с соотношением между ценой теневого и легального функционирования. Поэтому для сокращения этого роста и развития необходимо добиться повышения цены вхождения предпринимательских структур в теневой рынок путем увеличения риска участия в коррупционных связях. Предпосылки возникновения коррупционных связей в легальном секторе экономики способствуют лишь сокращению риска функционирования предпринимателей в теневом секторе экономки. В нашем контексте коррупцию следует рассматривать как фактор, определяющий воспроизводство теневой экономики, которая проявляется в использовании государственными, муниципальными или иными публичными служащими своего статуса для прикрытия и защиты теневого капитала.

Многие аналитики отмечают, что в России риск участия в коррупционных связях минимален. Выделим основные предпосылки возникновения коррупционных связей.

Коррупция

Выделим основные предпосылки возникновения коррупционных связей. Например, процедуры лицензирования экономических субъектов в России отличаются от региона к региону. Как отмечает Сунгуров А.Ю., в среднем новый заявитель должен обойти 20–30 учреждений и получить 50–90 утвержденных регистрационных форм, а для открытия нового дела необходимо получить около 30 различных видов лицензий [5].

Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком и Российской академией наук, в среднем для организации небольшого предприятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве. При этом российский малый и средний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок.

Многими бизнесменами отмечается запутанность норм налогового права, низкое качество работы налоговых служб, что является еще одной предпосылкой для развития коррупционных связей.

Отметим, что проводимой в России налоговой реформой было спровоцировано появление издержек, связанных с уклонением от налогов и начислений на заработную плату, которые только понижают цену вхождения в теневой сектор экономики.

Выделенные предпосылки возникновения коррупционных связей повышают цену легального функционирования субъектов хозяйствования, и свидетельствуют о минимальном риске участия в теневой экономической деятельности.

Итак, в современных условиях едва ли можно искоренить теневую экономику, но можно и нужно существенно ослабить ее, сократить ее масштабы, изменить структуру. Очевидно, что основным фактором в этом направлении будет выступать противодействие коррупционным связям, которое включает в себя комплекс экономических, правовых, воспитательных и политических мер.

Конечной целью этих мер должно стать обеспечение взаимовыгодного контракта между государством и бизнесом, при котором правительство обеспечит разумную цену легального предпринимательства, защиту прав собственности и соблюдение контрактов, достойное социальное обеспечение. Все это повлияет на повышение цены вхождения в теневой сектор и сделает невыгодным для предпринимателей функционирование в нем.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:45