Малый бизнес Москвы: опыт поддержки ВЭД

Городничая Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Городничая Е.И. Малый бизнес Москвы: опыт поддержки ВЭД // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 20-26.

Аннотация:
В статье дана оценка степени участия малого бизнеса Москвы во внешнеэкономической деятельности города, проанализирован опыт государственного стимулирования создания и успешного функционирования экспортоориентированных малых и средних предприятий Москвы.

Ключевые слова: малый бизнес, внешнеэкономическая деятельность, бизнес-инкубаторы, государственная поддержка, торгово-экономическое сотрудничество, технопарк



Глобализация предлагает новые возможности и, вместе с тем, вызовы для малого бизнеса, вынуждает идти по пути «глобального игрока». Доля малых и средних предприятий (МСП), вовлеченных в международное разделение труда, постоянно увеличивается.

Весьма интересны результаты опроса московских предпринимателей, проведенного на страницах Российского делового портала информационной поддержки предпринимательства (рис.). Опрос проводился с 9 по 28 апреля 2007 г., число респондентов – 2651. Участники должны были ответить на вопрос: Если Ваше предприятие участвует в ВЭД, то в каких из следующих основных видов?

Рис. Результаты опроса, проведенного на страницах Российского делового портала информационной поддержки предпринимательства

Поддержка экспорта и инвестиций

Новые экономические условия предъявляют более высокие требования к ведению бизнеса. Малым предприятиям необходимо идентифицировать международные деловые возможности, сосредоточиться на конкретных инициативах, не размывая и без того ограниченные ресурсы. И это уже вызов не только для МСП, но и для государственных структур поддержки.

Правительством Москвы ведется работа по формированию комплексных программ торгово-экономического сотрудничества с конкретными странами. Привлекая бизнес-сообщество и стран-партнеров, правительство решает задачи продвижения экспорта московских товаров и услуг, развития стабильных кооперационных связей и организации совместных производств, как в Москве, так и за рубежом.

В рамках совместной работы со столичными властями при Московской торгово-промышленной палате создано Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций. Ему отводится ведущая роль в реализации программы «Московская экспортная инициатива» (МЭКСИ) [4]. Можно выделить несколько главных направлений деятельности агентства:

– поддержка электронными торговыми площадками торговых домов;

– ведение информационных реестров: официального реестра экспортеров Москвы; перечня лучших товаров Москвы; реестра международных контрактов Москвы, сайта «Товары и услуги московских промышленных предприятий» и пр.;

– юридическая поддержка производителей, действующих через торговые дома (координация в оформлении паспортов сделок, кредитовании, возврате НДС);

– поддержка участия московских предприятий в международных тендерах (помощь в получении сертификатов, знакомство с обычаями делового оборота стран и пр.).

Основными инструментами расширения деловых возможностей МСП Москвы, содействия в продвижении продукции на новые рынки являются:

– традиционная выставочно-ярмарочная деятельность;

– маркетинговые исследования, проведение «деловых миссий» в регионы РФ и за рубеж, конференций, семинаров с целью обмена опытом, ознакомления с зарубежной практикой и др.;

– налаживание производственной кооперации (субконтрактация),

Информационная поддержка

Система межрегиональных маркетинговых центров (Система ММЦ) [3] – разветвленная региональная сеть, покрывающая 90% экономически активной территории Российской Федерации. Включает в себя более 70 маркетинговых центров в России, в странах СНГ и дальнего зарубежья. Системой реализуется, например, проект «Контакт – Контракт» (к которому присоединились уже около 20 стран Западной Европы), несколько проектов с Конфедерацией МСП Италии (CONFARI).

Партнерами головного центра Системы ММЦ, Межрегионального маркетингового центра «Москва» являются объединения и ассоциации предпринимателей, торговые представительства посольств США, Австралии, Бразилии, а также ряда стран Европы.

Международный центр деловых контактов «Дельконт» [5] обеспечивает участие представителей московского малого бизнеса в международных, общероссийских и региональных экспозициях.

Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства [9] специализируется на предоставлении малым предприятиям информационно-консультационных услуг. Это позволяет получать и успешно выполнять кооперационные заказы, налаживать долгосрочные партнерские отношения с крупными компаниями, находить недостающие технологии и производственные мощности.

Наглядный пример деятельности центра – «Биржа субконтрактов» – серия подготовленных переговоров между заказчиками и поставщиками. Объем кооперационных заказов, размещенных в ходе этих мероприятий, уже в 2005–2006 гг. составил свыше 1,6 млрд руб. Информационная система Центра объединяет промышленные предприятия 72 регионов Российской Федерации и 28 стран. Одним из новых направлений стала поддержка малых предприятий в вопросах перехода к международным стандартам менеджмента.

Конкурсы и кластеры

В целом, по данным анкетного опроса [12], более 400 московских малых предприятий активно сотрудничают с крупными:

– 47,8% опрошенных указали, что их МСП размещают субконтракты;

– 54,3% выполняют заказы крупных предприятий;

– 37,8% как размещают субконтракты, так и выполняют заказы.

Кроме того, в Москве развиваются кластеры. Примером этому может служить реорганизация площадей, принадлежавших заводу «Москвич», часть которых после банкротства предприятия была продана городу. На этих территориях размещается производство автомашин «Рено», а также ряд МСП, которые обеспечивают головное производство запчастями. Другим примером может служить кластер микроэлектроники в Зеленограде.

Для стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов МСП Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Москвы проводятся конкурсы по отбору малых предприятий-экспортеров для предоставления субсидий для компенсации части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и законодательства страны-импортера. Так, например, субсидии за счет средств бюджета города участникам конкурса предоставляются на прохождение сертификации по стандартам:

– серии ISO 9000 (обеспечение качества);

– серии ISO 14000 (охрана окружающей среды);

– серии OHSAS 18000 (охрана труда и промышленная безопасность);

– серии SA 8000 (социальная ответственность и управление персоналом).

Максимальный размер субсидии составляет 50% общей стоимости услуг третьего лица, в размере, не превышающем 250 тыс. руб.

В 2007 г. создан Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы. МСП столицы, работающие в инновационной сфере, могут претендовать на финансирование из этого фонда в размере от 10 до 120 млн руб.

Технопарк

Если малое стартующее предприятие занимается разработками и производством инновационной продукции, то его развитие наиболее быстро протекает в бизнес-инкубаторе или технопарке. Для таких компаний московские власти разработали новый механизм соинвестирования коммерческой недвижимости – сами малые предприниматели софинансируют строительство технопарков и деловых центров, что позволяет им через год – два стать собственниками столь дорогих столичных помещений.

Так, в 2006 г. открылся Многофункциональный деловой центр малого предпринимательства «Марьино» [6]. В первом квартале 2007 г. начал функционировать технопарк и бизнес-инкубатор «Строгино». Строится Московский городской технопарк «Нагатино – ЗИЛ».

Технопарк «Зеленоград» [11], созданный при поддержке правительства Москвы, оказывая содействие инновационному малому бизнесу, способствует налаживанию зарубежных контактов. За последние 5 лет работы предприятия технопарка увеличили суммарный объем выручки более чем в 54 раза [1].

Таким образом, достаточно динамичное развитие московского малого бизнеса объясняется интегрированным подходом к решению проблем МСП, тесным взаимодействием организаций инфраструктуры поддержки, гибкостью и четкостью механизмов стимулирования деловой активности субъектов МСП.

Опыт Москвы доказывает, что для реализации политики в сфере малого бизнеса необходима институциональная структура его поддержки. Она представляет собой систему институтов, обеспечивающих комплексную и адресную поддержку МСП в различных направлениях: информационном, консультационном, прогнозно-аналитическом, финансовом и пр.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:59