Основные принципы стратегии и методов инвестирования в условиях естественной монополии

Савенко С.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Савенко С.Е. Основные принципы стратегии и методов инвестирования в условиях естественной монополии // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 38-43.

Аннотация:
В статье анализируется проблема инвестиций в условиях естественной монополии, связанная с особенностями их функционирования, сочетанием общественного и корпоративного интересов, каждый из которых конкретизируется в определенных направлениях. Основополагающий подход к реализации этой идеи формируется на принципах декомпозиции интегрального инвестиционного процесса по критериям функций по типу функций Файоля, своеобразие которого заключается в попытке расширить область инвестиционного анализа на основе реализации многокритериальной оценки эффективности.

Ключевые слова: инвестиции, естественная монополия, многокритериальная оценка эффективности, функции файоля



Инвестиции были и остаются главным фактором экономического развития. Особая роль им принадлежит в трансформационной экономике, которая переживает экономический цикл с глубокой фазой спада производства, достигшей в низшей точке пятидесятипроцентного уровня сокращения ВВП. Начавшийся в 1999 году и продолжавшийся вплоть до середины 2008 года рост производства ВВП носил в основном восстановительный характер за счет вовлечения в экономический оборот ресурсов, высвобожденных в период спада. Другим существенным фактором роста ВВП являлся рост доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Но на сегодняшний день еще не задействованы качественные факторы экономического роста, обеспечивающие массовое обновление основного капитала, инновации и конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность в масштабах мировой экономики остро ставит проблему развития отраслей с высокой добавленной стоимостью и наукоемких производств, в русле современных направлений научно-технического прогресса. Главным условием продвижения по пути конкурентоспособности были и остаются инвестиции в реальный сектор экономики, куда относятся и естественные монополии [1] с особенностями их функционирования в условиях российской экономики.

Государственное регулирование инвестиционного процесса

Все особенности функционирования естественных монополий отражаются и на особенностях инвестиций в этой сфере. Рассмотрим некоторые из них. Естественные монополии занимают в системе рыночной экономики особенное положение, в силу естественной ограниченности конкурентного ценообразования. Общественный (государственный) контроль над ценообразованием является «естественной» необходимостью для экономики страны в целом, так как затраты на продукцию естественных монополий составляют высокую долю в себестоимости продукции большинства фирм, что существенно отражается на экономических мотивах и источниках инвестиций. Возникает тонкая и сложная проблема гармонизации общественных и корпоративных интересов. В 1971 году Стиглер [2] [1] разработал теорию, согласно которой государственное регулирование осуществляется, потому что существует спрос на данный вид регулирования и предложение. Спрос исходит от различных заинтересованных в покровительстве групп людей, которые хотят улучшить свое благосостояние. Государство обеспечивает предложение на рынке регулирования, путем распределения благ.

Если уровень цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий не превышает издержки, то источники инвестирования превращаются в общественную (государственную) проблему. Тогда государство должно разрабатывать инвестиционные программы в соответствии с требованиями конкурентоспособности, о чем речь шла выше.

Оно же берет на себя и обеспечение финансирования. Такой подход (его условно можно назвать патронажным) усиливает роль государства в инвестиционном процессе, и судьба развития естественных монополий оказывается в руках государственных чиновников и зависит от их уровня профессионализма, ответственности и т.д.

Корпоративное и корпоративно-государственное регулирование инвестиций

В условиях дефицита бюджетных средств трудно рассчитывать на эффективность данного направления решения инновационно-инвестиционной проблемы. Другим вариантом решения инвестиционной проблемы в условиях естественной монополии является установление (согласования) уровня цен, содержащих норму прибыли, достаточную для финансирования своих инвестиционных программ. В этом случае разработка и реализация инвестиционных программ является корпоративной функцией, но общество (государство) не устраняется от этого процесса. За ним остается участие в выработке стратегии развития и контроль над реализацией инвестиционных программ, включая контроль над источниками финансирования и их целевым расходованием.

Возможны и промежуточные варианты с корпоративно-государственным участием в инвестиционной деятельности естественной монополии.

Например, характерной особенностью инвестиционной политики государства последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальные вложения между отраслями, к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе [2].

Эффективность управления инвестициями

Разработка стратегии инвестиций как инструментария действий, направленных на повышение эффективности производства предусматривает решение ряда задач на основе оценки текущего состояния, тенденций развития и анализа состояния отраслевых рынков. При этом, если инструменты финансового анализа – как основа стратегического финансового планирования, хорошо известны, то методология системы формирования инвестиционных решений и инструменты ее реализации должны быть разработаны. В связи с этим ключевой проблемой исследований остается проблема оценки эффективности инвестиционных проектов (решений) (см. схему).

Схема

Принятие инвестиционных решений

Обновление материально-технической базы
Освоение новых видов деятельности
Увеличение объемов производства

В литературе господствуют методы оценки инвестиционных решений (проектов) по исключительно коммерческому критерию (NPV, IRR и др.) Их ограниченность для оценки инвестиций в условиях естественных монополий состоит в том, что не учитывается их специфика, а также общественные интересы, которые затрагиваются естественными монополиями, о чем говорилось выше. С этим связана сложная научная проблема выработки концепции и методов оценки эффективности инвестиционных проектов данного типа. В рамках данной статьи мы можем лишь определить концептуальный подход, резервируя разработку и обоснование модели в работах другого формата. Концептуальный подход (гипотеза) отражает сочетание общественного и корпоративного интересов, каждый из которых конкретизируется в определенных направлениях. Основополагающий подход к реализации этой идеи формируется на принципах декомпозиции интегрального инвестиционного процесса по критериям функций по типу функций Файоля [3], своеобразие которого заключается в попытке расширить область инвестиционного анализа на основе реализации многокритериальной оценки эффективности.

Оценка эффективности инвестиций на основе многокритериальной функции по типу функций Файоля

Напомним, что Файоль [3] различает шесть главных групп операций (функций) управленческой деятельности:

— технические операции (производство, выделка и обработка);

— коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);

— финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);

— страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);

— учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

— административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

«Каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным — эти шесть групп операций, или существенные функции, мы встречаем в нем всегда» [3]

В России косвенное определение функций предприятия дано в «Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций)» [4]. Учитывая данные рекомендации, и специфику отраслей естественной монополии, показатель эффективности системы производства может быть представлен совокупностью частных показателей вида:

Е = f ( Fnp; Fком; Fф; Fупр; Fсоц) (1)

где:

Fnp – производственная функция;

Fком – коммерческая функция;

Fф – финансовая функция;

Fупр – функция управления;

Fсоц –социальная функция.

На основе структурированного многофакторного анализа можно построить оптимизационные модели с обоснованным комбинированием отобранных факторов.

Данный подход расширяет представление о значимости инвестиционной деятельности естественных монополий, и основан на комплексном подходе к оценке эффективности инвестиционных проектов.

[1] Естественная монополия (англ. natural monopoly) — ситуация, при которой отрасль (компания, корпорация), производящая (и/или реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу невозможности заменить ее товары другими (пример: система электроснабжения города) — прим. ред.

[2] Джордж Стиглер (George Joseph Stigler, 1911— 1991) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1982 г., которой он был удостоен «за новаторские исследования промышленных структур, функционирования рынков, причин и результатов государственного регулирования» — прим. ред.

[3] Анри Файоль (1941—1925) — фр. экономист, представитель научного менеджмента, предприниматель, организатор. Развил и углубил ряд важных концепций научного управления. Важнейшие идеи Файоля изложены в книге "Общее и промышленное управление" (1916) — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:43