Экономические технологии управления рисками деятельности предприятия

Еременко В.В., Киселица Е.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (140), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
На базе результатов исследований деятельности предприятий в области управления рисками, выполненных на юге Тюменской области, разработано несколько технологических решений, позволяющих минимизировать риски.

Ключевые слова: управление рисками, конкурентоспособность предприятия, финансовое состояние, неопределенность и риск, ситуационный анализ, диагностические показатели, технологические решения



Необходимое условие эффективности любой экономической системы – это экономическая свобода. Она предполагает наличие у субъектов определенной совокупности прав, гарантирующих им самостоятельное принятие решений, что одновременно является и источником неопределенности и риска.

Правильность принятия решения и успех на рынке при прочих равных условиях находятся в прямой зависимости от объема и качества задействованной информации. К сожалению, многие руководители, уделяя большое внимание организации производства и управлению себестоимостью продукции, еще не научились ориентироваться в таком роде информации.

Универсальные инструменты

Для получения полноценной информации предприятиям необходимо активно использовать ситуационный анализ своего положения на рынке. Это позволяет существенно снизить степень неопределенности, сопутствующей всем принимаемым решениям [1].

Выполненные нами на юге Тюменской области исследования показали, что только 20% предприятий и 8% торгово-закупочных организаций знакомы с основными идеями управления рисками. Однако из-за сложности получения информации и отсутствия рабочих методик около 80% респондентов отказываются ими управлять.

Каждое предприятие имеет свои особенности, и, соответственно, нуждается в гибких, универсальных инструментах управления рисками, легко адаптируемых к новым нестандартным ситуациям. Также методы должны отвечать свойству технологичности – способности предусматривать возможность обеспечения индивидуальными решениями в каждом конкретном случае и оценивать их в отношении рационального использования всех видов ресурсов.

Ситуационный анализ

Для обеспечения поиска и реализации рационального решения управления рисками были разработаны различные экономические технологии. Из них в каждой конкретной ситуации следует выбирать наиболее эффективную, обеспечивающую построение рационального решения. Для этого необходимо [2]:

– определить вид возможной рисковой технологической ситуации и уровень риска;

– выбрать соответствующую технологию управления рисками на основе ситуационного анализа положения предприятия на рынке;

– оценить степень известной информации;

– реализовать процесс управления рисками в соответствии с предлагаемыми в настоящей статье технологическими схемами.

Конечно, проведение ситуационного анализа – дорогое удовольствие. По оценке специалистов, его реальная стоимость может составлять от 5 до 10 тыс. долл. [2].

Предложенные автором технологии управления рисками на основе ситуационного анализа просты, доступны любым предприятиям, т.к. не требуют больших затрат. Нами сформированы 5 сложных по структуре направлений ситуационного анализа, где объединены 266 основных факторов, определяющих уровень информационной неопределенности и риска (рынки, товары, покупатели, конкуренты и внутрифирменная структура предприятия).

Естественно, что в каждом конкретном случае предприятию не следует изучать все 266 факторов. Чтобы определить рисковые ситуации, нами разработана система диагностических показателей, которая включает:

– показатели сбыта (темпы прироста в натуральных и стоимостных показателях);

– объем получаемой прибыли;

– изменение потребителей по качественному составу;

– уровень конкуренции и т.д.

В зависимости от вида рисковой ситуации предлагается использовать конкретную экономическую технологию.

Технология 1. Управление жизненным циклом товара

Управление риском организовано по принципу от простого к сложному. Первоначально следует попытаться найти выход улучшения создавшегося положения, не требующего перестройки производственного процесса и совершенствования товара. Следует изучить возможности изменения программы формирования спроса и стимулирования сбыта по отношению к существующему рынку, поиска новых сегментов, выхода на новые рынки.

Если это не приносит ожидаемого успеха, следует попытаться модифицировать товар, либо перейти к выпуску нового: технологическая схема предусматривает различные наборы проведения исследований.

Технология 2. Обоснование проекта развития действующего предприятия

Проект развития действующего предприятия или создания нового производства должен соответствовать следующим требованиям, предполагающим его успех на рынке:

– создание товара, не имеющего аналога или более конкурентоспособного, чем у конкурента;

– товар аналогичен тем, что имеются на рынке, который достаточно емкий, чтобы вместить еще одного производителя;

– предприятие располагает более значительными, чем у конкурента ресурсами;

– избранная позиция наиболее полно отвечает конкурентным возможностям предприятия.

То есть, товар должен быть более конкурентоспособен, чем у конкурентов, либо емкость рынка позволяет реализовать обычный товар. Эти требования легли в основу технологии, разработанной автором.

Цель первой стадии проведения ситуационного анализа – это оценка шансов успешной реализации проекта. Для этого вначале менеджер должен определить предполагаемую конкурентоспособность создаваемого товара (K). Требование, предъявляемое к интегральному показателю оценки конкурентоспособности, следующее:

К >= 1 + - E + F,

где:

E – возможная ошибка, связанная с точностью определения показателя конкурентоспособности (предлагается принимать, равную 10 %);

F – запас конкурентоспособности, обеспечивающий приоритет нового товара и получение большей прибыли (предлагается принимать равным 5–8 %).

Если уровень конкурентоспособности небольшой, следует попытаться улучшить потребительские свойства товара и (или) снизить его стоимостные характеристики, позволяющие повысить конкурентоспособность. Можно оценить шанс успешного вывода на рынок и неконкурентоспособного товара: определить емкость рынка и возможную собственную долю рынка. В противном случае следует отказаться от проекта.

Технология 3. Проведение планового ситуационного анализа

Плановый ситуационный анализ проводится с периодичностью, устанавливаемой самим предприятием. Она может быть ежемесячной или ежеквартальной в зависимости от объемов производственно-хозяйственной деятельности и специфики товара.

Мы предлагаем включать в набор диагностических показателей экспресс-анализ финансового состояния, элементы анализа хозяйственной деятельности, маркетингового аудита и прочие, связанные со специфической деятельностью предприятия.

Второй этап заключается в поиске факторов, повлиявших на изменение прогнозных значений. Они состоят из двух групп факторов:

а) известных – ухудшение результатов производственно-хозяйственной деятельности является следствием известного события. В этом случае решение следует принимать компетентными специалистами с использованием метода экспертных оценок;

б) неизвестных – управленческий персонал затрудняется назвать четкую причину. Тогда технологическая схема предусматривает поиск неучтенных или неправильно учтенных факторов, вызвавших отклонение.

Технология 4. Проведение экстренного ситуационного анализа

Экстренный ситуационный анализ проводится при наступлении непредвиденной ситуации, носящей явно выраженный характер, например, при форс-мажорных обстоятельствах. Специфическими особенностями этой ситуации являются большой дефицит времени на исследования и то, что речь идет не о вероятности возникновения, а о уже сложившейся критической ситуации.

Поэтому особенно тщательное выполнение оценки положения предприятия на рынке является, с одной стороны, более важным и необходимым, а с другой – достаточно сложным. Это обусловлено тем, что большинство менеджеров нередко ошибочно считают, что причины, приведшие к рисковой ситуации, им известны.

Предложенные экономические технологии разработаны применительно к возможным рисковым ситуациям для более или менее стандартных ситуаций. В действительности возможны их комбинации, промежуточные варианты. Как показали исследования, предлагаемые технологии могут служить надежной основой, но требуют творческого подхода со стороны менеджера.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:56:47