Финансовая отчетность и инвестиции в Российской Федерации

Новиков М.Г., Тамбиев О.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Новиков М.Г., Тамбиев О.Х. Финансовая отчетность и инвестиции в Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 75-80.

Аннотация:
В статье рассматривается проблема нехватки информации для пользователей финансовой отчетности российских предприятий. В частности, отсутствие в отчетности данных, представляющих интерес для определенного круга лиц, в том числе инвесторов и кредиторов. Определены причины, из-за которых возникла такая ситуация, и направление, в котором необходимо двигаться для ее решения.

Ключевые слова: финансовая отчетность, пользователи финансовой отчетности, содержание финансовой отчетности, требования к отчетности, прогнозные денежные потоки предприятия, риски предприятия, прогнозная стоимость



Серьезные потрясения, которые затронули сначала глобальный финансовый рынок, а затем и мировую экономику в целом, повлияли и на Россию и показали тем самым высокий уровень интеграции нашей экономики в мировое экономическое пространство.

В условиях усилившейся конкуренции за получение финансирования еще большее значение приобретают требования к информационной прозрачности компании, предъявляемые со стороны заинтересованных лиц. Особо актуальными в этой связи становятся вопросы расширения функциональных возможностей института отчетности в целом и коммуникативных функций финансовой отчетности в частности, что продиктовано расширением круга её пользователей.

Связи

В процессе операционной, инвестиционной, финансовой и любой иной деятельности организация устанавливает различные деловые связи, которые образуют её внешнюю и внутреннюю среду. По этой причине в отечественной и зарубежной финансово-экономической литературе пользователи информации чаще всего разделены на две группы – внешних и внутренних пользователей.

К внутренним пользователям информации относятся: управленческий персонал, руководство организации, акционеры, члены наблюдательных советов. К внешним относятся:

– инвесторы;

– кредиторы;

– деловые партнеры;

– налоговые органы;

– законодательные и правительственные организации;

– аудиторские и консультационные фирмы;

– фондовые биржи и их регуляторы;

– информационные агентства и др.

Особое место в рамках темы данной статьи в группе внешних пользователей занимают инвесторы.

С точки зрения инвестиционного законодательства выделяются несколько групп инвесторов, которые отличаются друг от друга в силу разного правового статуса. Так, согласно Закону «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» [1], инвесторы являются субъектами инвестиционной деятельности, осуществляющими вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающими их целевое использование.

Инвесторы

В ст. 3 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Следовательно, под определение субъекта инвестиционной деятельности подпадает широкий круг лиц, правовой статус которых конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах. Например, инвесторы как «физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги» [5, ст. 1], либо как лиц, которые «осуществляют капитальные вложения» [2, ст. 4, п. 2].

В результате того, что объектом инвестирования являются либо эмиссионные ценные бумаги, либо основной капитал, следует приобретение тех или иных прав по отношению к организации. Таким образом, согласно ст. 31 ФЗ «Об акционерных обществах» [3], ст. 67 ГК РФ в случае инвестиций в акции инвестор приобретает юридический статус участника (собственника) организации, согласно ст. 307, 323 ГК РФ – юридический статус кредитора. Следовательно, в состав инвесторов с точки зрения инвестиционного законодательства попадают и третьи лица (контрагенты).

Однако группы инвесторов отличаются не только правовым статусом, но и целями, мотивами присутствия в организации, характером получаемых выгод. Это приводит к обязательному разграничению группы собственников, инвесторов и деловых партнеров.

Причиной обособления категории собственников является обладание исключительным набором прав. Собственник владеет специфическим ресурсом в виде права на остаточный доход, то есть на распределение чистой прибыли или получение дивидендов и право голоса, влияющее на принятие управленческих решений.

Информация

Общим и для инвесторов и для собственников является то, что они предоставляют организации капитал на довольно длительный срок. Данный критерий, в свою очередь, является отличительной чертой инвесторов от других деловых партнеров.

На практике внутренние пользователи информации имеют возможность удовлетворять свои информационные потребности не только из финансовой отчетности организации, но и из управленческой отчетности, которая по ряду причин недоступна для внешних пользователей. Вследствие этого возникает информационная асимметрия, что приводит к неудовлетворенности внешних пользователей. Именно поэтому, на взгляд авторов, усиление коммуникативных функций отчетности должно быть направлено, прежде всего, на удовлетворение потребностей внешних пользователей, а именно инвесторов, кредиторов, деловых партнеров и др.

Анализу степени удовлетворенности потребностей внешних пользователей информации в современной отечественной и зарубежной литературе посвящено немало научных работ и исследований. Они показывают, что пользователи в наибольшей степени озабочены качеством и полнотой отражения данных о достоверности чистой прибыли, источниках финансирования предприятия и эффективности их использования, текущей и прогнозной акционерной стоимости, рисках организации, реальной стоимости нематериальных активов.

Эти данные позволяют инвесторам и заинтересованным пользователям составить реальную картину о финансово-экономическом положении дел на предприятии, определить справедливую стоимость этого предприятия и принять более взвешенное инвестиционное решение.

Очевидно, что в целях максимального учета интересов всех участников справедливая стоимостная оценка необходима не только заинтересованным пользователям и инвесторам, но и самой компании и её текущим акционерам.

Риски и гудвилл

Бухгалтерская отчетность раскрывает, как правило, информацию только лишь о уже свершившихся событиях. Однако положительная или отрицательная динамика основных отчетных показателей в прошлом вовсе не означает её продолжение в будущем. Именно поэтому не меньший интерес представляют данные прогнозного характера, раскрывающие информацию о перспективах бизнеса, как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе.

Для представления данных о прогнозной стоимости предприятия необходимо сначала спрогнозировать объемы доходов и расходов организации в будущем.

Поскольку вся деятельность предприятия постоянно сопряжена с определенными рисками, влияющими на стоимость предприятия в будущем, в рамках финансовой отчетности также необходимо представить отчет о рисках. В отчете о рисках необходимо раскрыть информацию о возможности существенного изменения законодательства, влиянии макроэкономических показателей, конкурентном окружении, производственных и управленческих рисках.

На основании данной информации определяется прогнозная (стратегическая) стоимость предприятия. Она представляет собой стоимость будущих экономических выгод компании с учетом влияния факторов риска.

В то же время стратегическая стоимость состоит из двух основных частей:

1) чистая стоимость материальных активов;

2) гудвилл (деловая репутация, нематериальная составляющая стоимости).

Гудвилл (деловая репутация) – нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Включает в себя нематериальные активы и иные трудно определимые «неосязаемые» факторы.

Исходя из вышеизложенного видно, что, имея данные о стратегической стоимости предприятия и чистой стоимости материальных активов, можно определить гудвилл организации. Все перечисленные параметры имеют важное значение и необходимы пользователям финансовой отчетности для принятия решений, следовательно, они должны быть отражены в отчетности хозяйствующего субъекта.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:09:41