Государственная поддержка как фактор ускорения инвестирования средств в развитие малых предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье обосновывается необходимость инвестиций в малый бизнес и рассматриваются основные факторы их эффективной государственной поддержки.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инвестиции, государственное регулирование экономики, государственная поддержка, инвестиционный проект
Функционирование экономики страны во многом зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. Малое предпринимательство – это функциональный элемент национального хозяйства [1, стр. 47]. Чем устойчивее позиции малого бизнеса и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам [3, стр. 16].
Способность к изменениям изначально присуща малому предпринимательству. Малому предприятию гораздо легче изменить технологию производства, структуру управления и даже область деятельности, чем крупному. Но разработка и осуществление проектов таких изменений неизменно связаны с вложением средств. Таким образом, инвестиции в развитие малых предприятий играют важную роль в современной экономике.
Что препятствует инвестициям в развитие малого бизнеса?
Подчёркивая сильные стороны и важное значение инвестирования средств в развитие малого предпринимательства, необходимо отметить и его недостатки.
Во-первых, малый бизнес, являясь эффективной формой проведения инвестиций, в то же время лишен профессиональной структуры менеджмента. Ведь обычно владелец малого предприятия имеет ограниченный опыт работы и зачастую не обладает необходимыми профессиональными навыками.
Во-вторых, для малых предприятий характерны высокие риски и ограниченная собственная ресурсная база. Это не позволяет в полной мере использовать инвестиционные возможности компании.
Также серьёзными проблемами являются:
– изменчивость законодательной базы;
– отсутствие единого механизма поддержки малых предприятий;
– незавершённость становления форм собственности;
– слабая развитость услуг страхования;
– наличие существенного сектора «теневой» экономики;
– несовершенная конкурентная среда, ненадёжность контрагентов и проч.
Такое сочетание сильных и слабых сторон требует оказания этому сектору экономики государственной поддержки.
Системность и селективность
Развитие частного предпринимательства в России является одной из приоритетных сфер и важным условием выхода страны из экономического кризиса. Именно исходя из этого следует строить стратегию поддержки инвестиций в развитие малого бизнеса.
Можно выделить шесть основных факторов эффективной государственной поддержки инвестирования средств в развитие малого предпринимательства.
Первым фактором является системность и целостность управления малым предпринимательством. Стратегия развития малого бизнеса имеет два подхода:
– целенаправленное и последовательное развитие макроэкономических условий для всех предприятий всех форм собственности;
– протекционистский подход, включающий разработку и реализацию целевых программ поддержки малого предпринимательства.
Россия в целом и большинство ее регионов пошли по второму пути. Но, независимо от выбранной концепции поддержки, все осуществляемые мероприятия должны проводиться системно, последовательно и не должны противоречить друг другу.
Вторым фактором является использование принципа селективности. Он может быть определён двояко: во-первых, как поддержка малого бизнеса в определенных отраслях экономики или регионах. Во-вторых, как поддержка определенных групп малых предпринимателей (начинающие свою деятельность, инновационные, женские, молодежные и т.д.).
Селективная поддержка, оказываемая наиболее перспективным инвестиционным проектам, а также проектам, наиболее важным с социально-экономической точки зрения, способствует преодолению несовершенства рынка. Также она создает условия для развития сектора малого предпринимательства, и для повышения эффективности экономики в целом.
Целевой характер господдержки, адекватность целеполагания, кадры и анализ результатов
Третьим фактором эффективной государственной поддержки является использование таких методов, которые имеют адресный, целевой характер с акцентом на использование внутреннего потенциала малого предпринимательства. Необходимы дальнейшие меры по совершенствованию системы функционирования конкурсного механизма использования государственных ресурсов и распределения заказов.
То есть выбор малых предприятий, которым будет предоставлена государственная поддержка, не ограничивается выбором их отдельной категории. В выбранных группах малых предприятий поддержка должна быть оказана тем из них, которые смогут привлечь хотя бы часть средств для инвестирования собственными силами, и обеспечат максимальную отдачу при использовании привлечённых средств.
Четвёртый фактор – адекватность целей и задач реальным ограничениям, к которым относятся общее состояние экономики, положение с бюджетом, характер федеральных отношений и т.д. Важно, чтобы целеполагание и описание предполагаемого конечного результата опирались на научный анализ и прогнозирование инвестиционных процессов, а не на субъективные пожелания или намерения государственных органов управления.
Пятым фактором является наличие необходимого кадрового обеспечения. С одной стороны, эффективность поддержки малого предпринимательства зачастую зависит от личной инициативы, заинтересованности и квалификации представителей органов региональной власти. С другой стороны, не у всех бизнесменов есть необходимый опыт, который требуется для успешного привлечения государственной поддержки и дальнейшего осуществления инвестиционных проектов.
Шестой фактор – наличие системы обратной связи и информационного обеспечения. Важно не только проконтролировать результаты проведенных инвестиций, но и отследить дальнейший путь развития предприятия, получившего государственную поддержку.
Эффективность господдержки инвестиций
В то же время необходимо отметить, что наличие всех указанных факторов ещё не является гарантией эффективной поддержки инвестиций в развитие малого предпринимательства. Такая поддержка должна носить стимулирующий характер, но не приводить в то же время к разбалансированию рыночного механизма [2, стр. 90].
Также при построении системы государственной поддержки инвестиций в развитие малого предпринимательства следует учитывать, что государство и бизнес имеют специфические функции и цели. Государственная политика в отношении инвестиций в развитие малого предпринимательства может быть эффективной только тогда, когда её основное направление совпадает с внутренним вектором развития самих предприятий.
Поддержка со стороны государства должна быть направлена на поощрение процесса саморазвития бизнеса и на устранение препятствий для этого развития, с использованием инструментов и стимулов для достижения общих социально-экономических целей.
Таким образом, мы приходим к выводу, что создание действенных механизмов поддержки инвестиций в развитие малого предпринимательства возможно лишь на основе оптимального сочетания собственных средств малого бизнеса, привлечённых ресурсов частного капитала и, лишь в последнюю очередь, средств государственной поддержки.
Финансирование инвестиционных проектов должно проводиться только на конкурсной основе. Для оказания поддержки малым предприятиям могут быть использованы не только денежные средства, но и их эквиваленты (залоги, гарантии, поручительства, доли в уставном капитале), а также земля, здания, сооружения, машины, оборудование и любое другое имущество, используемое в производстве, в том числе и имущественные права.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:25:13