Концептуальные отличительные характеристики стратегического менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье раскрыты специфические особенности процесса стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, стратегический менеджмент, внешняя торговля, миссия предприятия, международный бизнес, анализ внешней среды, стратегическое видение
Современные условия хозяйствования предприятий, работающих на зарубежных рынках, являются результатом активной демонополизации и либерализации в сфере внешнеэкономических связей России. Сегодня в этой сфере требуются самостоятельные решения широкого круга проблем. Среди них важное место занимает проблема стратегического управления их деятельностью.
Первоочередной задачей до сих пор является обучение общим основам стратегического управления без привязки к специфике отдельных областей и видов деятельности различных фирм. Это вызывает необходимость глубокого исследования проблематики стратегического менеджмента внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий. Обе указанные предметные области часто рассматриваются и разрабатываются по отдельности.
Стратегический взгляд на мировой рынок
Процесс стратегического управления на предприятиях, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, значительно более сложен, чем в компаниях, функционирующих только на внутреннем рынке. Последние имеют дело с одним национальным правительством, одной валютой, одной политической, правовой и экономической системой и, как правило, одним языком и сравнительно однородной культурой страны базирования.
Вместе с тем, стратегический менеджмент внешнеэкономической деятельности следует идентифицировать как неотъемлемую составляющую общей системы стратегического управления предприятием (рис. 1).
Следовательно, стратегический менеджмент внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, опирается на общие подходы к стратегическому управлению, используемые на предприятии. С другой стороны, он имеет свою специфику, вытекающую из стоящих задач.
Стратегический управление внешнеэкономической деятельностью предприятия определяется автором как многоплановый процесс, направленный на разработку и реализацию стратегии развития ВЭД в составе общей стратегии, исходя из соответствующих возможностей и с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде.
Рис. 1. Процесс стратегического управления на предприятии, осуществляющем внешнеэкономическую деятельность.
Среда
Концептуальные отличительные характеристики стратегического менеджмента внешнеэкономической деятельности предприятия заключаются в следующем.
Во-первых, совершенно особое значение в процессе стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия приобретает анализ внешней среды. Его специфика заключается в необходимости учета и изучения гораздо большего количества факторов, характеризующих внешнюю среду: экономических, политических, правовых, культурных и др., что требует больших затрат времени, финансовых, трудовых и прочих ресурсов.
Во-вторых, анализ факторов внутренней среды предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, качественно отличается от соответствующего анализа, проводимого для компании, функционирующей только на внутреннем рынке.
Хотя внешне факторы, характеризующие внутреннюю среду предприятий, действующих только на внутреннем и зарубежном рынках, схожи между собой, однако более глубокое рассмотрение отдельных групп факторов имеет свою специфику.
Так, анализ трудовых ресурсов предприятия – участника внешнеэкономической деятельности, помимо традиционных оценок (количество работающего персонала, половозрастная структура и пр.), обязательно должен содержать в себе ответы на многие другие вопросы. Например, насколько персонал фирмы владеет теми или иными иностранными языками, знает ли особенности культуры, организации и функционирования производства в том или ином иностранном государстве и т.п.
Миссия, задачи, решения, способы реализации стратегии
В-третьих, свою специфику имеет определение стратегического видения и миссии предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Это связано с расширением или иным изменением круга потребителей выпускаемой продукции, пересмотром продуктовой ниши [2, с. 186], необходимостью наличия нескольких миссий и видений (для каждого подразделения компании) [1, c. 564–565].
В-четвертых, в процессе стратегического управления внешнеэкономической деятельностью у предприятия возникает необходимость постановки специфических целей и задач. Они связаны, с одной стороны, с особыми требованиями к персоналу, обусловленными, прежде всего, общекультурными различиями между странами, с другой стороны, с адаптацией выпускаемой продукции к зарубежным стандартам.
В-пятых, спектр возможных стратегических решений во внешнеэкономическом бизнесе значительно более широк. Это обусловлено наличием дополнительных источников получения конкурентных преимуществ, недоступных для компаний, обслуживающих только внутренний рынок.
В-шестых, ввиду указанных обстоятельств одна и та же выбранная стратегия может быть реализована совершенно разными способами, в зависимости от того, на каком рынке работает предприятие — на внешнем или только на внутреннем.
Таким образом, перечисленные специфические особенности процесса стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятия вызывают необходимость адаптации существующих техник и методик стратегического менеджмента применительно к предприятиям внешнеэкономического комплекса. Они также диктуют особые требования к построению системы организационно-экономического обеспечения функционирования механизма стратегического менеджмента на данных предприятиях.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:16:34