Проблема транспортной инфраструктуры в отношениях России и Турции

Шашкин Ю.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шашкин Ю.А. Проблема транспортной инфраструктуры в отношениях России и Турции // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 15-19.

Аннотация:
Статья посвящена проблеме транспортной инфраструктуры в российско-турецких отношениях, оказывающей значительное влияние на политическое и экономическое сотрудничество двух стран.

Ключевые слова: внешняя торговля, транспортная инфраструктура, черноморские проливы, российско-турецкие отношения, бургасалександруполис, судоходство



Торговые отношения между Россией и Турцией в последнее время активно развиваются. За 2008 год товарооборот составил 33,8 млрд долларов – 50% роста по сравнению с 2007 годом, который в то время по данным Федеральной таможенной службы равнялся 22,5 млрд долларов.

Одним из важнейших аспектов в проблеме транспортной инфраструктуры в отношениях России и Турции, безусловно, является режим черноморских проливов. Он оказывает значительное влияние на политическое и экономическое сотрудничество двух стран.

Судоходные проблемы

Организация судоходства в Черноморских проливах является сложной международной проблемой, решение которой непосредственно затрагивает национальные интересы России. Поэтому российское руководство в последнее время уделяет большое внимание урегулированию данного вопроса.

В октябре 2002 года в Турции была принята новая инструкция о применении правил судоходства в проливах. По разъяснениям турецких властей, требования этого якобы чисто внутреннего документа лишь уточняют и детализируют порядок применения уже имеющихся правил и не направлены на их ужесточение.

Однако по сведениям, поступающим от российских судовладельцев, введение инструкции привело к значительному увеличению простоев судов в ожидании прохода и соответствующему росту финансовых потерь. Так, по данным Минтранса России, дополнительные расходы на каждое судно составляют в среднем около 80 тыс. долларов за проход.

Наиболее существенным из введенных данной инструкцией ограничений представляется применение принципа «одиночного прохода» для судов, перевозящих опасные грузы. На время прохода таких судов встречное движение танкеров в проливах запрещается.

Все это привело к тому, что на входах в проливы скапливаются и маневрируют на ограниченной акватории в ожидании прохода десятки судов с опасными грузами. Даже в ясную погоду до 40 судов ожидают очереди на входе в Босфор [2].

Приходится также учитывать, что нагрузка на черноморские проливы продолжает нарастать. В этом контексте постановка вопроса о допустимом максимуме имеет под собой определенные основания.

Мы пойдем другим путем

Целесообразным выходом из сложившейся ситуации является совместная разработка российской трубопроводной стратегии всеми заинтересованными ведомствами России (МИД, Минтранс, Минпромторг, Минэнерго, Минэкономразвития) с привлечением представителей крупнейших нефтегазовых и судоходных компаний.

Стратегия должна включать не только согласованную позицию по мерам возможного воздействия на Турцию, но и относительно оптимальные для России варианты трубопроводного маршрута в обход черноморских проливов. Как показывает развитие ситуации на нынешнем этапе, сегодня это наиболее перспективный путь обеспечения позитивного продвижения в решении данной сложной проблемы.

В настоящее время существует несколько вариантов обхода черноморских проливов с целью их разгрузки. Один из них – Бургас–Александруполис. Россия, Греция и Болгария в декабре 2007 года подписали трехстороннее соглашение о создании Международной проектной компании, которая будет отвечать за строительство нефтепровода Бургас–Александруполис. Согласно этому проекту нефть из России и Каспийского региона будет перевозиться на танкерах из Новороссийска в болгарский город Бургас, а затем перекачиваться по нефтепроводу в греческий город Александруполис.

Нефтепровод Бургас–Александруполис протяженностью 285 км пройдет по территории Болгарии и Греции и даст возможность снизить объемы транспортировки нефти танкерами в обход перегруженных черноморских проливов. Стоимость проекта составит предварительно 1,2 млрд долларов [1].

Конечно же, все эти меры не должны исключать продолжения российскими экспертами модельных исследований прохождения черноморских проливов с целью определения их реальной пропускной способности. Необходима также выработка рекомендаций по проходу крупнотоннажных танкеров для представления этих материалов в Международной морской организации.

Безусловно, проблема черноморских проливов является предметом международных дискуссий, в которых решающую роль играли западные державы. Поэтому только комплексное задействование всех вышеперечисленных мер позволит снять остроту проблемы с учетом норм международного права и позиций всех заинтересованных сторон.

Активизация взаимодействия

Хотелось бы также отметить, что очень важное взаимодействие между двумя странами складывается в энергетической сфере. Турция получает из России газ по двум трубопроводам – Западному и «Голубому потоку». В 2008 году Россия поставила 23,8 млрд куб. метров природного газа в Турцию, из них 6 млрд куб. метров по газопроводу «Голубой поток» [4].

В марте 2009 года Россия и Турция уделили значительное внимание развитию отношений в сфере энергетики. Об этом свидетельствуют переговоры в Анкаре министра энергетики России С. Шматко с турецким коллегой – министром энергетики и природных ресурсов Х. Гюлером, а также с премьер-министром Турции Р. Эрдоганом.

По итогам переговоров стороны согласились с тем, что Россия и Турция имеют значительный потенциал развития сотрудничества в энергетической сфере. Достигнута договоренность об активизации взаимодействия по реализации совместных проектов.

После этих переговоров 26 марта 2009 года состоялся визит в Турцию председателя правления корпорации «Газпром» А. Миллера.

Пожалуй, в истории двусторонних российско-турецких отношений трудно припомнить период такого активного диалога двух стран в сфере энергетики. Это и подтвердил после переговоров в Анкаре с Х. Гюлером А. Миллер. По его словам, Турция вышла на второе место по закупкам природного газа у России и является сегодня ее стратегическим партнером в энергетической сфере.

Глава российской компании подчеркнул также, что у энергетического сотрудничества двух стран большие перспективы. После 2015 года спрос на газ в Турции значительно возрастет и «Газпром» готов поставлять ей дополнительные объемы газа.

Примечательным, по мнению турецких экспертов, является и тот факт, что на переговорах в Анкаре обсуждался не только газовый вопрос. Один из самых влиятельных в Турции телеканалов CNN Turk констатирует, что состоялся предметный разговор и о поставках в Турцию нефти и электроэнергии. По этим направлениям, считает министр энергетики и природных ресурсов Турции, также будет налажено взаимовыгодное сотрудничество.

Россия готова работать в качестве инвестора, а турецкая сторона уже сообщила о планах строительства газовой электростанции с участием России. Таким образом, Турция становится для России не только рынком сбыта энергоресурсов, но и еще одним окном в Европу и страны Ближнего Востока.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:10:01